Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

У работника коронавирус: что делать работодателю

Карантин

30.07.2020 15519 0 4


Из этой статьи вы узнаете:

  • как должен действовать работодатель, у которого сотрудник заболел коронавирусом;
  • нужно ли отстранять от работы сотрудников, контактировавших с заболевшим;
  • обязан ли работодатель организовать тестирование сотрудников, которые контактировали с заболевшим;
  • должен ли работодатель расследовать случай заболевания коронавирусом как несчастный случай на производстве (профзаболевание).

В период действия карантина большинство предприятий работает, это не запрещено законом. А значит, велика вероятность того, что во время выполнения своих должностных обязанностей работник может подхватить вирус COVІD-19. Надо ли в таком случае вводить какие-то ограничения для остальных работников предприятия, что нужно предпринять руководителю? Эти и еще много других вопросов возникают у всех работодателей. В консультации мы ответим на вопросы работодателей, связанные с COVІD-19, опираясь на нормы действующего законодательства.

Что предусмотрено законодательством

Сразу скажем, что на сегодня нет отдельного нормативного документа, который четко регламентировал бы действия работодателя в ситуации, когда у него на предприятии есть подтвержденный случай заболевания коронавирусом.

Безусловно, по закону работодатель обязан оплатить представленный работником листок нетрудоспособности, и больничный с диагнозом COVІD-19 – не исключение. А чего еще требует закон от работодателя в такой ситуации? Нигде об этом прямо не сказано. Но есть ряд документов, требования которых косвенно могут касаться и нашего случая. Отвечая на вопросы работодателей, мы будем ссылаться на эти документы.

Напоминаем! Постановлением КМУ от 20.05.20 г. № 392 (далее – Постановление № 392) действие карантина на территории Украины было продлено до 31.07.20 г., а 22.07.20 г. правительство приняло решение продлить адаптивный карантин до 31.08.20 г. (постановление КМУ от 22.07.20 г. № 641).

В п. 6 Постановления № 392 указано, что обязательной самоизоляции подлежат, в частности:

  • лица, которые имели контакт с пациентом с подтвержденным случаем COVІD-19 (кроме лиц, которые при исполнении служебных обязанностей использовали средства индивидуальной защиты согласно рекомендациям по их применению);
  • лица с подозрением на инфицирование или с подтвержденным диагнозом COVІD-19 в легкой форме, если они не нуждаются в госпитализации.

Порядок осуществления противоэпидемических мер, связанных с самоизоляцией, утвержден этим же Постановлением № 392. Но касаются эти меры не работодателей, а лиц, подлежащих самоизоляции, а также лечащих врачей, государственных учреждений Минздрава эпидемиологического профиля и госорганов, осуществляющих контроль за пребыванием лиц на самоизоляции.

Отвечаем на вопросы работодателей

Допустим, работник предприятия заболел коронавирусом, диагноз подтвержден. Если он работал не дистанционно, то вполне очевидно, что он контактировал с другими сотрудниками. Возникает вполне резонный вопрос:

Подлежат ли самоизоляции работники, которые контактировали с заболевшим сотрудником? Должен ли работодатель отстранить их от работы?

Ответ зависит от факта использования такими работниками средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) согласно рекомендациям (п. 6 Постановления № 392).

Что это за рекомендации?

Есть ряд постановлений Главного государственного санитарного врача Украины, которыми утверждены Временные рекомендации по организации противоэпидемиологических мероприятий на период карантина по отраслевому принципу. Например:

И так далее...

На заметку! Тексты всех утвержденных Временных рекомендаций можно найти на официальном сайте Минздрава, в разделе «Главный государственный санитарный врач Украины».

Если работники предприятия, которые контактировали с заболевшим сотрудником, придерживались этих рекомендаций (в частности, находились в маске или респираторе), тогда работодателю не нужно отстранять их от работы и принуждать к самоизоляции.

Однако вы должны понимать, что последнее слово в этом вопросе принадлежит не работодателю, а медикам. Если медицинское учреждение решит, что тот или иной сотрудник предприятия нуждается в самоизоляции, ему выдадут на период самоизоляции листок нетрудоспособности, как это предусмотрено п. 51 ч. 1 ст. 22 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105). Такой больничный оплачивается так же, как и другие больничные: первые 5 дней – за счет работодателя. Подробнее об оплате таких больничных листков можно прочитать в «Оплата больничного листка в период карантина».

Может ли работодатель самостоятельно не допустить к работе сотрудника, считая, что он может быть носителем вируса, поскольку контактировал с заболевшим?

Нет, поступить так по своей инициативе работодатель не имеет права. Законодательство не предоставляет работодателю такого права.

Хотя на практике какие-то защитные меры работодатель (при наличии желания и возможности) может принять. Например, перевести сотрудников, контактировавших с заболевшим, временно (пока будет длиться инкубационный период, т. е. на период до 14 календарных дней) на дистанционную работу (в соответствии с правилами, установленными ст. 60 КЗоТ). Либо же, если сотрудник пожелает, – предоставить ему ежегодный отпуск или отпуск без сохранения зарплаты.

Напоминаем! Отпуск за свой счет в связи с карантином может быть предоставлен на весь период действия карантина согласно ч. 3 ст. 26 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках». И эти дни не входят в количество дней традиционного отпуска без сохранения зарплаты (15 календарных дней в год), который предусмотрен этой же статьей Закона.

Что касается отстранения от работы сотрудника, который контактировал с заболевшим, то здесь следует ориентироваться на требования Инструкции, утвержденной приказом Минздрава от 14.04.95 г. № 66 (далее – Инструкция № 66). Пунктом 1.2 этой Инструкции предусмотрено, что отстранению от работы подлежат лица, которые были в контакте с больными инфекционными заболеваниями, опасными для окружающих. При этом считается, что лица были в контакте с такими больными, если они находились в действующем эпидемиологическом очаге и по заключению врача-эпидемиолога предположительно заразились.

В таком случае отстранение от работы производится на основании представления об отстранении от работы санитарно-эпидемиологической службы, направленного работодателю в виде письменного документа (п. 2.3 Инструкции № 66).

Вот такой документ работодатель обязан исполнять. На его основании работодатель издает приказ об отстранении сотрудника от работы.

А когда можно допустить такого сотрудника к работе?

Орган, направивший работодателю представление об отстранении от работы сотрудника, пришлет работодателю и документ, на основании которого этого сотрудника можно будет допустить к работе (это решение, составленное по форме, приведенной в приложении 3 к Инструкции № 66).

Обязан ли работодатель по своей инициативе организовать тестирование на COVID-19 всех сотрудников, которые контактировали с заболевшим?

Нет, не обязан. Необходимость пройти такое тестирование определяет учреждение здравоохранения.

Случаи, когда тестирование на COVID-19 проводится в обязательном порядке, названы в ст. 351 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных заболеваний». Тестирование обязательно только для лиц, которые:

  • обращаются за медпомощью с признаками коронавирусной болезни (COVІD-19);
  • имели установленный контакт с лицом, больным коронавирусной болезнью (COVІD-19).

Получается, что если работодателем будет установлен факт контакта заболевшего с другими сотрудниками, то этих сотрудников надо направить на обязательное тестирование?

В статье 351 вышеназванного Закона ничего не сказано об обязанностях работодателя на этот счет. Отсюда вывод: работодатель может быть заинтересован в том, чтобы отправить всех «контактеров» на тестирование. Но он не обязан это делать. И оплачивать или нет такое тестирование – работодатель тоже решает на свое усмотрение.

На заметку! О налогообложении расходов работодателя на тестирование сотрудников на COVІD-19 можно прочитать в «Тестирование сотрудников на COVID-19: нужно ли облагать расходы «зарплатными» и другими налогами?».

Если работник предприятия заболел коронавирусом, выполняя свои должностные обязанности (например, обслуживая посетителей, клиентов), нужно ли расследовать этот факт как несчастный случай на производстве? И если да, то какие действия обязан предпринять работодатель?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Объясним почему.

Расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний проводится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 17.04.19 г. № 337 (далее – Порядок № 337). Согласно определению, приведенному в п. 3 Порядка № 337, острое профессиональное заболевание – это заболевание, возникшее после однократного (на протяжении не более чем одной рабочей смены) влияния на работника вредных факторов физического, биологического и химического характера, которое в том числе могло привести к смерти работника (это инфекционные, паразитарные, аллергические заболевания).

Коронавирусная болезнь COVІD-19 относится к инфекционным заболеваниям. Однократным влиянием вредного фактора можно считать контакт с заболевшим сотрудником или клиентом предприятия. Однако установить достоверно, что работник заболел именно из-за контактирования с больным инфекционным заболеванием (коронавирусом) на работе – достаточно сложно, учитывая инкубационный период заболевания. Более-менее достоверно установить этот факт можно только для работников медицинских учреждений. Для всех остальных этот факт не может быть достоверным на 100 %. Ведь работник мог заразиться в общественном транспорте, дома и т. д.

Но допустим, что факт инфицирования работника именно во время выполнения им должностных обязанностей – установлен. Тогда расследование этого случая проводится согласно требованиям ст. 22 Закона от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда» и ст. 36 Закона № 1105 в соответствии с Порядком № 337.

Основанием для такого расследования может быть, например, уведомление о том, что работник обратился за оказанием медицинской помощи. Такое уведомление присылает работодателю учреждение здравоохранения – по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 337 (п. 6 Порядка № 337).

В этом случае на предприятии приказом руководителя создается комиссия по расследованию острого профессионального заболевания (п. 12, 13 Порядка № 337).

Расследование проводится в течение 5 рабочих дней с момента создания комиссии (п. 30 Порядка № 337). Во время работы комиссия должна будет выполнить ряд действий, предусмотренных п. 33 Порядка № 337. По результатам работы комиссии составляется акт по форме Н-1 (приложение 11 к Порядку № 337), а также карточка учета профессионального заболевания по форме П-5 (приложение 22 к Порядку № 337). Акт формы Н-1 передается на утверждение руководителю предприятия.

После завершения расследования работодатель в течение 3 рабочих дней обязан отправить материалы организациям, перечисленным в п. 47 Порядка № 337, в частности – территориальному органу Гоструда и органу ФСС по месту регистрации работодателя.

Разъяснения по данному вопросу также можно найти на сайте управления Гоструда в Кировоградской области.

Выводы

  1. Главная обязанность работодателя в случае, когда на его предприятии заболел коронавирусом сотрудник – произвести выплаты по больничному листку, который представит заболевший сотрудник.
  2. Права самостоятельно отстранять от работы сотрудников, которые контактировали с заболевшим, у работодателя нет. Это можно сделать только по решению соответствующего медицинского учреждения.
  3. Расследовать факт заболевания коронавирусом как профзаболевание работодатель должен только в том случае, если будет достоверно установлено, что заражение COVІD-19 произошло на работе.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы