Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Подписка на периодику: отражаем в учете

Из этой статьи вы узнаете: каковы особенности отражения в учете расходов на подписку периодических изданий согласно П(С)БУ и МСФО.

Что можно сделать на практике: пользуясь нашими примерами, учитывать расходы в зависимости от того, по каким стандартам вы ведете бухучет (по национальным или международным).

Документальное оформление подписки

Как вы знаете, основой для отражения в учете любых расходов являются правильно оформленные первичные документы. Какие же документы подтверждают понесенные расходы на подписку периодических изданий?

Подписка может быть оформлена напрямую через редакцию периодического издания (редакционная), через подписное агентство или через отделения Укрпочты. Перечисление денег в любом случае оформляется квитанцией (при наличной форме оплаты) или платежным поручением (при безналичной форме оплаты) на основании выставленного ранее счета.

При оформлении редакционной подписки и через подписное агентство для подтверждения отправки и получения печатных периодических изданий, как правило, оформляются накладные. Если же подписка оформляется в отделении Укрпочты, тогда кроме подписного абонемента у предприятия нет никаких других документов, подтверждающих такие расходы. Однако абонемент и квитанция (платежное поручение) об оплате подтверждают лишь факт перечисления денег и заключения сделки. Специалисты налогового ведомства рекомендуют в данном случае по факту получения периодических изданий за каждый отчетный период оформлять бухгалтерскую справку со всеми обязательными реквизитами

Учет расходов на подписку согласно П(С)БУ

Прежде всего напомним, что одним из основополагающих принципов составления финансовой отчетности является соответствие доходов и расходов предприятия (п. 6 разд. ІІІ НП(С)БУ 1).

Другими словами, если актив обеспечивает получение экономической выгоды в течение нескольких отчетных периодов, то расходы на его приобретение отражаются в отчете о финансовых результатах на основе систематического и рационального их распределения в течение этих отчетных периодов.

Подписка на периодические издания оформляется, как правило, на условиях предварительной оплаты: на месяц, квартал, полугодие, год. И право признать расходы на подписку возникает на основании первичных документов – в результате систематического и рационального распределения этих расходов.

Согласно Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, расходами будущих периодов считаются расходы, которые понесены в отчетном периоде, но относятся к следующим периодам. По дебету счета 39 «Расходы будущих периодов» отражается накопление таких затрат, а по кредиту – их списание и включение в состав расходов отчетного периода. Покажем это на примере.

Пример 1

Предприятие оформило годовую подписку на периодические издания, тематика которых связана с хозяйственной деятельностью предприятия по сбыту продукции, на сумму 900 грн. (без НДС).

Учет операций покажем в таблице.

                                                                                        (грн.)


п/п

Содержание операции

Первичный
документ

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

На дату оформления подписки

1

Перечислена плата за подписку

Банковская выписка

371

311

900

2

Отражены расходы будущих периодов

Документ, подтверждающий оформление
подписки

39

631

900

3

Закрыты расчеты по предоплате

631

371

900

По окончании каждого календарного месяца, на который приходится подписка

4

Отражена стоимость полученных периодических изданий в составе расходов

Бухгалтерская справка, накладная

93

39

75

Учет расходов на подписку согласно МСФО

Отметим сразу, что в МСФО нет такого понятия, как «расходы будущих периодов». Между тем п. 4.51 Концептуальной основы финансовой отчетности также допускает, что некоторые расходы могут признаваться на систематической основе. И хотя в качестве примера приводится лишь амортизация необоротных активов, данное допущение в полной мере можно отнести и к расходам на подписку.

Поэтому предприятие, формирующее отчетность по МСФО, может также использовать счет 39, а может отражать стоимость подписки в составе дебиторской задолженности на субсчете 371 «Расчеты по выданным авансам» (по сути, подписка является не чем иным, как предоплатой за издания). По мере получения подписных изданий сумма предоплаты списывается в состав расходов предприятия. Приведем пример.

Пример 2

Условия те же, что и в примере 1. Но предприятие ведет учет согласно МСФО.

Покажем в таблице, как отразить в учете расходы на подписку в случае признания их дебиторской задолженностью.

                                                                                       (грн.)


п/п

Содержание операции

Первичный документ

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

На дату оформления подписки

1

Перечислена плата за подписку

Банковская выписка

371

311

900

По окончании каждого календарного месяца, на который приходится подписка

2

Отражена стоимость полученных периодических изданий в составе расходов

Бухгалтерская справка, накладная

93

631

75

3

Закрыта сумма предоплаты на стоимость полученного журнала

631

371

75

 

Однако у специалистов есть и другое мнение. Согласно этому мнению, расходы на подписку могут быть отражены в момент оплаты периодических изданий. Потому что именно в момент оплаты произошло выбытие активов (денежных средств), которым подтверждается событие (оформление подписки).

Но в любом случае, какой бы вы вариант ни выбрали, важно этот вариант зафиксировать в учетной политике предприятия.

Рассмотрим пример отражения расходов на подписку в момент оплаты.

Пример 3

Условия такие же, как и в примере 1. Но учетной политикой предприятия предусмотрено, что затраты на подписку периодических изданий отражаются в отчетности в составе расходов в момент оформления подписки.

Обратите внимание: все бухгалтерские записи в этом случае делаются на дату оформления подписки.

                                                                                         (грн.)


п/п

Содержание операции

Первичный документ

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Перечислена плата за подписку

Банковская выписка

371

311

900

2

Отражена стоимость подписки в составе расходов

Документ, подтверждающий подписку

93

631

900

3

Закрыта сумма предоплаты на стоимость подписки

631

371

900

 

Налоговый учет

Отметим, что Налоговый кодекс не требует корректировать финансовый результат до налогообложения на расходы, связанные с подпиской на периодические издания. Основные требования – документально подтвердить понесенные расходы и предусмотреть в учетной политике порядок их отражения (в частности, если предприятие ведет учет по МСФО).

ВЫВОДЫ

1. Предприятия, ведущие учет согласно П(С)БУ, отражают затраты на подписку периодики как расходы будущих периодов – с дальнейшим систематическим списанием в расходы предприятия каждого отчетного периода.

У предприятий, которые отчитываются согласно МСФО, вариантов учета больше. В частности, расходы на подписку можно отражать:

·          по аналогии с П(С)БУ – на счете 39 с дальнейшим распределением;

·          в составе дебиторской задолженности на субсчете 371. Тогда в состав расходов стоимость подписки будет включаться также на основе систематического распределения в течение отчетных периодов, на которые была оформлена подписка;

·          сразу в составе расходов – в момент подтверждения факта оформления подписки (путем перечисления денежных средств).

2. Документом, подтверждающим оформление подписки, является квитанция (платежное поручение), счет на оплату, подписной абонемент. Фактическое получение периодических изданий подтверждается накладной, а в случае оформления подписки через отделения Укрпочты – бухгалтерской справкой.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы