Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Не обязанность, а право...

Инициировать электронную проверку можно, но не всегда


С начала 2014 года предприниматели-«упрощенцы» могут заказать новую услугу — электронную налоговую проверку. Штрафы, которые начисляются по результатам электронной проверки, могут быть в 5–10 раз меньше, чем по результатам обычной проверки. Но прежде чем воспользоваться новым сервисом, проанализируйте, что вы выигрываете от этого, а что теряете, то есть когда именно такая проверка может быть для вас выгодной


Валентин Ковальский,
редактор медиапроекта «Аналитика и практика»


Кто, зачем и как может заказать проверку

Электронная проверка — это право, а не обязанность налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения. Речь идет о новом виде сервиса, который Миндоходов начал предоставлять с начала 2014 года (в соответствии с п. 17 подр. 10 р. XX «Переходные положения» НК).

Такая возможность появилась у плательщиков благодаря появлению Закона № 5503, в соответствии с которым, в частности, ст. 86 НК дополнена положением об электронных проверках (п. 86.11 НК). Воспользоваться ею могут не все плательщики, а только те, которые считаются плательщиками с незначительной степенью риска деятельности (см. далее раздел «Критерии риска»).

У многих даже сами слова «проверка» и «налоговики» вызывают стресс. Возникает вопрос: зачем налогоплательщику самому заказывать проверку и подвергаться неприятностям с налоговой? Ответ очень прост: благодаря такой проверке он может проверить свой налоговый учет без риска применения штрафов в случае выявления нарушений. В ходе такой проверки проверяются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты соответствующих налогов и сборов, а также соблюдения валютного и другого законодательства.

1 из 1


Итак, если вы хотите заказать электронную проверку, нужно за 10 дней до желаемой даты ее проведения подать в территориальный орган Миндоходов заявление с документами, которые связаны с исчислением налогов и сборов, одним из следующих способов:

  • отправить письмо с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • подать непосредственно в территориальный орган Миндоходов;
  • отправить в электронном виде при условии соблюдения требований Закона № 851 и Закона № 852.
1 из 1
Elektron-perevir-Dodatok-3.xls
Скачать


Конечно, самый удобный вариант — отправить по электронке, но существует риск, что отправленные таким образом документы могут попасть к нежелательным пользователям. То есть стоит позаботиться о защите своих персональных данных.

Если заявление оформлено правильно, решение о проведении или непроведении проверки вы получите в течение 10 календарных дней со дня подачи (регистрации) заявления (п. 3.2 Порядка № 143).

Когда ждать результатов

По результатам электронной проверки составляется только справка (в двух экземплярах). Она регистрируется в государственной налоговой службе в течение 3 рабочих дней с момента окончания проверки (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 5 рабочих дней). После регистрации справка вручается лично налогоплательщику или его законным представителям для ознакомления и подписания на протяжении 5 рабочих дней со дня вручения.

В случае несогласия с выводами проверки налогоплательщик может представить свои возражения (с подписанным экземпляром справки). Ответ ждите в течение 5 рабочих дней.

1 из 1

Именем... Порядка!

В соответствии с Порядком № 143 кроме общих учетных данных в заявлении обязательно нужно указать:

1) налоговые периоды хозяйственной деятельности, которые вы планируете проверить;

2) систему налогообложения, которую вы применяете;

3) перечень налогов, которые подлежат проверке: единый налог, налог на прибыль предприятий, НДС, НДФЛ, другие налоги при наличии технической возможности их проверки органом ГНС;

4) ведется ли бухучет в электронном виде в соответствии с Инструкцией № 291;

5) ведутся ли в электронном виде бухгалтерский учет и первичные документы, подтверждающие правомерность его ведения;

6) предоставляются ли вместе с заявлением о проведении проверки документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, в электронном виде и с электронной подписью подотчетных лиц;

7) способ предоставления документов для электронной проверки (с помощью канала, по которому передается электронная отчетность, или электронного носителя информации);

8) не считается ли ваша фактическая деятельность деятельностью, которая является запрещенной для «единоналожников» (предусмотрена пп. 291.5.1 НК);

9) для плательщиков единого налога:

  • группу плательщика единого налога;
  • среднеучетную численность работников;
  • объем дохода, полученного в разрезе налоговых периодов, подлежащих электронной проверке.

Электронная проверка может быть проведена за указанные налогоплательщиком налоговые периоды, за которые не проводились документальные плановые или внеплановые проверки (по соответствующим вопросам, которые налогоплательщик имеет намерение проверить), и в случае представления Миндоходов соответствующих деклараций. Такой налоговый период не может составлять менее одного базового налогового (отчетного) периода по соответствующему налогу (сбору).

В соответствии с п. 3.3 Порядка № 143 заявителю может быть отказано в проведении электронной проверки, если:

  • заявление подано с нарушением установленной формы;
  • деятельность плательщика относится к средней или высокой степени риска;
  • представленные учетные данные не соответствуют данным Миндоходов;
  • период, подлежащий проверке, не соответствует отчетному периоду по соответствующему налогу или уже охвачен плановой/внеплановой проверкой;
  • бухучет ведется с нарушением Инструкции № 291;
  • не предоставлены документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, в электронном виде и с электронной подписью подотчетных лиц;
  • по другим основаниям, которые технически не позволяют провести документальную проверку электронным способом.
1 из 1


Уверенность от Миндоходов

Учитывая актуальность вопроса электронных проверок, редакция журнала «Аналитика и практика» обратилась к Миндоходов с соответствующим запросом за разъяснениями. Как выяснилось, введение в Украине системы электронных проверок базируется на передовом опыте Франции, Португалии, Нидерландов, Хорватии, Польши и Казахстана.

Приведем краткую выдержку из письма, присланного нам в ответ пресс-службой Миндоходов:

«Сегодня приоритетным направлением работы Министерства доходов и сборов является совершенствование системы администрирования налогов и сборов и введение электронных сервисов обслуживания налогоплательщиков. В связи с этим вводится сервис «Электронная проверка», который позволит на основании данных бухгалтерского учета налогоплательщика провести проверку правильности представленной отчетности с учетом информации, находящейся в базах данных Министерства...»

По данным Миндоходов, новый сервис должен решить целый ряд задач, а именно:

  • устранит проблемы дистанционного обслуживания налогоплательщиков и освободит их от необходимости лично посещать налоговые инспекции;
  • будет способствовать экономии времени, уменьшению финансовых расходов и улучшению качества услуг;
  • придаст уверенность в правильности и полноте налогообложения осуществленных финансово-хозяйственных операций;
  • минимизирует влияние человеческого фактора.

Электронная проверка проводится в автоматическом режиме на основании предоставленных плательщиком документов.

В 2015 году ее смогут инициировать субъекты хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса; в 2016 году — остальные налогоплательщики. Такое поэтапное внедрение нового сервиса объясняется техническими сложностями.

1 из 1

Критерии рисков

Согласно п. 2.1 Порядка № 143 электронная проверка проводится на основании заявления налогоплательщика с незначительной степенью риска деятельности. Этот показатель зависит от фискальной важности и возможных потерь бюджета. Критерии определения рисков установлены в Методрекомендациях № 190.

В частности, согласно пп. 4.2.3 Методрекомендаций № 190 налогоплательщик относится к субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска, если он соответствует следующим шести критериям:

1) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 % суммы откорректированных валовых расходов;

2) несвоевременное начисление и уплата НДС;

3) адрес предприятия относится к адресам, которые при государственной регистрации указываются как местонахождение многими юридическими лицами;

4) увеличение суммы налогового кредита отчетного налогового периода по сравнению с суммой налогового кредита предыдущего отчетного налогового периода на 10 млн грн или более чем в два раза и задекларированная сумма всего налогового кредита составляет 1 млн грн и более;

5) увеличение суммы налогового кредита первого отчетного налогового периода больше или на уровне 50 % суммы уставного фонда для вновь созданного плательщика НДС;

6) повторная регистрация предприятия плательщиком НДС в случае аннулирования свидетельства плательщика НДС по инициативе налогового органа.

Для субъектов хозяйствования, осуществляющих расчеты в сфере наличного обращения, также предусмотрены критерии установления незначительной степени риска:

  • превышение суммы расходов за отчетный период суммы продаж на 10 %;
  • значительное отклонение сумм выручки хозяйственного объекта по сравнению с аналогичными хозяйственными объектами (имеющими одинаковые условия получения дохода);
  • отрицательная динамика выручки, тенденция к спаду продаж;
  • превышение размера годового объема расчетных операций по продаже товаров;
  • представление отчетности об использовании РРО с отсутствием выручки по ним более чем за два отчетных периода;
  • проведение в течение месяца более трех ремонтов одного РРО, не связанных с плановым техническим обслуживанием.
1 из 1

Штрафы по двум кодексам

Если по результатам электронной проверки установлены нарушения, нужно уточнить свои налоговые обязательства. Иначе налоговики придут к вам с внеплановой проверкой, вынесут соответствующее уведомление-решение и начислят штрафы.

Чтобы исправить допущенные ошибки (такое право предоставлено плательщикам п. 50.1 НК), нужно:

  • либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3 % от суммы недоимки;
  • либо отразить в декларации сумму недоплаты, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 % от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Много это или мало? Для сравнения: по результатам обычной документальной проверки доначисление налога наказывается штрафом в размере 25 % от суммы недоимки или 50 % (если в течение 1095 дней зафиксировано повторное нарушение) (п. 123.1 НК).

Кроме того, за отсутствие или нарушение ведения налогового учета предусмотрена ответственность п. 163-1 КоАП. В частности, за такие нарушения «светит» штраф от 5 до 10 нмдг (85–170 грн), в случае повторения таких действий в течение года — от 10 до 15 нмдг (170–255 грн).

И главное, что радует, — по результатам электронной проверки не может быть вынесено налоговое уведомление-решение. Составляется только справка, на которую можно отреагировать практически так же, как на самостоятельно выявленную ошибку (если установлено занижение налога).

Таким образом, если успеете вовремя (в течение 20 дней с момента получения справки) все исправить — заплатите штраф 3–5 % от суммы недоимки, а если нет — спровоцируете внеплановую проверку и штраф в 5–10 раз больше (п. 50.3 НК).


Осторожность не помешает

Как известно, у каждого пряника есть свой кнут. Если неправильно отреагировать на результаты проведения электронной проверки или просто как следует к ней не подготовиться, можно подвергнуться опасности.

Во-первых, у налоговых органов теоретически появляется дополнительное право на проведение внеплановой проверки (если не представлен уточняющий расчет в течение 20 дней).

Во-вторых, в спорных ситуациях могут быть доначислены налоги. Весьма вероятно, что налогоплательщик уплатит их без обжалования. По крайней мере, не каждый предприниматель пойдет на такой парадокс: сначала просить налоговиков провести электронную проверку, а потом жаловаться на них в суд.

Для успешного проведения электронных проверок нужно соблюдать следующие условия.

1. Сначала нужно убедиться в том, что налоговый учет соответствует требованиям налогового законодательства. Во избежание штрафов лучше обратиться к специалистам в области налогообложения. Осторожность в данном случае не помешает.

2. Необходимо иметь технические возможности для перевода своей первичной документации в электронный формат с соблюдением условия по регистрации электронной подписи.

3. Нужно быть психологически готовым к возможной уплате доначисленных налоговиками налогов и сборов.

4. Необходимо принять меры по сохранению конфиденциальности информации, которую вы будете предоставлять налоговикам в электронном виде. Хотя в нынешних условиях, когда хакеры могут взломать любой сайт, это практически невозможно. Поэтому блажен, кто верует...

Таблица. Чего ждать от внедрения электронных проверок

Выгоды

Риски

1. Благоприятные условия для дальнейшего совершенствования электронного сервиса.

2. Не выносится налоговое уведомление-решение.

3. Не применяются штрафы.

4. Появляется возможность уточнить свои налоговые обязательства и проверить порядок ведения учета

1. В случае выявления нарушений составляется протокол об административном правонарушении.

2. Отсутствие технической возможности для перевода документации в электронный формат.

3. Нет гарантий относительно сохранения конфиденциальности информации, представленной в электронном формате.

4. Могут быть доначислены налоги и сборы, а также значительные суммы штрафов, если в течение 20 дней после получения справки не представить уточняющий расчет и не уплатить штраф в размере 3 % от суммы недоимки


Нормативная база

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 № 5503-VI.

Закон № 851 — Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 № 851-IV.

Закон № 852 — Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 № 852-IV.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.1999 № 291.

Порядок № 143 — Порядок подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки, утвержденный приказом Миндоходов от 03.06.2013 № 143.

Методрекомендации № 190 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 01.04.2011 № 190


Дата подготовки
16.06.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы