Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Підписатися

Стоит ли стартапу принимать участие в программах акселераторов

Стартап-акселераторы предоставляют молодым предпринимателям возможность получить не только инвестиции, но и необходимые знания, помощь в проработке стратегии, советы по выводу продукта на рынок и многое друге. Кирилл Бигай, основатель и руководитель украинского стартапа Preply, рассказал о своем опыте участия в акселераторе EastLabs, и целях, которые необходимо себе ставить при попадании в стартап-среду.

Наша команда принимала участие в первом наборе первого украинского полноценного акселератора EastLabs с продуктом FindGuru. Также после возвращения из США, где работали над новым продуктом Preply, мы еще долгое время находились в офисе EastLabs. Мне удалось увидеть, как все это работает, изнутри. Помимо этого опыта, я много общался с основателями стартапов, которые прошли известные западные акселераторы: TechStars, 500 startups, SeedCamp и другие.

Обладая некоторыми знаниями в этой области, можно сказать, что однозначного ответа, какой из них выбрать, нет. Каждый должен решать самостоятельно, исходя из анализа своих целей и стадии проекта.

Изначально стоит разделить акселераторы на две части: для стадии роста и для стадии создания продукта (многие называют их инкубаторами). Каждый акселератор имеет свое направление, специфику и стадию. Очень многое зависит от управляющих и от их опыта.

Акселераторы стадии «создания продукта»

EastLabs был как раз таким. Как правило, акселераторы этой стадии можно отличить по программе, которая заточена на создание продукта (методологии Lean Startup и Customer Development), и по относительно небольшим инвестициям pre-seed до $30 000. Я был бы аккуратен с акселераторами этой стадии, потому как очень просто сделать ошибку в выборе, и не получить особого толка от программы. Говоря о своем опыте в EastLabs, могу сказать, что он был крайне полезен. Я был неопытным технологическим предпринимателем, и мне в короткие сроки удалось разобраться в построении продукта, команды, а также познакомиться с украинской экосистемой стартапов.

Для этой стадии точно неверной будет цель поднять Series A раунд (профессиональные венчурные раунды от $1 млн). За три месяца вы, скорее всего, не успеете найти product-market fit, не говоря уже о достижении приемлемого темпа роста ваших пользователей. Вероятность есть, но она крайне мала. Верными целями я бы считал:

  • Протестировать команду: комфорт совместной работы, стрессоустойчивость, мотивация, компетенция (хотя лучше это протестировать до).
  • Построить MVP (Minimal Viable Product) и протестировать связанные с ним гипотезы для нахождения Product-Market Fit.
  • Протестировать маркетинг: работающие каналы и понять стоимость привлеченного пользователя.

Акселераторы стадии «роста»

Программа меньше заточена на продукт. Компании воспринимаются уже намного более серьезно. Им даются возможности, которые они самостоятельно должны использовать. В таких акселераторах можно ожидать инвестиций в области $150 000. Сюда очень часто приходят компании, которые уже поднимали инвестиции.

Самые известные акселераторы этой стадии – это TechStars, Y combinator и 500 startups. Если у вас уже есть Product-Market Fit, есть доход/база пользователей и рост, можете смело подаваться. Эти акселераторы берут стартапы и на стадии идеи, и на стадии прототипа, но тогда они будут значительно менее полезны, с моей точки зрения.

Неправильные цели для таких акселераторов – это собрать команду и начать строить продукт.

Верные цели:

  1. Улучшить продукт. Проработать LTV (Life Time Value), конверсии, увеличить вовлеченность пользователей.
  2. Найти новые маркетинговые каналы.
  3. Подготовиться к следующему раунду инвестиций.
  4. Усилить команду ключевыми сотрудниками.
  5. Выйти на новые рынки.

Продолжая говорить о TechStars, Y-combinator и 500 startups, могу с уверенностью сказать, что это – выход в высшую лигу. Вы познакомитесь с основателями или ключевыми сотрудниками миллиардных компаний. Эти знакомства нужно уметь использовать, строить отношения с такими людьми – их опыт бесценен.

Но по-другому к ним было бы крайне тяжело достучаться. На компании из этих акселераторов обращает внимание весь мир. Всего за год они суммарно инвестируют в порядка 600 стартапов. Раньше эта цифра была куда скромнее, но сети растут, они открывают новые офисы или набирают больше стартапов.

Большинство проектов, прошедших через эти акселераторы, закрывают крупные сделки. Из них вышли AirBnb, Dropbox, SendGrid, DigitalOcean, Stripe.

Итоги

Сейчас, когда Preply уже стал более зрелым стартапом, я не вижу смысла идти в первую классификацию акселераторов. Но в 2012-м это имело огромное значение. EastLabs сделал многое для меня и команды.

Сейчас для Preply на этапе роста предпочтительно попасть в TechStars, Y-Combinator или 500 startups. Это бы дало возможность выйти на новый уровень, чтобы интегрироваться в более крупные экосистемы и запуститься на новых рынках. Но если вы новичок и только начинаете, есть смысл использовать любую возможность.

Если же говорить о том, что за участие в стартап-акселераторах нужно отдавать долю бизнеса, то хочу сказать словами одного из ранних инвесторов Preply Семена Дукача, который сейчас руководит TechStars Boston: «Оценка вашей компании при привлечении следующего раунда инвестиций, после прохождения топ-акселератора, вырастет в разы больше, чем те 6-8%, которые вы отдадите».

Источник: http://forbes.ua/opinions/1397247-sto...

Коментарі до матеріалу

Кращі матеріали