Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Начинаем экспорт сельхозпродукции: советы от таможенного брокера


В наше время многим сельхозпредприятиям, чтобы выстоять в непростых экономических условиях, приходится думать о том, как расширить объемы и территорию сбыта своей продукции. Один из путей решения данного вопроса – экспорт продукции. Поскольку неотъемлемой частью процесса вывоза продукции за границу является процедура таможенного оформления, за разъяснением данной процедуры мы обратились к таможенному брокеру.


Сельхозпредприятие будет проводить экспортную операцию впервые: с чего ему следует начать?

Прежде всего сельхозпредприятию следует зарегистрироваться в таможенном органе в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). Учет лиц – субъектов ВЭД ведется согласно Порядку учета лиц, осуществляющих операции с товарами, утвержденному приказом Минфина от 15.06.15 г. № 552 (далее – Порядок № 552).

Согласно п. 1 разд. ІІ Порядка № 552 взятие на учет субъектов ВЭД осуществляется единовременно в подразделении любой таможни (т. е. обращаться на таможню по месту регистрации предприятия необязательно):

  • по обращению таких лиц, в том числе средствами электронной связи, в подразделениях таможен;
  • при первом проведении такими лицами операций с товарами, контроль за которыми в соответствии с Таможенным кодексом (далее – ТК) и другими актами законодательства Украины возложен на таможню ГФС.

Для взятия на учет такое лицо или его представитель (его полномочия подтверждены доверенностью или письменным договором между ним и лицом, которого он представляет) подает Заявление о взятии на учет лица, осуществляющего операции с товарами, по форме № 1-ЗЕД (приложение 1 к Порядку № 552).

Заявление можно подать в бумажном виде или средствами электронной связи. Однако следует обратить внимание, что для подачи этого заявления средствами электронной связи необходимо иметь соответствующее программное обеспечение и таможенно-брокерские программы (QDPRO, MDOffice). Поэтому, если субъект ВЭД не имеет такого программного обеспечения, он может или обратиться к услугам таможенных брокеров, или же подать заявление в бумажном виде.

Хотя Порядок № 552 и разрешает осуществлять регистрацию субъекта ВЭД при первом проведении импортно-экспортных операций, но, исходя из практического опыта, рекомендую выполнить эту процедуру заблаговременно, то есть до начала непосредственного вывоза (ввоза) товаров. Кроме того, обращаться в таможню для регистрации лучше после открытия валютных счетов, которые будут использоваться при ведении ВЭД. Это обусловлено тем, что если при осуществлении учета счета еще не будут открыты, то в базе данных таможни они могут не появиться и после их открытия, а это приведет к ошибкам при последующем таможенном оформлении [подробнее о регистрации на таможне см. «Порядок регистрации на таможне для осуществления ВЭД»].

Какие документы следует подать для таможенного оформления экспорта сельхозпродукции?

Порядок таможенного оформления (в т. ч. экспорта) регламентируется разд. VII ТК и Порядком выполнения таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров с применением таможенной декларации на бланке единого административного документа, утвержденным приказом Минфина от 30.05.12 г. № 631.

Основным документом для оформления экспорта является грузовая таможенная декларация (далее – ГТД), формы бланков которой (№ МД-2, № МД-3, № МД-6 и др.) утверждены приказом Минфина от 22.02.12 г. № 246. Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа утвержден приказом Минфина от 30.05.12 г. № 651. Подать ГТД можно как в бумажном, так и в электронном виде. Но в случае экспорта зерновых культур и орехов не исключено, что таможня будет требовать предоставления всех документов по этим товарам в бумажном виде, ведь эти товары являются предметом особого контроля со стороны таможенников.

К ГТД следует приложить:

  • ВЭД-контракт;
  • счет (invoice) на адрес получателя продукции – нерезидента;
  • сертификат качества, который выдается соответствующей аккредитованной лабораторией (необходим в случае, если товар может классифицироваться в разных позициях товарной номенклатуры, например, пшеница может быть твердой или мягкой, разных классов, сортов и т. п.);
  • сертификат происхождения – оформляется по необходимости, в частности, в случае если в стране покупателя существует льготное или преференциальное налогообложение при таможенном оформлении товаров происхождением из Украины. Сертификат по форме EUR-I предоставляется таможней при проведении таможенного оформления, все остальные – Торгово-промышленной палатой;
  • документы, подтверждающие стоимость товара (налоговые и расходные накладные, договоры, счета в случае приобретения товара у третьих лиц или бухгалтерская калькуляция, если товар – собственного производства);
  • транспортные документы (CMR, CARNET TIR, авианакладная, коносамент и т. п. – предоставляются транспортной компанией в зависимости от вида транспорта и страны экспорта).

Если экспортируется сельхозпродукция растительного происхождения, то к ГТД следует также приложить фитосанитарный и карантинный сертификаты.

Каковы особенности экспортного оформления сельхозпродукции животного происхождения?

Согласно п. 10 Порядка пропуска грузов, подконтрольных службе государственной ветеринарной медицины, через государственную границу Украины, утвержденного приказом Главного госинспектора ветеринарной медицины от 27.12.99 г. № 49, таможенному органу для таможенного оформления товаров, подконтрольных государственной службе ветеринарной медицины, которые вывозятся за пределы государства, предоставляются международные ветеринарные сертификаты, выданные государственными инспекторами ветеринарной медицины или уполномоченными (официальными) врачами ветеринарной медицины.

Специалисты пункта государственного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте заверяют данные международных ветеринарных сертификатов номерной печатью, личной подписью и штампом «Экспорт разрешен».

В случае вывоза подконтрольных грузов в страны СНГ таможенное оформление осуществляется на основании ветеринарного свидетельства (международного ветеринарного сертификата) и обязательной отметки врача ветеринарной медицины пункта государственного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте в виде штампа «Экспорт разрешен», номерной печати и личной подписи.

Куда обращаться и какие документы подать для оформления фитосанитарного сертификата?

Фитосанитарный сертификат оформляется органами Госветфитослужбы согласно Порядку проведения осмотра, обследования, анализа, фумигации (обеззараживания) и инспекции (оформления фитосанитарного и карантинного сертификатов) объектов регулирования в сфере карантина растений, утвержденному постановлением КМУ от 12.05.07 г. № 705 (далее – Постановление № 705, Порядок № 705).

Чтобы получить фитосанитарный сертификат, сельхозпредприятие должно подать в соответствующий орган Госветфитослужбы (п. 21 Порядка № 705):

  • заявление по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 705;
  • документ, подтверждающий внесение платы за выдачу фитосанитарного сертификата.

Для выдачи (или отказа в выдаче) фитосанитарного сертификата государственный фитосанитарный инспектор должен провести осмотр сельхозпродукции и транспортных средств, на которых она перевозится, и отобрать образцы для проведения фитосанитарной экспертизы.

Государственный фитосанитарный инспектор в течение 5 календарных дней после поступления указанных документов, но не позднее чем в течение 24 часов после завершения загрузки транспортного средства проводит фитосанитарные процедуры и выдает фитосанитарный сертификат или обоснованный отказ в его выдаче.

Фитосанитарный сертификат оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр выдается заявителю, второй – остается в органе Госветфитослужбы, который его выдал.

Когда может понадобиться карантинный сертификат и где его получить?

Правила выдачи карантинного сертификата также прописаны в Постановлении № 705. Он выдается, в частности, на сельхозпродукцию растительного происхождения, указанную в Перечне объектов регулирования в сфере карантина растений, утвержденном Постановлением № 705. Карантинный сертификат следует получать в случае:

  • перемещения указанной сельхозпродукции по территории Украины, например от производителя к таможне оформления;
  • транспортировки импортируемых объектов регулирования, которые хранились, перепаковывались, разделялись на части, смешивались с другими грузами;
  • вывоза или ввоза объектов регулирования в карантинную зону.

Для получения карантинного сертификата следует подать в соответствующий орган Госветфитослужбы заявление (по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 705) и документ, подтверждающий внесение платы за его выдачу. Сроки оформления карантинного сертификата такие же, как и фитосанитарного сертификата, то есть в течение 5 календарных дней после представления документов, но не позднее чем в течение 24 часов после завершения загрузки транспортного средства.

Карантинный сертификат оформляется в трех экземплярах:

  • первый экземпляр получает заявитель;
  • второй – отправляется в орган Госветфитослужбы, куда перевозятся объекты регулирования (т. е. сельхозпродукция);
  • третий – остается в органе Госветфитослужбы, который его выдал.

Какие платежи следует осуществлять при оформлении экспорта сельхозпродукции?

Поскольку государство заинтересовано в стимулировании экспорта за границу товаров отечественных производителей и поступлении валютной выручки, в большинстве случаев экспортная пошлина не взимается, за исключением ряда видов сельхозпродукции, которая облагается вывозной (экспортной) пошлиной.

В частности, Законом от 10.09.99 г. № 1033-XIV «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур» установлена вывозная пошлина в размере 10 % от таможенной стоимости на семена льна, подсолнуха и рыжея.

Согласно Закону от 07.05.96 г. № 180/96-ВР «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожаное сырье» вывозная пошлина на крупный рогатый скот домашних видов, кроме чистопородных (чистокровных) племенных животных, и на овец живых установлена на уровне 10 %, а на кожу необработанную (в т. ч. КРС и овец) – 22 %.

При таможенном оформлении экспорта будут еще такие платежи, как оплата услуг таможенного терминала. Это частная структура, размеры оплаты разные в разных регионах и зависят от количества транспортных единиц, времени нахождения транспортных средств на территории терминала и т. д.

Как определяется таможенная стоимость экспортируемой продукции для исчисления размера пошлины?

В соответствии со ст. 49 ТК таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, является стоимость товаров, которая используется для таможенных целей и базируется на цене, которая фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары.

На практике таможня, как правило, пользуется таможенной стоимостью товаров, которая есть в базе таможенных оформлений. Кроме того, она требует документы, подтверждающие стоимость товара (налоговые и расходные накладные, договоры, счета в случае приобретения товара у третьих лиц или бухгалтерская калькуляция – в случае, если товар – собственного производства). Возможна проверка цен на основании данных торговых бирж.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы