Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Бытовую технику используют не только в быту

Анна Лобатюк

16.10.2015 5694 0 0

Из данной консультации вы узнаете: как действовать руководителю учреждения в условиях реализации мероприятий по экономному использованию бюджетных средств в части запрета приобретения бытовой техники, если, например, в связи с техническими неисправностями или длительным сроком эксплуатации вышел из строя холодильник, стиральная машина или электрическая кухонная плита.

Что такое бытовая техника в контексте внедрения режима экономии

На сегодняшний день, начиная с 12.03.14 г., бытовую технику бюджетным учреждениям приобретать нельзя. Такая норма установлена в п. 1 Мероприятий по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства государственного бюджета, утвержденных постановлением КМУ от 01.03.14 г. № 65 (далее – Мероприятия № 65).

Прежде чем рассматривать данную тему, давайте определимся, что именно относится к бытовой технике. В общепринятом значении к технике относится совокупность средств, созданных человечеством для обслуживания своих потребностей. Назначение бытовой техники – облегчение домашних работ, создание комфорта в повседневной жизни человека. А классифицируется она по значимости (необходимая, желаемая, можно обойтись), по размеру (мелкая, крупная), по целевому назначению и т. п.

По видам бытовая техника подразделяется на:

  • кухонную (посудомоечные машины, вытяжки, холодильники, мясорубки, кухонные плиты, электрочайники);
  • для ухода за одеждой (стиральные машины, утюги);
  • вычислительную (калькулятор, планшетный компьютер);
  • прочую (пылесос, вентилятор, кондиционер, телевизор, фен).

Сюда же относятся измерительные приборы (часы, таймер, термометр, манометр).

Рассмотрим аспекты практической реализации вышеупомянутой нормы относительно приобретения бытовой техники для учреждений и организаций на сегодняшний день.

Каждое бюджетное учреждение, организация, руководствуясь утвержденными вышестоящим органом мероприятиями, принятыми во исполнение Мероприятий № 65, тщательным образом пересматривает все запланированные на текущий год расходы на предмет определения целесообразности их осуществления, однако при этом ставит целью не нарушать процессы, влияющие на своевременность и качество осуществляемой учреждением основной деятельности и недопущение приостановки выполнения возложенных на него функций.

Если рассматривать затронутый вопрос в отношении заведений здравоохранения, социальной защиты или учебных заведений, в которых осуществляется уход за детьми, пожилыми людьми, больными, другими категориями населения, то в этих заведениях для выполнения возложенных на них функций действительно необходимо применять приборы и технику, в частности холодильники, стиральные машины, пылесосы и т. п., иначе их деятельность может приостановиться.

Основания для использования бытовой техники в заведениях здравоохранения

Начнем с того, что аккредитация заведения здравоохранения невозможна без предоставления заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии заведения требованиям санитарных норм и правил (см. постановление КМУ от 15.07.97 г. № 765).

Согласно Инструкции по санитарно-противо-эпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений), утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.08.83 г. № 916, спецодежда из пищеблока и буфетных отделений должна стираться в прачечных. Стирать ее на дому и в помещениях пищеблока запрещено. Этой же Инструкцией прямо запрещено совместное хранение в холодильнике продуктов питания и медикаментов, а грудное молоко и питательные смеси вообще хранятся в отдельном холодильнике, личные продукты больных – в специальном холодильнике (п. 7.14, 7.15 указанной Инструкции). Личную ответственность за обеспечение всего комплекса мероприятий несет руководитель заведения.

В стационарах лечебных заведений медперсонал должен быть обеспечен комплектами сменной рабочей одежды в количестве, позволяющем ежедневно ее менять, да еще и постоянно иметь в наличии комплект для экстренной замены, а стирка производится централизованно и от-дельно от белья больных (п. 9.21 Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации больниц, роддомов и других лечебных стационаров, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 29.06.90 г. № 5179-90). Больничное белье стирается централизованно в специальных прачечных при больницах (п. 9.14 этих Правил). Также в п. 8.7 данного документа установлено, что комнаты персонала каждого структурного подразделения больницы должны быть оснащены электроводонагревающими устройствами, холодильниками.

В перинатальных центрах прямо запрещено хранение продуктов, которые быстро портятся, не в холодильных камерах (п. 8.4 Государственных санитарных норм и правил «Гигиенические требования к размещению, обустройству, оборудованию и эксплуатации перинатальных центров», утвержденных приказом Минздрава от 26.01.12 г. № 55).

Основания для использования бытовой техники в заведениях образования и социальной защиты

Согласно Положению о дошкольном учебном заведении, утвержденному постановлением КМУ от 12.03.03 г. № 305, дошкольное учебное заведение, среди прочего, должно обеспечить сбалансированное питание с соблюдением кратности в зависимости от режима работы и продолжительности нахождения в нем детей, а также медицинское обслуживание.

Медицинское обслуживание детей включает проведение профилактических прививок, предоставление неотложной медицинской помощи, а также контроль организации и качества питания, санитарно-гигиенического режима. Конечно, для выполнения таких функций нужны надлежащие условия.

Также предусматривается, что в некоторых специализированных заведениях для осуществления лечебно-оздоровительной, коррекционно-восстановительной работы или же для функционирования специальных или санаторных групп лечебные кабинеты, помещения оборудуются соответствующей техникой и приборами (см. Порядок комплектования дошкольных учебных заведений (групп) компенсирующего типа, утвержденный совместным приказом Минздрава и МОН от 27.03.06 г. № 240/165).

Как предусмотрено п. 9.1, 9.2 Государственных санитарных норм и правил обустройства, оборудования, содержания дошкольных учебных заведений и организации жизнедеятельности детей», утвержденных приказом Минздрава от 01.08.13 г. № 678 (далее – ГСН № 678), пищеблоки указанных заведений включают такое оборудование, как плита, холодильники бытовые, холодильные камеры.

Постельное белье подлежит замене не реже, чем еженедельно, а при некоторых заболеваниях детей оно меняется и утюжится ежедневно, ковры подлежат ежедневной чистке пылесосом (п. 8.16, 8.17 ГСН № 678). В заведениях для просмотра телевизионных передач необходимо использовать телевизоры с экраном по диагонали 59–69 см.

Для стирки, сушки и утюжки белья в заведении предусматривается 2 (или 3) оборудованных помещения, а стирка и утюжка личных вещей персонала в заведении запрещается (п. 3.28 ГСН № 678). В разд. Х указанного документа установлены гигиенические требования к организации питания, которые предусматривают подачу еды детям в строго определенное время 4–5 раз в сутки с интервалами в 3–4 часа.

Добавим, что медицинский кабинет дошкольного учебного заведения также должен быть оснащен холодильником (совместный приказ Минздрава и МОН от 30.08.05 г. № 432/496).

Кроме вышеупомянутого, заведениям образования для предоставления качественного и полноценного образования согласно требованиям государственных стандартов (стандарты предусмотрены законодательством отдельно для средних, высших и других учебных заведений) необходимо применять всевозможные технические средства. Так, для этой цели в процессе обучения в школах используется электродрель, плита электрическая, микроволновая печь, машина швейная с электрическим приводом, утюг (см. Типовой перечень учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и оборудования общего назначения для общеобразовательных учебных заведений, утвержденный приказом МОН от 20.06.02 г. № 364). Согласно этому документу к техническим средствам обучения еще относятся телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, фотоаппарат и т. п.

На заведения социальной защиты возложены функции, которые обязательно предусматривают уход за детьми или людьми преклонного возраста, то есть они должны быть накормлены, помыты, гигиенически ухожены. Конечно, им для повседневной жизни в заведении (дневной или круглосуточной) понадобится холодильник (отдельно – для хранения продуктов и отдельно – для медикаментов), кухонная плита, стиральная машина, пылесос, электрочайник, телевизор и др.

Если существующая техника еще выдерживает нагрузку во время ее эксплуатации, то вопросов относительно ее обновления не будет, а если вышла из строя и, например, не на чем готовить еду, без холодильника портятся продукты, без стиральной машины в больнице также никак не обойтись (таких примеров можно привести множество) – ситуация заостряется. Можно также понять кастеляншу, которая настаивает на приобретении утюга (вместо сгоревшего) для того, чтобы персоналу заведения перед началом смены выдавать выутюженные, а не измятые после стирки халаты.

Аналогичные нормы относительно необходимости применения техники и оборудования, без которых невозможно обеспечение основной деятельности, содержатся и в нормативных документах, касающихся других типов образовательных заведений, а также заведений медицины, социальной защиты, культуры и т. п.

Бытовая техника в бюджетных учреждениях как предпосылка жизнедеятельности

Расходы на приобретение бытовой техники предусматриваются сметой, и обычно при надлежащем обосновании этого приобретения возражений не возникает.

Другое дело, если нет острой необходимости в такое экономически сложное время приобретать холодильник для охлаждения в нем во время летней жары напитков для руководителя или же кофеварки для персонала дома творчества (в то время, когда проблематично установить радиаторы). Этому нет оправданий, и потому следует тщательным образом соблюдать норму, предусмотренную п. 1 Мероприятий № 65.

Что же происходит сегодня? Во многих случаях органы Казначейства отказывают регистрировать бюджетные обязательства для приобретения упомянутой техники, оборудования. Понятно, их действия направлены на предотвращение нерационального использования бюджетных средств. Но, на наш взгляд, как отмечалось выше, такую технику нельзя считать бытовой.

В качестве основания для отказа в таком приобретении рекомендуют руководствоваться Перечнем видов изделий, которые отнесены к сложной бытовой технике, утвержденным приказом Минмашпрома от 30.09.96 г. № 306. Однако, во-первых, в этом приказе речь идет только о сложной бытовой технике. А как быть с несложной?

Кроме того, согласно указанному Перечню к сложной бытовой технике относятся непродовольственные товары народного потребления. В соответствии с общепринятым в экономике определением, товары народного потребления – это товары, которые непосредственно потребляются населением, а не используются для производства других товаров. Однако бюджетные учреждения приобретают бытовую технику не для непосредственного потребления населением, а для других, приведенных выше, целей. Поэтому, по нашему мнению, руководствоваться указанным Перечнем в целях запрета приобретения бюджетными учреждениями бытовой техники, которая используется в деятельности этих учреждений, нельзя. К тому же сами Мероприятия № 65 не содержат ссылки на этот Перечень.

Как видим, применение термина «бытовая техника» в отношении холодильников, стиральных машин, электрических кухонных плит, утюгов и т. п., задействованных в процессе осуществления учреждением, заведением своих непосредственных функций, некорректно. Такую технику, которая используется для указанных целей, нельзя считать бытовой, поскольку она скорее относится к производственным машинам, механизмам.

Поэтому считаем целесообразным в учредительных документах учреждения, организации, заведения предусматривать необходимость применения в своей деятельности такого оборудования и оснащения, как холодильники, стиральные машины и т. п., которое в быту используется гражданами как бытовая техника.

Что касается органов Казначейства, то наш совет – в письменном виде обратиться к ним по месту обслуживания учреждения, заведения с обоснованием неотложной необходимости осуществления расходов для такого приобретения в пределах объемов сметы в целях недопущения прекращения уставной деятельности, связанной с предоставлением разнообразных социальных и гуманитарных услуг (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т. п.). Аргументами будут служить вышеприведенные в нормативных документах основания.

Затронутый вопрос приобретает актуальность еще и в связи с необходимостью проведения работы по формированию бюджетных запросов на следующий год. Так, Минфин в письме от 16.04.14 г. № 31-04110-09-5/8740 сообщил, что при формировании предварительных показателей бюджета на 2015-й и следующие годы будут учитываться положения Мероприятий № 65.

Учреждение должно соблюдать требования Мероприятий № 65 относительно прекращения приобретения техники, оборудования, но при условии, что их отсутствие не приведет к ухудшению качества предоставления социальных услуг или же вообще к прекращению деятельности.

 

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы