Вид ошибки

По каким причинам возникли

Как избежать

1

2

3

Завышение плановых показателей*

Недостоверные данные, полученные от структурных подразделений, о реальной потребности в трудовых ресурсах, обеспечении материально-технической базой и потреблении энергоносителей и коммунальных услуг

Сделать повторный запрос в структурные подразделения с детальным расчетом и обоснованием каждой заявленной цифры

* Бюджетным кодексом (далее – БК) установлена ответственность за нарушение норм бюджетного законодательства, в т. ч.:
– за включения недостоверных данных в бюджетные запросы (пп. 1 п. 1 ст. 116);
– определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей (пп. 3 п. 1 ст. 116).
Эти нормы предусматривают привлечение должностных лиц, по вине которых допущены указанные нарушения, к гражданской, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно закону (п. 1 ст. 121 БК).
Внимание! Нарушение бюджетного законодательства, совершенное распорядителем или получателем бюджетных средств, может быть основанием для привлечения к ответственности согласно законам Украины его руководителя или других ответственных должностных лиц, в зависимости от характера совершенных ими действий (п. 2 ст. 121 БК).

Неправильный расчет зарплаты*

Причин весьма много: ошибки во время табелирования, несвоевременное представление больничных листков, информации о присвоении категории, повышении должностного оклада, приказов об отпусках, командировке и т. п. Впрочем, присутствует не только человеческий фактор, но и возможные погрешности программного обеспечения, с помощью которого производится расчет зарплаты и других выплат работникам учреждения

1. Утвердить график документооборота по учреждению и четко придерживаться сроков предоставления указанных в нем документов в соответствующие подразделения.

2. Указать работникам учреждения на необходимость своевременного информирования о причинах отсутствия на рабочем месте

* Юрлица, использующие наемный труд, несут финансовую ответственность, предусмотренную ст. 265 КЗоТ, за следующие нарушения законодательства о труде:
– фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплату зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов – штраф в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (далее – МЗП), за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (на сегодня – 125 190 грн);
– нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, больше чем за один месяц, выплата их не в полном объеме – штраф в размере 3 МЗП (на сегодня – 12 519 грн);
– несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда – штраф в размере 10 МЗП за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (на сегодня – 41 730 грн);
– несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к исполнению обязанностей, предусмотренных Законами от 12.12.91 г. № 1975-XII «Об альтернативной (невоенной) службе», от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе», от 21.10.93 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации», – штраф в размере 10 МЗП за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (на сегодня – 41 730 грн);
– недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении – штраф в размере 3 МЗП (на сегодня – 12 519 грн);
– совершение действий, предусмотренных абзацем шестым ч. 2 этой статьи, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абзаце втором ч. 2, – штраф в размере 100 МЗП (на сегодня – 417 300 грн);
– нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым – седьмым ч. 2 этой статьи, – штраф в размере 1 МЗП (на сегодня – 4 173 грн).

Ненадлежащая организация и ведение бухучета*

Причиной может быть только непонимание организационной системы бухучета в целом или некомпетентность руководства и ответственных лиц

Разработать и утвердить приказы об учетной политике и организации бухучета в учреждении с учетом именно его специфики, а не просто взять типовые образцы этих документов

* Ответственность в зависимости от вида и последствий совершенных нарушений и ошибок согласно нормам КУоАП и Уголовного кодекса.

Искажение информации, приведенной в финансовой отчетности*

Такая ситуация может возникнуть из-за ошибок в бухучете, а именно:

– неотражение в бухучете приобретенных, перемещенных, списанных основных средств, в т. ч. и неначисление (неправильное начисление) амортизации на них;

– отсутствие информации об увеличении или уменьшении суммы внесенного капитала согласно движению основных средств;

– несоответствие остатков запасов действительности (списаны, но в бухучете не отражено их списание, или приобретены и оприходованы, но сделаны ошибки в стоимости или количестве полученных запасов);

– неотражение дебиторской и кредиторской задолженности при ее фактическом наличии;

– неправильное отражение на субсчетах бухучета информации о доходах и расходах учреждения и др.

Ежемесячно, ежеквартально проводить внутренние проверки участков учета. В конце каждого месяца проверять информацию, занесенную на основании первичных документов в Карточки (книги) аналитического учета (формы утверждены приказом Минфина от 29.06.17 г. № 604), мемориальные ордера и книгу «Журнал-Главная» (формы утверждены приказом Минфина от 08.09.17 г. № 755)

* Согласно ст. 1642 КУоАП за отсутствие бухучета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение неправдивых данных в финотчетность, непредставление финотчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей налагается штраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн), а за повторное нарушение в течение года – штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).