Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Публичные закупки: переходные положения-2016

Петр Кийко

02.08.2016 2332 0 2


Из данной консультации вы узнаете: как действовать в период перехода на новые условия закупки за бюджетные средства, нормами какого законодательства руководствоваться при совершении действий в процессе приобретения товаров, работ и услуг.

В чем ценность данной статьи: предоставленные рекомендации помогут заказчику спланировать процесс закупок в условиях перехода с действия «старого» законодательства на «новое», подготовиться к нововведениям и осуществить закупки, не нарушая законодательства.


Начинаем закупки

Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) с 01.08.16 г. применяется для всех субъектов, осуществляющих закупки за бюджетные средства. В связи с этим возникают вопросы по закупкам, начатым в июле – августе 2016 года.

Проводя закупки в период перехода на «новое» законодательство, заказчику следует руководствоваться следующими принципами:

Все закупки, начатые до 31.07.16 г. включительно, должны быть проведены и завершены согласно Закону от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197, п. 7 Заключительных и переходных положений Закона № 922).

Поскольку 31.07.16 г. приходится на выходной день (воскресенье), а в выходной день веб-портал «Государственные закупки» не принимает в обработку документы, то последним днем, когда заказчик может начать конкурсные торги согласно нормам Закона № 1197, является 29.07.16 г. Речь идет обо всех заказчиках, кроме центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, для которых Закон № 922 вступил в силу с 01.04.16 г.

Все закупки, начатые с 01.08.16 г., осуществляются согласно Закону № 922. Если процедура закупки, начатая в соответствии с требованиями Закона № 1197, отменена по причинам, предусмотренным Законом № 1197, то заказчик при объявлении новой процедуры закупки начинает ее согласно требованиям Закона, действующего на момент подачи нового объявления.

Пример 1
Заказчик планирует подать объявление о закупке компьютерной техники (250 тыс. грн.) 29.07.16 г., а о закупке программного обеспечения (205 тыс. грн.) – 01.08.16 г.

В таком случае процедуру открытых торгов на компьютерную технику нужно проводить согласно Закону № 1197 (объявление подается на веб-портале «Государственные закупки»), а закупку программного обеспечения – согласно Закону № 922 (объявление подается на одной из электронных площадок, размещенных на веб-портале системы «ProZorro».

Обращаем внимание, что всю документацию по закупке заказчик публикует на том веб-портале, на котором опубликовано объявление о проведении закупки. То есть если процедура закупки начата согласно Закону № 1197, то все документы, включая отчет о выполнении договора, публикуются на веб-портале «Государственные закупки».

В то же время, в соответствии с п. 5 приказа Минэкономразвития от 22.03.16 г. № 490 «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» утратил силу с 01.01.17 г. приказ Минэкономразвития от 15.09.14 г. № 1106 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок». Поэтому представляется, если у заказчика договоры о закупке, заключенные по Закону № 1197, будут еще выполняться до конца этого года и срок их действия будет до 31.12.16 г., То заказчику не нужно будет подавать для опубликования отчет о выполнении договора. Ведь срок для обнародования такого отчета начинает исчисляться со дня (02.01.17 г. – при условии, что понедельник будет рабочим днем), когда будет недействующая форма этого отчета. Вместе с тем, если веб-портал «Государственные закупки» будет работать после 01.01.17 г. Рекомендуем все же подать соответствующие отчеты о выполнении договоров для обнародования.

Пример 2
Заказчик подал объявление о закупке компьютерной техники (250 тыс. грн.) 29.07.16 г. в соответствии с Законом № 1197. 31.08.16 г. он отменил торги на основании ст. 30 Закона № 1197 в связи с тем, что к оценке допущены предложения менее двух участников. 01.09.16 г. заказчик объявляет новую процедуру закупки.

В такой ситуации новая процедура должна начинаться в соответствии с Законом № 922, то есть законодательства, действующего на момент объявления торгов.

План закупок

Портал «Государственные закупки» будет работать в целях завершения всех закупок, начатых до 31.07.16 г. согласно Закону № 1197. Следовательно, информация обо всех закупках, начатых с 01.08.16 г., вместе со всей документацией будет размещаться через веб-портал Prozorro.

Согласно ст. 4 Закона № 922 закупка осуществляется в соответствии с годовым планом, который обнародуется на веб-портале уполномоченного органа. Поэтому с 01.08.16 г. заказчики смогут осуществлять закупки согласно Закону № 922 только после утверждения и опубликования годового плана на веб-портале Prozorro. Это будет новый годовой план, который будет учитывать закупки, утвержденные в начале года, но еще не начатые, а также закупки, проведение которых запланировано согласно сметам после 01.08.16 г., закупки в связи с выделением дополнительных средств, новой потребностью в закупке и т. п.

Пример 3
В годовом плане закупок, утвержденном и опубликованном на веб-портале «Государственные закупки» в январе 2016 года, были предусмотрены расходы на закупку компьютерной техники (250 тыс. грн.) с ориентировочным началом процедуры закупки в августе 2016 года. Заказчик, как и планировалось, начинает процедуру закупки в августе 2016 года.

Годовой план закупок, опубликованный на веб-портале «Государственные закупки», не может быть основанием для проведения закупки компьютеров согласно Закону № 922. В таком случае заказчику нужно с 01.08.16 г. опубликовать годовой план закупок на веб-портале Prozorro (напомним, что срок опубликования годового плана и(или) изменений в него составляет 5 календарных дней со дня их утверждения). И только после этого можно начинать процедуру закупки согласно Закону № 922.

При этом заказчикам не стоит забывать, что перед обнародованием секретарем тендерного комитета в Prozorro по Закону № 922 годового плана закупок и изменений к нему, как и раньше по Закону № 1197, они должны быть утверждены протокольным решением на заседании теперь уже тендерного комитета.

Выделены дополнительные средства

В бюджетных учреждениях зачастую в связи с различного рода обстоятельствами выделяют дополнительные средства на приобретение товаров, работ и услуг. Эти средства не были запланированы в смете учреждения на начало года и соответственно не были отражены в годовом плане закупок. Проведение закупок заказчиком за дополнительно выделенные бюджетные средства рассмотрим на примерах.

Пример 4
Заказчику выделены дополнительные средства на приобретение компьютерной техники. В текущем году компьютерная техника была приобретена на сумму 190 тыс. грн., а дополнительные средства 199 тыс. грн. выделены в августе 2016 года.

Поскольку средства выделены в августе, то проводить закупки нужно, руководствуясь Законом № 922. В соответствии со ст. 4 Закона № 922 закупка проводится на основании годового плана. Стоимость закупки по годовому плану, утвержденному и опубликованному согласно Закону № 922, составит 199 тыс. грн. Эта сумма меньше предела для проведения открытых торгов (стоимость компьютерной техники, закупленной ранее, – 190 тыс. грн., в годовой план, составленный в соответствии с Законом № 922, не включается), и поэтому заказчик по своему усмотрению может осуществить закупку:

  • либо с использованием электронных площадок;
  • либо без использования электронных площадок, но с обязательным обнародованием отчета о заключенных договорах в системе электронных закупок.

Пример 5
Рассмотрим ситуацию, приведенную в примере 4, при условии что дополнительные средства выделены в июле 2016 года.

В таком случае заказчик может провести процедуру закупки в июле согласно Закону № 1197 с проведением открытых торгов, поскольку годовая стоимость закупки будет превышать 200 тыс. грн. (190 тыс. грн. – уже закупленная компьютерная техника и 199 тыс. грн. – дополнительно выделенные средства).

Если же заказчик решит начать процедуру закупки в августе, то советуем обязательно провести закупку по процедуре открытых торгов, несмотря на то что сумма в новом утвержденном годовом плане в соответствии с Законом № 922 не должна превышать 200 тыс. грн. Поскольку заказчик заблаговременно знает, что такая сумма превысит общий годовой план на закупку компьютерной техники (200 тыс. грн.), то непроведение открытых торгов может трактоваться контролирующим органом как уклонение от проведения процедуры открытых торгов согласно Закону № 1197.

Обращаем внимание, что переходными положениями законодательства не прописано, как действовать, если сумма закупки в соответствии с Законом № 922 и Законом № 1197 по одному и тому же товару за год превышает 200 тыс. грн. Однако мы рекомендуем руководствоваться принципом запланированности: если такую закупку можно было запланировать до вступления в силу Закона № 922, то заказчик должен проводить открытые торги, а если нет, то процедуру закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Пример 6
В декабре заказчику выделены дополнительные средства на оплату энергоносителей в связи с удорожанием их стоимости.

В таком случае бюджетному учреждению – заказчику, опять же, следует принимать решение в зависимости от суммы дополнительно выделенных средств на конкретный предмет закупки (например, оплату электроэнергии). Так, если она: меньше 199 тыс. грн., то заказчик может без проведения процедуры электронных закупок заключить соглашение и оплатить товар; превышает 200 тыс. грн. – придется проводить электронные закупки согласно Закону № 922.

Отчет о выполнении договоров и продление договоров

Закон № 922 не распространяет свое действие на договоры, подписанные заказчиком до вступления его в силу. То есть все договоры, подписанные в период действия Закона № 1197, остаются действующими до момента их полного выполнения. Отчет о выполнении договора, заключенного в соответствии с Законом № 1197, должен быть опубликован на веб-портале «Государственные закупки». В то же время в Законе № 922 осталась норма о возможности продления договора на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке (п. 5 ст. 36 Закона № 922).

Таким образом, независимо от того, согласно какому Закону (№ 922 или № 1197) в 2016 году заключен договор на закупку, в 2017 году он может быть продлен с учетом требований п. 5 ст. 36 Закона № 922.

Переходные положения по организации процесса закупки

Переходные положения касаются и организации процесса закупки, а именно создания и функционирования комитета по закупке или уполномоченного лица. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 922 заказчик для организации и проведения процедур закупок создает тендерный комитет или определяет уполномоченное лицо (лиц). То есть ему необходимо определиться, какая форма организации будет функционировать в учреждении (тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица)).

Если заказчик выберет форму организации с тендерным комитетом, то рекомендуем до 01.08.16 г. разработать проект положения о таком комитете, руководствуясь Примерным положением о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли от 30.03.16 г. № 557 (далее – Приказ № 557), а также подготовить кандидатов в тендерный комитет. Если же заказчик выберет организационную форму в виде уполномоченного лица (лиц), то нужно разработать должностную инструкцию уполномоченного лица (лиц), учитывая требования Приказа № 557, подготовить приказ о внесении изменений в штатное расписание, провести собеседование с кандидатами на уполномоченное лицо. Если уполномоченных лиц будет несколько с созданием отдельного отдела, то дополнительно нужно подготовить положение об этом отделе (подразделении).

Выводы

В связи с изменением законодательства, регулирующего процесс закупки, субъектам, осуществляющим закупки за бюджетные средства, нужно учесть ряд новых положений. В частности, до вступления в силу Закона № 922 заказчикам следует подготовить:

  • новое положение о тендерном комитете или должностные инструкции уполномоченных лиц;
  • плановый годовой план закупок;

Также необходимо проанализировать незавершенные закупки, начатые согласно Закону № 1197. При их завершении следует руководствоваться старым законодательством. В то же время следует учесть, что договоры, заключенные в соответствии с Законом № 1197, продолжают действовать до их полного выполнения.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы