Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Директор увольняется, на кого можно возложить его обязанности на бесплатной основе?

21.12.2018 2286 2 2


Единственный наемный сотрудник предприятия – директор решил уволиться. Из-за нехватки финансов собственники ООО хотят возложить обязанности руководителя на одного из учредителей без оформления его на работу. Не будет ли это нарушением действующего законодательства?


Нет, это не будет нарушением. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 65 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) собственник предприятия может реализовать свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами. Аналогичное утверждение содержится и в ч. 4 ст. 128 ХК, где говорится, что гражданин управляет созданным им частным предприятием непосредственно или через руководителя, нанимаемого по контракту.

Как видим, нормы ХК допускают, что руководить предприятием может непосредственно его учредитель, без заключения с ним трудового договора.

Примите к сведению! Согласно Закону от 06.02.18 г. № 2275-VIII (далее – Закон № 2275), теперь при увольнении директора ООО ему сразу же нужно найти замену: принять нового директора или назначить временно исполняющего его обязанности. В связи с этим следует предусмотреть в уставе возложение функций руководителя на одного из учредителей ООО без заключения с ним трудового договора и выплаты ему вознаграждения.

Рассмотрим детальнее процедуру возложения функций руководителя на одного из учредителей ООО.

Важный нюанс! При этом на предприятии не должно быть наемных работников и следует прекратить трудовые отношения с директором.

Шаг 1. Созвать и провести общее собрание участников.

На общем собрании следует принять решение о возложении некоторых организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций на одного из учредителей.

Загляните в устав! Если устав ООО не предусматривает такой возможности, тогда в него следует внести соответствующие изменения, изложить в новой редакции и зарегистрировать. Не забудьте, что решение о внесении изменений в учредительный документ составляется на украинском языке. Ведь все документы, которые подаются субъекту госрегистрации, должны быть составлены на государственном языке (ст. 15 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755).

Принятое на общем собрании решение оформляется протоколом. Форма такого протокола законодательно не установлена, поэтому может быть произвольной.

В решении следует отразить все вопросы, которые будут входить в компетенцию учредителя. Формулировка может быть следующей: «Відповідно до ст. 65, 128 Господарського кодексу України покласти обов'язки з ведення обліку, подання звітності в контролюючі органи, а також укладання від імені Товариства необхідних угод без довіреності на учасника Товариства Слісаренка Ігоря Семеновича, без укладення з ним трудового договору і виплати винагороди за його діяльність».

Шаг 2. Информировать о принятом решении госорганы и другие заинтересованные стороны.

В таком случае нужно подать госрегистратору следующие документы (ч. 4 ст. 17 Закона № 755):

  • заявление по форме 3, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменениях, вносимых в ЕГР (протокол общего собрания);
  • устав в новой редакции (если будут вноситься изменения);
  • документ об уплате админсбора. В нашем случае сумма сбора составит 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн.). В 2018 году сумма сбора составляет 530 грн.

Если документы будет подавать представитель ООО, ему необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность (например, паспорт или паспортный документ иностранца или удостоверение лица без гражданства) и экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) документа, удостоверяющего его полномочия (доверенность).

В течение 10 календарных дней со дня принятия решения на общем собрании необходимо подать в налоговый орган заявление по форме № 1-ОПП (приложение 6 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588) с отметкой «Зміни» (п. 9.3 данного Порядка). За невыполнение этого требования грозит штраф в размере 510 грн. (п. 117.1 Налогового кодекса).

Кроме того, следует переоформить договор на признание электронных документов. Начать нужно с переоформления электронной цифровой подписи (ЭЦП) на учредителя. Для этого надо обратиться в сервисный центр, с которым у предприятия заключен договор.

И в завершение необходимо обратиться в банк, в котором обслуживается ООО, чтобы переоформить карточку с образцами подписей уполномоченных лиц в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы