• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

При публичных закупках членами тендерных комитетов могут быть не только служебные лица заказчика (обзор Закона «О публичных закупках»)

Ярослава Дуброва

22.01.2016 1203 0 0

25.12.15 г. Верховная Рада приняла Закон «О публичных закупках» (далее – Закон). В соответствии с Заключительными положениями данного Закона (разд. VIII) он вступает в силу со следующего дня после дня его опубликования, и вводится в действие:

  • с 01.04.16 г. – для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования;
  • с 01.08.16 г. – для всех заказчиков.

По состоянию на 16.01.16 г. Закон еще готовится на подпись. Но поскольку новации очень существенны, рассмотрим основные из них, чтобы заказчики уже были готовы к внедрению их на практике.

Так, Закон объединяет в себе положения Закона от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197) и Закона от 24.05.12 г. № 4851-VI «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 4851). При этом Законы № 1197 и № 4851 отменяются, но не ранее дня вступления в силу принятым Законом:

  • Закон № 1197 – с 01.08.16 г.;
  • Закон № 4851 – с 01.04.16 г.

Законом предусмотрено обязательное проведение закупок, начиная с соответствующих стоимостных пределов, через электронную систему. Заметим, что стоимостные пределы применения Закона остались такими же, как Закона № 1197 (≥ 200 тыс. грн. – для товаров/услуг и ≥ 1,5 млн грн. – для работ) и Закона № 4851 (≥ 1 млн грн. – для товаров/услуг и ≥ 5 млн грн. – для работ).

Вместе с тем, при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, указанной выше, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные Законом, и могут использовать электронную систему закупок в целях отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

Заметим, что Закон частично распространяется и на «допороговые» закупки, а именно, если ожидаемая стоимость закупки ≥ 50 тыс. грн. и ≤ указанных выше стоимостных пределов. При таких условиях, если заказчик решил закупить по прямым договорам без проведения электронных торгов, он должен обнародовать отчет о заключенном по этому предмету закупки договоре в системе электронных закупок в срок в течение одного календарного дня со дня заключения договора.

Следует отметить, что в Законе изменена основная «закупочная» терминология, хотя ее содержание осталось неизменным. Так:

  • государственные закупки переименованы на «публичные закупки»;
  • конкурс – на «тендер»;
  • документация конкурсных торгов – на «тендерная документация»;
  • предложение конкурсных торгов – на «тендерное предложение»;
  • комитет по конкурсным торгам – на «тендерный комитет».

Законом предусмотрены три вида процедур публичных закупок, а именно:

  • открытые торги и конкурентный диалог (конкурентные процедуры закупок);
  • переговорная процедура закупки (неконкурентная процедура).

В настоящий момент Законом № 1197 предусмотрено пять процедур государственных закупок.

Следует отметить, что такая процедура, как открытые торги, осуществляется с обязательным проведением аукциона с самой низкой ценой и с учетом неценовых критериев. При этом кроме «цены» (удельный вес – не менее 70 %) критериями оценки могут быть и другие критерии, которые являются такими же, как и в Законе № 1197, например: «условия оплаты», «срок выполнения», «гарантийное обслуживание» и др.

Законом предусмотрено, что оценка тендерных предложений осуществляется автоматически электронной системой закупок на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, а также путем применения электронного аукциона.

При этом после оценки электронной системой закупок тендерных предложений заказчик рассматривает их на соответствие требованиям тендерной документации по перечню участников, начиная с участ-ника, предложение которого определено наиболее экономически выгодным по результатам оценки.

Если же тендерное предложение, определенное наиболее экономически выгодным по результатам оценки, заказчик отклонил, то он рассматривает следующее предложение из перечня участников, которое считается наиболее экономически выгодным.

Обращаем внимание, что оценка и рассмотрение тендерных предложений по тем торгам, стоимостные пределы которых составляют для товаров и услуг – 133 тыс. евро, а для работ – 5 150 тыс. евро (ч. 4 ст. 10 Закона), осуществляются наоборот.

Так, заказчик до проведения автоматической оценки тендерных предложений сначала рассматривает их на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определяет соответствие участников квалификационным критериям. В таком случае электронная система закупок осуществляет оценку только тех тендерных предложений, которые не были отклонены заказчиком по результатам такого предварительного рассмотрения.

Интересным моментом здесь является соблюдение конфиденциальности. Так, как предусмотрено Законом, электронная система закупок должна быть общедоступной, а хранение информации и документов должно проходить таким образом, чтобы гарантировать неприкосновенность данных об участниках и их предложениях во время проведения процедуры закупки и их конфиденциальность до момента раскрытия тендерных предложений.

При этом целью реформирования системы закупок, в частности, является борьба с коррупционными рисками, избежание их через механизм, когда никто – ни заказчик, ни участники – не знает, кто именно (какие компании, фирмы и т. п.) принимает участие в торгах, вплоть до определения победителя. Указанное позволило бы избежать влияния заказчика и участников на результаты торгов.

И такой механизм, действительно, реализован в Законе для торгов, стоимость которых не превышает 133 тыс. евро (для товаров и услуг) или 5 150 тыс. евро (для работ). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона раскрытие тендерных предложений с информацией и документами, подтверждающими соответствие участника квалификационным критериям, а также информацией и документами, которые содержат техническое описание предмета закупки, осуществляется автоматически электронной системой закупок сразу после окончания электронного аукциона. А перед началом электронного аукциона автоматически раскрывается только информация о цене/приведенных ценах тендерных предложений без указания наименований и информации об участниках.

Однако в торгах, когда стоимость превышает 133 тыс. евро (для товаров/услуг) или 5 150 тыс. евро (для работ), как мы отмечали выше, механизм рассмотрения предложений предшествует их оценке, а следовательно, заказчик до проведения аукциона уже знает названия участников, а также и участники будут знать своих конкурентов в таких торгах. Учитывая «украинские» реалии проведения закупок, это может быть риском заговора то ли между участниками, то ли между заказчиком и участником(ами).

Что касается второго вида предусмотренной в Законе процедуры закупки, а именно: «конкурентный диалог», то она проводится в два этапа и применяется в следующих случаях:

  • невозможность определения необходимых технических, качественных характеристик товаров и работ или определения вида услуг;
  • если для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести переговоры с участниками (при этом предметом закупки являются консультационные, юридические услуги, разработка информационных систем, программных продуктов, осуществление научных исследований и т. п.).

Применение переговорной процедуры закупки не изменилось: условием является исключительность и проведение переговоров с одним или несколькими участниками, а также наличие предусмотренных Законом оснований. Такие основания в целом не изменились, однако законодатель отдельные из них конкретизировал. Например, такая процедура может быть применена, если заказчик дважды отменил торги из-за отсутствия достаточного количества участников, однако законодатель определил в качестве условия то, что предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не могут отличаться от требований, определенных заказчиком в тендерной документации.

Стоит также отметить, что переговорная процедура, учитывая новации, будет осуществляться без предварительного обнародования информации о ее проведении. Так, обнародовать будут только сообщения о намерении заключить договор после проведения переговоров с участником процедуры.

Заметим, что представление информации во время проведения процедур закупок согласно Закону осуществляется в электронном виде через электронную систему закупок.

Электронная система закупок – это информационно-телекоммуникационная система, которая обеспечивает проведение процедур закупок, создание, размещение, обнародование и обмен информацией и документами в электронном виде, в состав которой входит веб-портал Уполномоченного органа (Минэкономразвития), авторизованные электронные площадки, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами.

Существенные изменения претерпел вопрос обнародования информации и документов по процедурам. Заказчикам следует обратить внимание на то, что для большинства случаев рабочие дни заменены на календарные, а сроки обнародования уменьшены до одного календарного дня. При этом законом предусмотрены для обнародования новые документы, которые ранее не обнародовали заказчики, например: протокол рассмотрения тендерных предложений, сообщения о намерении заключить договор о закупке, договор о закупке. Отдельную информацию автоматически будет формировать и обнародовать электронная система закупок: протокол раскрытия тендерных предложений, отчет о результатах проведения процедуры закупки.

Интересно, что торги, учитывая новации, может проводить не только тендерный комитет заказчика, но и определенное заказчиком уполномоченное лицо (лица).

Так, уполномоченное лицо (лица) – это служебное, должностное, а также другое физическое лицо заказчика, которое определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки согласно закону на основании собственного распорядительного решения или трудового договора (контракта).

При этом организация работы, то есть проведение процедур закупок, осуществляется уполномочен-ным лицом самостоятельно, в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или же положения.

Кроме того, Закон предусматривает, что Кабмином, органами местного самоуправления могут быть определены в качестве заказчиков централизованные закупочные организации. Такие организации (юридические лица) организуют и проводят процедуры закупок и закупки по рамочным соглашениям в интересах заказчиков в порядке, предусмотренном Законом.

Законодатель также предусмотрел в Законе, что пройти обучение по вопросам организации и осуществления закупок может как председатель и секретарь тендерного комитета, так и другие члены тендерного комитета, уполномоченные лица, которые будут проводить торги.

Следует отметить, что согласно заключительным положениям комментируемого Закона КМУ должен в месячный срок со дня вступления его в силу не только привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом, но и обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с данным Законом, а также обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации его положений.

Поэтому следует ожидать еще целый ряд изменений в приказы Минэкономразвития, в частности относительно Типового положения о комитете по конкурсным торгам, относительно форм документов в сфере закупок и т. п., а также новых нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать порядок работы электронных площадок, веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок и электронной системы закупок.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить