Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как община может принимать, учитывать и выдавать гуманитарную помощь – разъяснение экспертов

07.06.2022 230 0 0

Эксперты консультативной рабочей группы по вопросам местных бюджетов в условиях военного положения, созданной по инициативе Минрегиона, ответили на вопросы читателей портала «Децентрализация»: «Каков порядок учета гуманитарной помощи, которую получают исполнительные органы совета, как координационные центры в территориальной общине, от городов -побратимов, волонтеров, военной администрации для обеспечения потребностей и ее выдачи через коммунальные учреждения, неприбыльные предприятия вынужденным переселенцам, прибывающим в населенные пункты общества, семьям, попавшим в затруднительное положение, гражданам льготной категории и т.д.».

Органы местного самоуправления и их должностные лица действуют только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в Автономной Республике Крым - также нормативно правовыми актами Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым, принятыми в пределах их компетенции (ч.3 ст.24 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине").

В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления также осуществляют полномочия в соответствии с Законом Украины "О правовом режиме военного положения").

В соответствии с Законом Украины от 22 октября 1999 года № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (далее – Закон № 1192) гуманитарная помощь – целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощь виде выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемых иностранными и отечественными донорами по гуманным мотивам получателям гуманитарной помощи.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.03.2022 № 202 «Некоторые вопросы получения, использования, учета и отчетности благотворительной помощи» (далее – постановление № 202) Правительством определено, что в условиях военного положения не распространяются установленные законодательством требования по получению, использованию, учету и отчетности благотворительной помощи от юридических и физических лиц – резидентов и нерезидентов.

Кроме того, 7 марта 2022 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 224 "Об утверждении перечня категорий товаров, признаваемых гуманитарной помощью без осуществления процедуры признания таких товаров гуманитарной помощью в каждом конкретном случае, на период военного положения и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по вопросам гуманитарной помощи" (далее – постановление № 224) по соответствующему Приложению 1 (далее – перечень товаров, признаваемых гуманитарной помощью).

Гуманитарной помощью признаются товары, в которых в товаро-сопроводительных и/или перевозочных документах содержится соответствующая запись о принадлежности такого товара к гуманитарной помощи (Источник).

То есть, ОМС – получателю следует обращать внимание на то, есть ли запись, что товар является гуманитарной помощью.

Также важно для понимания законодательства в этой сфере то, что постановление № 224 принято в соответствии с частью седьмой статьи 15 Закона Украины "О гуманитарной помощи" и пункта 4 раздела II "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и других законодательных актов Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения.

То есть речь идет не о благотворительной деятельности и помощи, а чисто о гуманитарной помощи. А эти понятия не тождественны, что подтверждает, в частности, наличие двух разных профильных законов.

Гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности, а не видом благотворительной помощи и должна направляться в соответствии с обстоятельствами, объективными потребностями, согласием ее получателей и при условии соблюдения требований статьи 3 Закона Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 05.07.2012 г. № 5073-VI (далее - Закон № 5073 от 05.07.2012 г. № 5073-VI (далее - Закон № 5073). Об этом говорится в статье 1 Закона № 1192 (о гуманитарной помощи). А в статье 3 Закона № 5073 речь идет только о целях и сферах благотворительной деятельности, которые должны совпадать при получении гуманитарной помощи и осуществлении благотворительности.

Согласно статье 1 Закона №1192 органы местного самоуправления определены получателями гуманитарной помощи. Соответственно, ОМС должны соблюдать процедуру документального оформления гуманитарной помощи, ведение соответствующего учета и отчетности, предусмотренных данным законом, в зависимости от их полномочий.

Согласно абз.1 статьи 11 Закона № 1192 специально уполномоченные государственные органы по вопросам гуманитарной помощи ведут учет, статистическую отчетность гуманитарной помощи.

Специально уполномоченные государственные органы по гуманитарной помощи определены ст.4 Закона № 1192.

Органы местного самоуправления базового уровня не относятся к этим органам

Соответствующие специально уполномоченные государственные органы по вопросам гуманитарной помощи и налоговые органы осуществляют контроль использования гуманитарной помощи по целевому назначению (абз.2 ст.11 Закона № 1192).

Получатель гуманитарной помощи и приобретатель гуманитарной помощи (юридическое лицо) ежемесячно в установленном порядке представляют в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по вопросам гуманитарной помощи отчеты о наличии и распределении гуманитарной помощи до полного использования всего объема полученной гуманитарной помощи (абз.5 ст.11 Закона № 1192).

Бухгалтерский учет гуманитарной помощи и соответствующая отчетность осуществляется получателями гуманитарной помощи и приобретателями гуманитарной помощи (юридическими лицами) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики помощи (абз.4 ст.11 Закона № 1192).

Важно! В ст.11 Закона № 1192 отдельно идет речь и об «учете, статистической отчетности», и «отчетах о наличии и распределении гуманитарной помощи», и о «бухгалтерском учете и соответствующей отчетности».

Исходя из того, о каком учете идет речь и кто должен его осуществлять (или специально уполномоченные государственные органы по гуманитарной помощи, или получатели, или приобретатели), применяются соответствующие правила, установленные законодательством по ведению гуманитарной помощи.

Далее указаны участники гуманитарной помощи:

  • Донор
  • Получатель
  • Приобретатель

 Иностранные или отечественные юридические и физические лица в Украине или за ее пределами, добровольно оказывающие гуманитарную помощь получателям гуманитарной помощи в Украине или за ее пределами.
Юридические лица, получающие гуманитарную помощь от доноров и являющиеся по сути промежуточным звеном между донорами и приобретателями (ТГ)
Физические и в некоторых случаях юридические лица, которым напрямую адресована гуманитарная помощь.

Оформление получения и передачи гуманитарной помощи при реализации бюджетного процесса

Согласно ч.1 ст.61 Закона Украины «О местном самоуправлении» (далее - № 280), «органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах в городах (в случае их создания) самостоятельно составляют и одобряют прогнозы соответствующих местных бюджетов , разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты согласно Бюджетному кодексу Украины».

Таким образом, если совет получает гуманитарную помощь, которую в дальнейшем планируется передавать другим учреждениям и/или физическим лицам, то он входит в состав второй подгруппы второй группы собственных поступлений. В то же время применяется код доходов 25020200 «Поступления, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мер по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества , находящихся в частной собственности физических или юридических лиц. Согласно ст. 13 БКУ такие поступления могут направляться на выполнение соответствующих целевых мер (за счет поступлений подгруппы 2 второй группы).

Напоминаем! В случае получения гуманитарной помощи в натуральной форме (товары, работы, услуги) следует составить и подать в органы Госказначейской службы Справку о поступлении в натуральной форме. Сделать это следует позже последнего рабочего дня отчетного месяца. Форма справки приведена в приложении 25 к Порядку № 938 (Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 23 августа 2012 года № 938 с изменениями).

Кроме того, такие поступления не носят постоянного характера и не планируются распорядителями бюджетных средств в своих сметах. Учитывая указанное, в случае фактического получения гуманитарной помощи необходимо внести изменения в смету в части специального фонда по собственным поступлениям.

О ведении бухгалтерского учета гуманитарной помощи и осуществлении контроля

При получении гуманитарной помощи соответствующий ОМС является получателем гуманитарной помощи – посредником между донором и приобретателем гуманитарной помощи, но тем не менее в момент ее получения у него увеличиваются активы, хранящиеся определенное время, после чего они направляются приобретателю (юридическому или физическому лицу) по целевому назначением. В результате происходит их уменьшение (т.е. фактическое использование). Согласно ст.1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» указанные мероприятия являются хозяйственной операцией - действием или событием, вызывающим изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.

Бухгалтерский учет гуманитарной помощи и соответствующая отчетность осуществляются получателями гуманитарной помощи и приобретателями гуманитарной помощи (юридическими лицами) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуемую государственную финансовую политику (Министерством финансов Украины).- абз.4 ст.11 Закона №1192.

Ведение бухгалтерского учета выполнения местных бюджетов осуществляются с учетом положений статей 56 и 57 Бюджетного кодекса Украины и (БКУ)

В свою очередь, абз.2 ч.2 статьи 56 установлено следующее: бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Министерством финансов Украины» .

Министерство финансов Украины в письме от 27.04.2022 г. № 41020-06-5/8479 напомнило, что Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999г. №996-XIV распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно правовых форм и форм собственности.

Вместе с тем, в абз.2 ч.2 ст.4 БКУ установлено следующее: если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, чем в этом Кодексе, применяются соответствующие нормы настоящего Кодекса.

Таким образом, БКУ является приоритетным нормативно правовым актом, положения которого являются обязательными для выполнения бюджетными учреждениями (в частности, ОМС). Поэтому ОМС должны вести бухгалтерский учет и составлять соответствующую отчетность согласно требованиям БКУ.

Получение гуманитарной помощи нужно подтверждать первичными документами ( ст. 9 Закона о бухучете).

Первичные документы включают следующие обязательные реквизиты:

  • название документа (формы);
  • дату составления;
  • название предприятия, от имени которого составили документ;
  • содержание, объем, единицу измерения хозяйственной операции;
  • должности лиц, ответственных за проведение и правильность оформления хозяйственной операции;
  • личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвовавшее в проведении хозяйственной операции

Порядок отражения в бухучете активов, полученных в качестве гуманитарной помощи, определен НП(С)БОДС 121 «Основные средства», НП(С)БОДС 122 «Нематериальные активы», НП(С)БОДС 123 «Запасы», а также в Методических рекомендациях по бухгалтерского учета для субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).

Важным моментом оприходования является стоимость, по которой гуманитарная помощь будет отражена в бухучете.

Далее кратко информация о правилах, которые следует соблюдать при ведении бухгалтерского учета гуманитарной помощи, которая может быть разнообразной.

Основные средства

Первоначальной стоимостью основных средств (далее – ОС), полученных бесплатно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора):

есть их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БОДС 121 (п. 7 разд. II настоящего стандарта);
может быть стоимость, по которой имеется достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БОДС 121.
Первоначальная стоимость ОС, полученных от субъектов госсектора, отражается так же, как и в случае обычного получения, но с указанием начисленной суммы износа (п.8 разд. II НП(С)БОДС 121).

Если достоверная информация о первоначальной стоимости ОС отсутствует, она определяется уровнем справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится согласно законодательству.

 Нематериальные активы

Первоначальной стоимостью объекта нематериальных активов (далее – НА), бесплатно полученного от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора):

есть его справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, непосредственно связанных с приведением НА в состояние, пригодное для использования по назначению, и расходов, предусмотренных п. 6 разд. II Методрекомендаций №11 (п. 10 разд. II этих Методрекомендаций);
может быть стоимость, в отношении которой имеется достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 6 разд. II Метод рекомендаций №11.
Активы, полученные безвозмездно в качестве безвозвратной помощи, подарка, принимаются комиссией, образованной приказом руководителя субъекта госсектора, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерской службы.

 Запасы

Первоначальная стоимость запасов, полученных безвозмездно в случаях, предусмотренных законодательством, от юридических и физических лиц, равна справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II Методрекомендаций №11 (п. 24 разд. II этих Методрекомендаций).

Первоначальной стоимостью запасов, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора), может быть стоимость, относительно которой есть достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II Метод рекомендаций №11.

Запасы, полученные безвозмездно от субъектов госсектора, отражаются по балансовой стоимости передавшего их субъекту госсектора, но с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II Метод рекомендаций №11.
Контроль

Вопросы осуществления контроля остаются актуальными, поскольку согласно ст.26 БКУ каждый распорядитель бюджетных средств должен обеспечить организацию и внутренний контроль.

Типовых (официально утвержденных или рекомендованных) документов по установке детальных правил осуществления контроля органами местного самоуправления по гуманитарной помощи не существует. Поэтому с учетом конкретной ситуации и целей обеспечения контроля ОМС в пределах своих полномочий следует соблюдать как минимум:

  • требований бюджетного и другого законодательства в части осуществления контрольных мероприятий, мониторинга получения, хранения, передачи гуманитарной помощи, ведения учета и составления отчетности, информирования; определение ответственных лиц;
  • требований Министерства социальной политики как центрального органа исполнительной власти, определяющего политику в этой сфере (на сайте министерства содержится информация о вопросах гуманитарной помощи, формы отчетов о наличии и распределении гуманитарной помощи, утвержденные приказом Министерства социальной политики Украины №539 от 31.07.2020 г. );

Закон Украины «О местном самоуправлении» - в части оформления соответствующими решениями (в установленном Уставом порядке) вопросов, связанных с получением, сохранностью, передачей гуманитарной помощи, ее оформлением, отчетностью и т.д.
Схематически процесс поступления и оформления гуманитарной помощи представлен на сайте Кабмина.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу