Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Изменения в отчетности о налоговых льготах за І квартал 2015 года

С 01.01.15 г. отдельные разделы Налогового кодекса (далее – НК) изложены в новой редакции. В частности, это касается налога на прибыль и земельного налога. Как это влияет на отчетность о суммах налоговых льгот, читайте в нашей консультации.

Общие положения и изменения

В соответствии с требованиями пп. 16.1.6 НК налогоплательщик обязан подавать контролирующим органам сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот.

Налоговой льготой является освобождение налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора или же его уплата в меньшем размере, чем установлено требованиями НК (п. 30.1 НК)

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 НК).

Если согласно НК некоторые операции не являются объектом налогообложения, то налоговые льготы по таким операциям невозможны. Например, поставка внешкольным детским заведением платных услуг в сфере внешкольного образования воспитанникам, учащимся и слушателям не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.8 НК), следовательно, и применение налоговой льготы в таком случае неуместно.

Согласно ст. 30 НК субъекты хозяйствования (в т. ч. бюджетные учреждения) учитывают сумму налогов и сборов, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот, и отчитываются о таких суммах по месту своей налоговой регистрации.

Порядок учета таких сумм и форма Отчета о суммах налоговых льгот утверждены постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233 (далее – Порядок № 1233, отчет). Сумма полученных налоговых льгот равняется сумме налога или сбора, которую должен был уплатить налогоплательщик, если бы не воспользовался льготами. Такая сумма льгот определяется плательщиком самостоятельно.

Результаты учета налоговых льгот налогоплательщики отражают в отчете. Напомним, что заполняется отчет нарастающим итогом с начала года в гривнях без десятичных знаков с соответствующим округлением.

Для правильного составления отчета нужно знать не только норму законодательства, согласно которой предоставлена льгота, и ее объем, но также название и код платежа и код льготы.

Код налога и название налога указываются в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной приказом Минфина от 14.01.11 г. № 11.

Для отражения кода льготы при составлении Отчета за І квартал 2015 года следует пользоваться Справочником № 74/1 налоговых льгот, которые являются потерями доходов бюджета, и Справочником № 74/2 прочих налоговых льгот по состоянию на 01.04.15 г.

Справочники вместе с бюджетной классификацией обновлены и приведены с учетом изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу с начала этого года в связи с принятием Закона от 28.12.14 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее – Закон № 71).

Изменения относительно налога на прибыль

С 01.01.15 г. вступила в силу обновленная редакция разд. III «Налог на прибыль предприятий» НК. В соответствии с пп. 133.1.1 НК бюджетные учреждения не являются плательщиками налога на прибыль с начала этого года.

С учетом того, что налоговая льгота применяется только к плательщикам налога, а бюджетные учреждения не являются таковыми с начала этого года, то и отчитываться о налоговых льготах по налогу на прибыль теперь не нужно. При этом бюджетные учреждения должны быть внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (форма приведена в приложении 1 к Положению, утвержденному приказом Минфина от 24.01.13 г. № 37). В этом Реестре контролирующие органы учитывают все учреждения и организации, которые не являются плательщиками налога на прибыль. Разъяснение по этому вопросу предоставлено в письме ГФС от 24.02.15 г. № 4461/5/99-99-19-02-02-16.

Заметим, что указанные ранее код и название льготы по налогообложению неприбыльных учреждений и организаций, по которым отчитывались также и бюджетные учреждения, с 01.01.15 г. исключены из Справочника прочих налоговых льгот (код льготы 11020193–11020199).

Изменения относительно платы за землю

Законом № 71 внесены также изменения в разд. XII НК в части взимания платы за землю, а именно: в новой редакции изложена ст. 282 «Льготы относительно уплаты налога для юридических лиц» НК.

В частности, из перечня льготников по плате за землю исключены дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования, заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет бюджетных средств.

Следовательно, с начала этого года указанные заведения должны начислять и вносить плату за землю на общих основаниях.

При этом нормами НК предоставлено право местным советам (в рамках их полномочий и с учетом предельных размеров ставок) устанавливать своими решениями местные налоги и сборы (в т. ч. плату за землю), которые являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных громад (п. 12.3 НК). Такие решения официально обнародуются до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применения местных налогов и сборов (пп. 12.3.4 НК). Если эта норма законодательства не соблюдена, то нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Отдельные требования, касающиеся установления местными советами ставок и льгот относительно платы за землю, изложены в НК. Так, согласно п. 284.1 НК органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению ставок платы за землю и льгот относительно земельного налога, который платится на соответствующей территории.

Поскольку плата за землю отнесена к местным налогам и сборам, местные советы должны принять решение об установлении налога на имущество в части платы за землю и определить ставки земельного налога и перечень льгот по уплате налога. Кроме того, до 25 декабря года, предшествующего отчетному, органы местного самоуправления должны подавать контролирующим органам решения относительно ставок земельного налога и предоставленных льгот по уплате налога на землю как юридическими, так и физическими лицами (абзац второй п. 284.1 НК).

Разъяснение по указанному вопросу дано в письме ГФС от 16.01.15 г. № 722/5/99-99-19-01-01-16 «Об особенностях установления ставок местных налогов и сборов».

Следовательно, бюджетные учреждения, которым органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке (приведенном выше) предоставлены льготы по уплате налога на землю, должны отчитываться о суммах налоговых льгот по этому налогу по форме, утвержденной Порядком № 1233.

Обратите внимание, что изменены коды бюджетной классификации, как и коды признаков льгот по земельному налогу. Так, для плательщиков, которые платят налог на территории соответствующих громад, код бюджетной классификации по плате за землю с 01.01.15 г. изменен на 18010500 в связи с изменениями, внесенными в НК Законом № 71, и отнесением этого вида бюджетных поступлений в раздел бюджетной классификации 18000000 «Местные налоги и сборы».

В случае заполнения отчета о льготах учреждения (которым предоставлены льготы) отражают в отчете в соответствующих графах код и наименование налога согласно бюджетной классификации, а именно 18010500 «Земельный налог с юридических лиц» (ранее – код 13050100), а также код и наименование соответствующей льготы согласно Справочнику льгот (18010501–18010585).

Порядок и сроки представления отчета

Если налогоплательщик пользуется льготами по другим налогам и сборам, то отчет подается в общем порядке и в нем указываются только льготы, включенные в Справочник льгот, который предоставляется ГФС и периодически обновляется.

Следует заметить, что льготы по НДС отражаются в отчете, как и раньше, и исчисляются согласно Порядка определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, которые осуществляются на территории Украины, утвержденному приказом ГНАУ от 29.03.11 г. № 167.

Напомним, что Отчет о суммах налоговых льгот подается бюджетным учреждением за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту его регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода. В случае если бюджетное учреждение льготами не пользуется, отчет не подается.

За непредставление или несвоевременное представление в фискальные органы отчета учреждение несет административную ответственность согласно ст. 163 КУоАП, а именно штраф в размере:

  • от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.) за нарушение сроков в первый раз;
  • от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) при повторном таком нарушении.

Также стоит напомнить, что отчет не является налоговой декларацией в понимании п. 46.1 НК. К нему нельзя применять норму п. 49.20 НК относительно переноса последнего срока представления, в случае, если такой срок приходится на выходной или праздничный день (письмо ГНС в г. Киеве от 28.01.13 г. № 833/10/06-406). Если такой срок пришелся на выходной или нерабочий день, то отчет подают накануне. Так, последний срок представления Отчета за І квартал 2015 года приходится на 10.05.15 г. Этот день является выходным (воскресенье), поэтому отчет нужно подать накануне – в пятницу 08.05.15 г.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы