Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как определить сумму оплаты отпуска и помощи демобилизованному работнику?


Работник учреждения в мае этого года был демобилизован с военной службы и в этом же месяце решил пойти в ежегодный отпуск. Нужно ли было включать период службы (призван по призыву во время мобилизации в марте 2015 года) в стаж, дающий право на ежегодный отпуск? Исходя из какого заработка нужно было определять сумму оплаты отпуска и помощи на оздоровление?


На первый вопрос ответ можно найти в п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках». Так, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, включается время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялось место работы (должность) и зарплата полностью или частично. Именно такие гарантии в ст. 119 КЗоТ закреплены за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. За ними сохраняется место работы, должность и средний заработок. Отсюда вывод: время военной службы по призыву во время особого периода не исключается из стажа, дающего право на ежегодный отпуск. Для такого работника, несмотря на его отсутствие на рабочем месте, не меняется дата (число и месяц) начала и окончания рабочего года.

Для определения расчетного периода, за который будет определяться средний заработок, обратимся к нормам абзаца первого п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100). Им предусмотрено, что средняя зарплата для оплаты времени ежегодного отпуска исчисляется исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

Обращаем внимание, что речь идет не о 12 месяцах пребывания в трудовых отношениях, а о месяцах работы. Такой подход законодателя вполне логичен, ведь только период работы с получением за нее платы может быть признан расчетным периодом – в нем есть что рассчитывать по алгоритму, приведенному в п. 7 Порядка № 100.

Учитывая это, период пребывания работника в АТО никоим образом нельзя назвать периодом выполнения работы в учреждении. Вспомним, что, согласно разъяснениям Гоструда от 30.04.14 г., мобилизованные работники освобождаются от работы. А вот 12 месяцев работы до призыва на службу как раз предшествовали, хотя и не непосредственно, месяцу предоставления отпуска. Полученная за эти месяцы плата должна быть учтена при определении среднедневной зарплаты для оплаты отпуска.

Учитывая это, иной подход, изложенный, например, в письме Минсоцполитики от 22.06.15 г. № 802/13/84-15 (далее – Письмо № 802), противоречит приведенным нормам п. 2 Порядка № 100. В этом письме предложено определять среднедневную зарплату на основании среднего заработка, который сохраняется за призванным работником в течение службы. Но этот средний заработок также определяется исходя из среднедневной зарплаты. К тому же он корректируется при каждом законодательном повышении окладов. Получается, что письмо предусматривает (во исполнение п. 10 Порядка № 100) при расчете суммы оплаты отпуска в этом случае корректировку уже откорректированных ранее сумм среднего заработка.

Если проанализировать ситуацию, то такие выплаты не имеют никакого отношения к заработку, на основании которого определяется среднедневная зарплата в соответствии с п. 7 Порядка № 100. По сути это социальные гарантии от государства для финансовой поддержки военных (аналогичная гарантиям для пострадавших от Чернобыльской катастрофы). И зарплата за время работы перед службой – это только ориентир для определения размера таких гарантий. Не зря в свое время на основании предыдущей редакции ст. 119 КЗоТ такие средства возмещались работодателям за счет бюджета. Это сейчас (с 01.01.16 г.) государство, не имея средств на выполнение этих гарантий, поручило их выполнение работодателям за их счет. Но от этого выплаты не утратили социального характера, а использовать социальные выплаты как базу для расчета среднедневной зарплаты ни п. 7, ни любая другая норма Порядка № 100 не предусматривает.

Кстати, при определении сумм средней зарплаты, которая сохраняется за работником на период службы в таком формате, и проведении ее корректировки расчетным периодом определены именно 2 месяца работы перед началом службы. Согласитесь, логично для двух видов среднедневных зарплат – для сохранения заработка и для оплаты отпуска использовать один и тот же подход.

Но, кроме логики, как мы уже отмечали выше, вариант расчета среднедневной зарплаты за 12 месяцев работы перед началом службы соответствует нормам законодательства, что важно для проверяющих.

Итак, в ситуации, изложенной в вопросе, за расчетный период следует брать 12 месяцев работы, предшествующих призыву, а именно март 2014-го – февраль 2015 года. Выплаты за этот период перед определением средних показателей согласно п. 7 Порядка № 100 подлежат корректировке (как того требует п. 10 Порядка № 100) на коэффициент, который, например, для 1-го тарифного разряда равен 1,2447 (1 516 грн. : 1 218 грн.).

Что касается определения суммы материальной помощи на оздоровление, то обратим внимание, что демобилизованный работник, как и все остальные работники учреждения, имеет право на ее получение. Но если руководствоваться Письмом № 802, где за расчетный период предлагается взять не период работы, а период пребывания в трудовых отношениях перед началом отпуска, демобилизованный работник не будет иметь права на получение материальной помощи.

Так, согласно п. 4 Порядка № 100 при исчислении средней зарплаты за последние 2 месяца не учитываются выплаты за время, в течение которого сохраняется средний заработок работника, в частности за время выполнения государственных и общественных обязанностей. А ст. 119 КЗоТ, где гарантировано сохранение среднего заработка за призванными работниками, регламентирует, судя по ее названию, порядок предоставления указанных гарантий именно при выполнении государственных и общественных обязанностей.

Если же руководствоваться нормами абзаца третьего п. 2 Порядка № 100, то демобилизованный работник пойдет отдыхать, получив помощь на оздоровление. Ведь согласно этим нормам за расчетный период при исчислении средней зарплаты для иных случаев, нежели отпуска и компенсация за них, следует принимать 2 календарных месяца работы перед наступлением события, с которым связана выплата.

Таким образом, для определения суммы помощи на оздоровление в нашей ситуации за расчетный период следует брать январь – февраль 2015 года, а перед расчетом среднедневной зарплаты полученный за эти месяцы заработок следует откорректировать на коэффициент, аналогичный тому, который применяется при корректировке выплат для определения сумм оплаты отпуска (для 1-го тарифного разряда приведен выше).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы