п/п

Вопрос

Разъяснение

1

2

3

Оформление НН и их регистрация в ЕРНН

1

Нужно ли заполнять реквизит «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта» в реквизитах покупателя в случае оформления НН с типом причины «15»?

Напомним, что НН с типом причины «15» оформляется для начисления налоговых обязательств на разницу между ценой договора и базой налогообложения, определенной согласно п. 188.1 НК, если цена договора окажется ниже базы налогообложения. Такая НН может быть как сводной, так и обычной.

Особенность заполнения НН с типом причины «15» (как сводной, так и обычной) заключается в том, что в реквизитах покупателя в заглавной части НН указываются данные предприятия, которое оформляет НН: наименование, ИНН и налоговый номер (ОИР, категория 101.16).

Обратите внимание: в п. 4 Порядка № 1307 отмечено, что налоговый номер покупателя указывается в НН, которые выдаются получателю – плательщику НДС, и в отдельных случаях, предусмотренных в п. 10 этого Порядка. Вместе с тем п. 15 Порядка № 1307 требует при заполнении НН с типом причины «15» указывать в реквизитах покупателя данные предприятия и не делает никакой специальной оговорки для налогового номера.

Таким образом, в НН с типом причины «15» в реквизитах покупателя следует указать налоговый номер. Напомним, что мы также склонялись к такому выводу (см. «Цена поставки ниже базы налогообложения: оформляем НН»)

2

Можно ли в НН указать торговую марку на иностранном языке или указать наименование товара в виде аббревиатуры?

Пунктом 4 Порядка № 1307 предусмотрено, что НН заполняется на государственном языке, т. е. на украинском. Однако бывает, что перевод с иностранного языка наименования торговой марки или номенклатуры товара – невозможен. В таких случаях для целей идентификации такого товара в графе 2 НН допускается указывать торговую марку на иностранном языке и приводить номенклатуру товара в виде аббревиатуры (ОИР, категория 101.16)

3

Если номенклатура товаров (услуг), указанная в гр. 2 раздела Б НН, не соответствует формулировке в первичных документах, имеет ли покупатель право на налоговый кредит по такой НН?

В гр. 2 раздела Б НН следует привести опись (номенклатуру) товаров (услуг) поставщика (продавца) (пп. 1 п. 16 Порядка № 1307). Основанием для заполнения этой графы являются первичные документы, которыми подтверждается факт поставки товаров (услуг) (ОИР, категория 101.16; ИНК от 01.02.19 г. № 357/6/99-99-15-03-02-15/ІНК, далее – ИНК № 357). Также плательщики формируют показатели отчетности на основании первичных документов (п. 44.1 НК).

Поэтому в гр. 2 раздела Б НН следует указывать номенклатуру, которая соответствует формулировке, приведенной в первичных документах.

Согласно разъяснениям ГФС, показатели таких реквизитов НН, как номенклатура, единицы измерения, цена, количество, объем поставки и сумма НДС, должны соответствовать данным, указанным в первичном документе. А несоответствие данных НН данным первичного документа может привести к потере налогового кредита покупателем

4

Как заполнить гр. 11 НН, если при расчете этого показателя сумма НДС не совпадает с суммой, указанной в первичном документе, из-за округления?

Согласно п. 4, пп. 5, 9 п. 16 Порядка № 1307, все графы НН, имеющие стоимостные показатели заполняются в гривнях с копейками, но в отдельных случаях допускается указывать до шести знаков после запятой в сумме НДС (гр. 11 НН).

Также ГФС в своих разъяснениях рекомендует для получения правильного значения гр. 10 указывать необходимое для этого количество знаков после запятой в гр. 6 «Кількість (об'єм, обсяг)». Однако не всегда увеличение количества знаков после запятой в графе 6 помогает добиться в гр. 10 суммы, которая будет соответствовать первичному документу.

Например, в ИНК от 14.09.18 г. № 4044/6/99-99-15-03-02-15/ІПК рассматривался вопрос о несовпадении сумм НДС в НН и в первичном документе на одну копейку. В своем выводе ГФС отмечает, что плательщик НДС имеет право включить в налоговый кредит сумму НДС из НН, зарегистрированной в ЕРНН, которая была составлена на основании первичного документа. Конечно, в этой ситуации можно оспаривать существенность несоответствия, особенно если оно не мешает идентифицировать поставку (расхождение на 1 коп. не привело к увеличению или уменьшению суммы НДС на 1 грн. за счет округления).

Внимание! Хотя Порядком № 1307 и предусмотрено, что значение цены товара (услуги) должно быть не более чем с двумя знаками после запятой, но ГФС в своих разъяснениях подходит к этому вопросу лояльно. Так, ГФС отмечает (ОИР, категория 101.16), что на данный момент НН, в которых количество знаков после запятой в графах 7 и 11 – больше двух, проходят регистрацию в ЕРНН. И допускает возможность указывать более двух знаков после запятой в цене товара (услуги) для точного исчисления суммы НДС в соответствии с первичным документом

5

Какие действия должен предпринять плательщик НДС, если на протяжении операционного дня ему не пришла квитанция о регистрации (отказе в регистрации, остановке регистрации) НН или РК?

Операционный день для регистрации НН и РК длится с 8.00 до 20.00 (п. 3 Порядка № 1246).

После проверки НН/РК, предусмотренной п. 12 Порядка № 1246, плательщику НДС должна быть направлена квитанция о регистрации, об отказе в регистрации (например, при наличии ошибок в заполнении документа) или об остановке регистрации. Если в течение операционного дня плательщиком не получена соответствующая квитанция, то НН/РК считаются зарегистрированными в ЕРНН (п. 201.10 НК).

К сожалению, на практике правило п. 201.10 НК не всегда работает. То есть квитанция не пришла, но регистрация не произошла. Поэтому надеяться на то, что при отсутствии квитанции НН/РК будут точно зарегистрированы, не приходится. ГФС разъяснила, что делать в случае, если в течение операционного дня не получена квитанция о регистрации НН/РК (ОИР, категория 101.17):

1. Проверить наличие регистрации НН/РК через Электронный кабинет (далее – ЭК).

2. Обратиться в Центр обслуживания налогоплательщиков по тел. 0-800-501-007 (направление 0) и детально изложить свою ситуацию.

3. Отправить НН/РК повторно на регистрацию, если по истечении 2 часов после первой отправки документа в ЕРНН не была получена квитанция, в ЭК отсутствуют данные о регистрации (отказе в регистрации, остановке регистрации) и инспектор по телефону подтвердил отсутствие документа в ЕРНН

Оформление РК

6

Как составить и зарегистрировать в ЕРНН РК с типом причины 20 к НН, которая не выдается покупателем?

Порядок заполнения РК с типом причины «20» изложен в п. 24 Порядка № 1307 и в пп. 4.6.1 Письма № 36942. В частности, там сказано, что в левой верхней части РК в графе «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю)» указывается тип причины «20», но при этом отметка «Х» не проставляется.

Однако на практике плательщики НДС столкнулись с тем, что такой РК не проходит регистрацию без наличия отметки «Х». Видимо, в связи с этим в ОИР (категория 101.15) появилось разъяснение, что при заполнении РК в графе «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю)» нужно проставить отметку «Х»

7

Нужно ли указывать код услуг в РК, если он оформляется к НН, в которой этого кода не было?

В НН, которые оформлялись до 01.01.17 г., не указывался код услуг. Однако при оформлении РК к таким НН нужно указывать код услуг, действующий на дату составления такого РК (ИНК от 12.04.18 г. № 1545/6/99-99-15-03-02-15/ІНК

Исправление ошибок в НН

8

Как исправить ошибку, допущенную в НН в поле «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта»?

Налоговый номер поставщика и покупателя является обязательным реквизитом НН (п. 201.1 НК). Ошибка, допущенная в этом реквизите, исправляется путем оформления РК, в котором (ОИР, категория 101.15):

– в поле «Дата складання» – указывается дата, когда была выявлена ошибка;

– в гр. 2.1 раздела Б – ставится код причины корректировки «103»;

– в гр. 7 раздела Б – показатели приводятся со знаком «–».

То есть показатели НН, в которой допущена ошибка в налоговом номере, обнуляют. И одновременно оформляют НН с правильным налоговым номером, но на дату возникновения налоговых обязательств. То есть принцип исправления ошибки в налоговом номере – такой же, как при исправлении ошибки в ИНН. Это значит, исправить ошибку в налоговом номере путем оформления РК с правильными данными в заглавной части и незаполненным разделом Б – нельзя