Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Налоговые проверки: что нужно знать налогоплательщику (часть вторая)

21.02.2019 5872 0 1

Из этой статьи вы узнаете:

  • как органы ГФС проводят разные виды проверок, а именно:
  • документальные внеплановые;
  • фактические;
  • камеральные;
  • по вопросам трансфертного ценообразования (далее – ТЦО).

В первой части этой консультации (см. «Налоговые проверки: что нужно знать налогоплательщику») мы рассказали, какие виды налоговых проверок могут осуществлять органы ГФС и какими нормативно-правовыми актами они при этом руководствуются, какие документы должны предъявлять проверяющие в случае выездной проверки, а также о каких особенностях проведения плановых проверок вам стоит знать.

На заметку! Все налогоплательщики для целей проведения проверок разделены на три категории: крупные, субъекты малого предпринимательства (далее – СМП) и прочие (так называемые средние). Продолжительность большинства видов проверок зависит от того, к какой категории отнесен налогоплательщик.

Документальные внеплановые проверки (ст. 78 Налогового кодекса)

Сроки проведения

Максимальная продолжительность проверок этого вида установлена п. 82.2 Налогового кодекса (далее – НК), а именно:

  • для крупных налогоплательщиков – 15 рабочих дней (далее – р. д.), при этом срок проверки может быть продлен максимально на 10 р. д.;
  • для средних налогоплательщиков – 10 р. д., срок проверки может быть продлен на 5 р. д.;
  • для СМП – 5 р. д., при этом для физлиц-предпринимателей, не имеющих наемных работников, в случае проведения проверки на основании пп. 78.1.7 НК (при условии, что в течение двух последних календарных лет перед такой проверкой предприниматель не был плательщиком НДС и не имел счетов в банках) – 3 р. д. Срок проверки может быть продлен максимально на 2 р. д.

Документальные внеплановые проверки крупных налогоплательщиков могут быть приостановлены по решению руководителя органа ГФС на срок до 30 р. д. – с последующим возобновлением на оставшийся срок. Приостановка может быть увеличена по основаниям, перечисленным в абзаце третьем п. 82.4 НК.

Для средних налогоплательщиков, а также для СМП такая приостановка действующим законодательством не предусмотрена.

Основания

Решение о проведении документальной внеплановой проверки оформляется приказом руководителя контролирующего органа. Копия такого приказа должна быть вручена налогоплательщику до начала проведения проверки (отправлена заказным письмом с уведомлением о вручении либо передана с нарочным).

Это надо знать! Внеплановые документальные проверки могут проводиться только по основаниям, указанным в ст. 78 НК.

Рассмотрим эти основания подробнее.

1. В контролирующий орган поступила информация о том, что налогоплательщик нарушает налоговое, валютное и прочее законодательство – пп. 78.1.1 НК. В этом случае налогоплательщику направляется письменный запрос от контролирующего органа, в котором указана суть нарушения. Проверка будет назначена, если налогоплательщик в течение 15 р. д. после дня получения такого запроса не представит пояснений с подтверждающими документами.

2. Налогоплательщик не подал в установленные законодательством сроки налоговую декларацию, расчеты, отчет о контролируемых операциях либо документацию по ТЦО (в том случае, когда подача таких документов предусмотрена законодательством) – пп. 78.1.2 НК.

3. Налогоплательщик подал уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который уже проверялся налоговым органом, – пп. 78.1.3 НК.

4. Выявлена недостоверность данных в декларациях, поданных налогоплательщиком, – пп. 78.1.4 НК. В этом случае налогоплательщику направляется письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются недостоверные данные. Проверка будет назначена, если в течение 15 р. д. после дня получения такого запроса налогоплательщик не представит письменные пояснения с документальным подтверждением.

5. Налогоплательщик подал возражения к акту проверки или жалобу на принятое по результатам проверки налоговое уведомление-решение (далее – НУР), в которых требует полного или частичного пересмотра результатов проверки или отмены НУР – пп. 78.1.5 НК. При этом налогоплательщик в жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки.

Внимание! В таком случае проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

6. Начата процедура реорганизации (кроме процедуры преобразования) или прекращения юрлица либо прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, закрытия постоянного представительства или обособленного подразделения юрлица, в том числе иностранной компании, организации, открыто производство по делу о признании налогоплательщика банкротом или подано заявление о снятии налогоплательщика с учета – пп. 78.1.7 НК.

7. Налогоплательщик подал декларацию, в которой заявлено к возмещению из бюджета НДС в сумме более 100 тыс. грн. и/или имеются основания для проведения проверки, указанные в разд. V НК (п. 200.11 НК) – пп. 78.1.8 НК.

8. На налогоплательщика подана жалоба из-за отказа выдать налоговую накладную (далее – НН) покупателю либо из-за неправильного заполнения НН. Тогда налогоплательщику направляется письменный запрос контролирующего органа по этой жалобе. Проверка будет назначена, если налогоплательщик не представит письменных пояснений с документальным подтверждением на такой запрос в течение 15 р. д. после дня его получения – пп. 78.1.9 НК.

9. Контролирующий орган получил решение суда (следователя, судьи) о назначении проверки – пп. 78.1.11 НК.

10. Контролирующий орган вышестоящего уровня – в порядке контроля за действиями должностных лиц контролирующего органа нижестоящего уровня – проверил документы обязательной отчетности налогоплательщика или материалы документальной проверки, проведенной контролирующим органом нижестоящего уровня, и выявил несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или недостаток аргументов для вынесения объективного вывода – пп. 78.1.12 НК. Однако приказ о проведении проверки принимается контролирующим органом вышестоящего уровня только в том случае, если относительно должностных лиц контролирующего органа нижестоящего уровня, которые проводили документальную проверку налогоплательщика, начато служебное расследование либо им объявлено о подозрении в совершении уголовного правонарушения.

11. Контролирующий орган получил информацию о том, что налоговый агент уклоняется от налогообложения уплаченной (начисленной) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, которые подлежат налогообложению, в том числе не заключает трудовые договоры с наемными работниками, а также о том, что налогоплательщик осуществляет хозяйственную деятельность без государственной регистрации – пп. 78.1.13 НК. Проверка в этом случае проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для ее проведения.

12. Контролирующий орган получил документально подтвержденную информацию о несоответствии условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» и/или установил такое несоответствие в порядке, предусмотренном пп. 39.5.1.1 НК, – пп. 78.1.14 НК.

13. Налогоплательщик не подал или подал с нарушением требований п. 39.4 НК отчет о контролируемых операциях и/или документацию по ТЦО либо контролирующий орган выявил нарушения во время мониторинга такого отчета или документации в соответствии с п. 39.4 и 39.5 НК пп. 78.1.15 НК.

14. Контролирующий орган получил отчет о контролируемых операциях, отправленный налогоплательщиком согласно п. 39.4 НКпп. 78.1.16 НК. В этом случае проверка проводится только по вопросам контроля за ТЦО.

15. Налогоплательщик не подал вовремя уточняющий расчет для исправления ошибок, которые были обнаружены по результатам электронной проверки, проведенной по заявлению этого налогоплательщика, – пп. 78.1.17 НК.

16. Налоговым органом выявлены расхождения в данных, которые содержатся в зарегистрированных акцизных накладных/расчетах корректировки в Едином реестре акцизных накладных и декларациях по акцизному налогу, поданных плательщиком акцизного налога, который реализует горючее, – пп. 78.1.18 НК.

17. Налогоплательщику направлен письменный запрос контролирующего органа относительно предоставления информации для проведения встречной проверки – пп. 78.1.19 НК. В данном случае проверка будет назначена, если налогоплательщик не представит необходимую информацию в течение 10 р. д. после дня получения такого запроса. Проверка проводится исключительно по вопросам, которые были указаны в запросе.

Будьте внимательны! В направлении на проведение проверки должно быть указано конкретное основание для назначения проверки со ссылкой на соответствующий подпункт ст. 78 НК (см. выше).

Нюансы и вопросы

Должны ли уведомить налогоплательщика о предстоящей внеплановой документальной проверке заблаговременно?

Нет, о внеплановых проверках заранее не предупреждают, это не предусмотрено законодательством. Направление на такую проверку и копия приказа о ее назначении вручаются налогоплательщику непосредственно перед началом проверки (ст. 81 НК).

Может ли в отношении налогоплательщика одновременно проводиться сразу несколько видов проверок, например плановая документальная выездная и внеплановая выездная?

Проанализировав нормы НК, мы видим, что запрета на «совмещение» разных проверок законодательством не установлено. Есть только перечень видов проверок, которые вправе проводить контролирующие органы (ст. 75 НК). Поэтому вполне возможна такая ситуация, когда одновременно в отношении одного налогоплательщика проводятся несколько видов проверок. Разъяснения ГФС по данному вопросу приведены в ОИР (категория 136.07).

Фактические проверки (ст. 80 НК)

Сроки проведения

Максимальная продолжительность фактической проверки не должна превышать 10 суток (п. 82.3 НК). Проверка может быть продлена на срок не более 5 суток.

Так же как и документальная внеплановая проверка, фактическая проверка проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (п. 80.1 НК). Перед ее началом налогоплательщику (уполномоченному лицу либо же лицу, которое фактически осуществляет расчетные операции) вручается направление на проверку и копия приказа о ее назначении.

Основания

Ниже перечислены основания для проведения фактических проверок со ссылками на нормы НК.

1. При проверке других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства об обороте подакцизных товаров, порядка оформления расчетных операций, ведения кассовых операций, об отсутствии у него патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующий орган. Проверка налогоплательщика назначается с целью проверить эти факты – пп. 80.2.1 НК.

2. Получена в установленном порядке информация от госорганов или органов местного самоуправления, свидетельствующая о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы ГФС (в частности, относительно расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, а также производства и оборота подакцизных товаров), – пп. 80.2.2 НК.

3. Получено письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с требованиями законодательства, о нарушении налогоплательщиком порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования деятельности – пп. 80.2.3 НК.

4. Субъектом хозяйствования не подана в установленные сроки обязательная отчетность об использовании РРО, РК и КУРО либо эта отчетность подана с нулевыми показателями – пп. 80.2.4 НК.

5. Получена в установленном порядке информация о нарушении налогоплательщиком требований законодательства относительно производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта, оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками, а также выполнения функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива,пп. 80.2.5 НК.

6. По результатам предыдущей проверки выявлены факты нарушения налогоплательщиком законодательства по вопросам, указанным в пп. 75.1.3 НК (обращение наличных денежных средств, порядок ведения расчетных и кассовых операций, наличие лицензий, патентов, свидетельств, в том числе для производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения трудового законодательства) – пп. 80.2.6 НК.

7. Получена в установленном порядке информация об использовании труда наемных работников без надлежащего оформления трудовых правоотношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты соответствующих налогов в бюджет; ведение физлицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации пп. 80.2.7 НК.

Имейте в виду! Фактическая проверка должна проводиться двумя и более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц налогоплательщика либо его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Имеют ли право работники контролирующего органа проводить фактические проверки налогоплательщика в нерабочее время либо в выходные или праздничные дни?

Нет, такие проверки проводятся только в течение срока, указанного в направлении на проверку, с учетом внутреннего трудового распорядка налогоплательщика (см. ОИР категория 136.03). Например, фактическая проверка в магазине может проводиться только в рабочее время, установленное для этого магазина.

Камеральные проверки (ст. 76 НК)

Камеральные проверки проводятся в помещении контролирующего органа – без специального решения либо направления на проверку. В данном случае проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком, при этом согласия налогоплательщика на проведение проверки либо его присутствия не требуется.

Камеральная проверка налоговой декларации либо уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 к.д. после окончания срока для подачи таких документов (или после дня их фактической подачи – если документы были поданы позже) (п. 76.3 НК).

Вправе ли контролирующие органы провести камеральную проверку по истечении указанных 30 к. д.?

Да, если такая камеральная проверка не касается налоговой декларации или уточняющего расчета. Ведь в п. 76.3 НК 30-дневный срок на проведение проверки установлен только для проверки налоговой декларации и уточняющего расчета. По другим вопросам камеральная проверка может быть проведена в течение срока давности, установленного ст. 102 НК, то есть в течение 1 095 дней.

Проверка по вопросам ТЦО (гл. 8 разд. ІІ НК)

Проверка на предмет соблюдения правил ТЦО проводится с учетом особенностей, определенных ст. 39 НК.

Проверяющие должны придерживаться правил, которые установлены Порядком, утвержденным приказом Минфина от 10.03.16 г. № 344.

Сроки

Максимальный срок проведения ТЦО-проверки – до 18 месяцев. Этот срок может быть продлен максимально на 12 месяцев (при необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, которые нужны для проверки соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» – пп. 39.5.2.8 НК.

Основания

Основанием для назначения проверки по вопросам ТЦО (пп. 39.5.2.1 НК) могут быть два случая.

1. От налогоплательщика получена документация по ТЦО в соответствии с пп. 39.4.4 НК.

2. Налогоплательщик не подал (подал с нарушением требований п. 39.4 НК) отчет о контролируемых операциях либо документацию о ТЦО.

Как часто может проводиться проверка по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки»?

По указанному вопросу контролирующий орган не имеет права:

  • проводить более одной проверки у одного налогоплательщика в течение календарного года;
  • проводить проверку налогоплательщика, который уже был проверен (кроме случаев, указанных в пп. 78.1.5, 78.1.11, 78.1.12 НК), – пп. 39.5.2.4 НК.

Одно другому не мешает! Проведение проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» не препятствует проведению проверок, названных в ст. 75 НК (камеральных, документальных и фактических).

Выводы

В отношении налогоплательщика органы ГФС вправе проводить несколько видов проверок. Каждый из них четко регламентирован нормами НК (основания, сроки). Нарушение этих норм дает налогоплательщику право не допустить проверяющих к проведению проверки.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы