Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Работа на двух неполных ставках: как индексировать доходы

21.08.2015 867 0 0

Статья-подсказка: в статье вы найдете рекомендации относительно индексации доходов на примере нескольких вариантов типичных ситуаций, когда работник выполняет в течение одного дня работу по разным должностям не по полным ставкам.

Общие положения

Для организации и оплаты работы в условиях, когда в течение дня работник выполняет работу по разным должностям, целесообразно воспользоваться нормами п. 14 Общих положений Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336. Согласно этим нормам в случае выполнения работником работ, относящихся к разным должностям, трудовой договор заключается по соглашению сторон по должности, которая признана основной. Основной считается должность с наибольшим объемом выполняемых работ по сравнению с другими должностями.

То есть если работа по одной из должностей выполняется дольше, именно эта должность является основной. А если на выполнение работы по каждой из должностей тратится одинаковое количество часов, то основной может быть признана любая из них по договоренности между работником и работодателем.

Заметим, что приведенные нормы не ограничивают общее время выполнения работ по разным должностям. А тезис относительно признания одной из должностей основной наводит на мысль, что работа по второй должности должна выполняться на условиях совместительства, и это определяет особенности оформления трудовых отношений с работником, который работает на таких условиях.

Хотя есть и исключения, которые обязательно должны учитываться в работе субъектами хозяйствования государственной формы собственности, в том числе бюджетными учреждениями. Они определены Перечнем работ, не являющихся совместительством, который приведен в приложении к Положению об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденному совместным приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.93 г. № 43. Среди исключений – выполнение педагогической, медицинской работы, а также работы, общее время выполнения которой по разным должностям не превышает нормальную продолжительность рабочего дня, а зарплата – полный оклад по основной должности. И это также влияет на особенности оформления трудовых отношений с работником, который работает на таких условиях. Но в таком случае, скорее всего, трудовой договор следует заключать по нескольким должностям.

Относительно индексации доходов таких работников заметим следующее. Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення ), не содержит каких-либо особых положений относительно ситуации, когда в течение дня осуществляется работа по разным должностям. Поэтому независимо от того, считается или нет работа по неосновной должности совместительством (и как оформляются при этом трудовые отношения), выполняется она вне рамок или в рамках нормальной продолжительности рабочего дня, доходы, полученные работником за эту работу, должны индексироваться на общих основаниях, то есть пропорционально отработанному времени и в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Это вытекает из норм п. 4 и 7 Порядка № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення . Рассмотрим этот вопрос на примере конкретных ситуаций.

Работа по неполным ставкам в пределах нормальной продолжительности рабочего дня

Ситуация 1

Работница, которая по основной должности получает 0,5 ставки бухгалтера (8-й тарифный разряд), еще на 0,5 ставки работает на должности уборщика служебных помещений (2-й тарифный разряд). В таком же режиме она работала и в июле 2012 года, когда была введена процедура определения фиксированной суммы индексации.

Ответа на вопрос, как именно следовало определять фиксированную или текущую сумму индексации в такой ситуации начиная с июля 2012 года, на то время Порядок № 1078 не содержал. Поэтому из правового поля не вышли как те учреждения, которые выбрали подход, аналогичный выбранному Минсоцполитики относительно пропорционального определения суммы индексации в похожей ситуации, когда месяц был отработан не полностью (письмо от 12.10.12 р. № 385/10/136-12), так и те, которые определяли фиксированную сумму индексации любым другим способом.

Рассмотрим на нашем примере проведение расчетов согласно вышеупомянутым рекомендациям Минсоцполитики (цифры условные).

В июле 2012 года фиксированная сумма индексации (исходя из условий полностью отработанного месяца) по должности бухгалтера составляла 360 грн. С учетом того что эта работа выполнялась на полставки, фактически фиксированная сумма индексации была начислена в размере 180 грн. (360 грн. х 0,5). По должностям на работах, которые выполнялись по 1–5-му разрядам, в то время фиксированная сумма индексации, как правило, не определялась - у работников не было права на текущую индексацию, и сравнивать сумму повышения зарплаты не было с чем. Поэтому по должности уборщицы фиксированная сумма индексации не была определена.

Допустим, что с тех пор повышение зарплаты работнику осуществлялось только при установлении законодательством новых размеров социальных нормативов. Итак, после июля тарифная ставка работника 1-го тарифного разряда изменялась 4 раза: с 01.09.12 г. составляла 807 грн., с 01.10.12 г. – 823 грн., с 01.12.12 г. – 839 грн. и с 01.01.13 г. – 852 грн.

И каждый раз повышение оклада в расчете на 0,5 ставки (например, в сентябре – на 4 грн. в расчете на 0,5 ставки) было меньше, чем определенная фиксированная сумма индексации. Поэтому последняя оставалась неизменной. Она выплачивалась в такой сумме вместе с суммой текущей индексации, право на которую возникло у работников с 8-м тарифным разрядом в апреле этого года исходя из базового месяца – января 2013 года. При этом корректировать сумму текущей индексации (как и фиксированную сумму) пропорционально отработанному времени учреждения должны были уже в обязательном порядке, ведь с февраля 2014 года в Порядке № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення была введена норма относительно такой корректировки (согласно постановлению КМУ от 29.01.14 г. № 36).

Следовательно, в апреле по должности бухгалтера мы должны были выплачивать работнику фиксированную сумму индексации в размере 180 грн. и сумму текущей индексации в размере 6,70 грн. [13,40 грн. (индексация апреля при полностью отработанном месяце) х 0,5].

А по должности уборщика право на текущую индексацию возникло только в мае этого года, и исходя из базового месяца – декабря 2013 года ее размер составлял 36,54 грн. в расчете за полностью отработанный месяц, который также подлежал корректировке.

В результате работнице в мае этого года начислена индексация в общей сумме 218,37 грн. [180,00 грн. (фиксированная индексация по должности бухгалтера) + 20,10 грн. (текущая индексация по должности бухгалтера, определенная как 40,19 грн. х 0,5) + 18,27 грн. (текущая индексация по должности уборщика, определенная как 36,54 грн. х 0,5)].

Такой подход к определению суммы индексации применялся до октября этого года, когда с принятием постановления КМУ от 25.03.14 г. № 110 (далее – Постановление № 110) возникли основания для пересмотра суммы фиксированной суммы индексации, а именно в одном и том же месяце произошло законодательное повышение зарплаты и работники имели право на текущую индексацию.

Однако по должности бухгалтера такого повышения не произошло, поскольку размер должностного оклада работника 1-го тарифного разряда не изменился и соответственно не изменился оклад при выполнении работы по 8-му тарифному разряду. То есть фиксированную сумму индексации по должности бухгалтера оставляем неизменной в размере 180 грн., а сумму текущей индексации по этой должности исходя из базового месяца – января 2013 года корректируем в связи с выполнением работы на 0,5 ставки. В итоге получаем сумму индексации 74,91 грн. [(1 218,00 грн х х 12,3 %) х 0,5].

А вот по должности уборщика следует в первый раз определить фиксированную сумму индексации для базового месяца – декабря 2013 года: сначала исходя из условий полностью отработанного месяца, а затем осуществляя соответствующую корректировку. В итоге по должности уборщика работница получит индексацию в сумме:

[(1 218 грн х 12 %) – 5 грн. (повышение оклада)] х 0,5 = 70,58 грн.

Всего за октябрь работнице должна быть начислена индексация в сумме 325,49 грн., в том числе по должности бухгалтера – 254,91 грн. (180,00 грн. + 74,91 грн.) и по должности уборщика – 70,58 грн.

Обязательно проверяем соблюдение норм относительно проведения индексации в пределах прожиточного минимума. Определим сначала, какую величину доходов мы проиндексировали по должности бухгалтера, для чего сделаем, так сказать, обратный расчет, а именно сумму текущей индексации (74,91 грн.) разделим на примененную величину прироста индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) (12,3 %, или 0,123) и получим:

74,91 грн : 0,123 = 609 грн.

Теперь сделаем аналогичный расчет по должности уборщика, с учетом того, что для определения фиксированной суммы индексации была задействована величина текущей индексации – 73,08 грн. [(1 218,00 грн. х 12 %) х 0,5]. Отсюда определяем, что по этой должности было проиндексировано:

73,08 грн. : 0,12 = 609 грн.

Следовательно, всего мы проиндексировали сумму дохода 1 218 грн., то есть нами соблюдены требования законодательства, поскольку эта сумма не превышает размера прожиточного минимума.

Ситуация 2

Работник детского сада работает по основному месту работы на 0,75 ставки помощником воспитателя по 6-му тарифному разряду и на 0,25 ставки – музыкальным руководителем этого же детсада по 7-му разряду. Фиксированная сумма индексации до октября ни по одной из этих должностей не устанавливалась. Базовым месяцем для этих должностей является январь 2013 года.

Теперь, когда мы уже знаем порядок проведения индексации доходов по каждой из должностей, сведем результаты расчетов сумм индексации за октябрь этого года в таблицу (см. табл. 1), с учетом того, что величина прироста ИПЦ в этом месяце исходя из базового месяца – января 2013 года составляет 12,3 %:

Таблица 1 (грн.)

№п/п

Наименование показателей

По должности помощника воспитателя (6-й тарифный разряд)

По должности музыкального руководителя (7-й тарифный разряд)

Всего

1

2

3

4

5

1

Сумма увеличения должностного оклада в октябре 2014 года согласно Постановлению № 110

28,00 (1 263,00 – 1 235,00)

0

х

2

Сумма текущей индексации (условно) исходя из условий работы на полную ставку

149,81 (1 218,00 х 12,3 %)

149,81 (1 218,00 х 12,3 %)

х

3

Фиксированная сумма индексации (условно) исходя из условий работы на полную ставку

121,81 (149,81 – 28,00)

Не определяем

х

4

Сумма текущей индексации исходя из коэффициента фактической заполненности ставки

37,45 (149,81 х 0,25)

37,45

5

Фиксированная сумма индексации исходя из коэффициента фактической заполненности ставки

91,36 (121,81 х 0,75)

91,36

6

Задействованная для расчетов сумма текущей индексации

112,36 (149,81 х 0,75)

37,45

х

7

Сумма доходов, которая была проиндексирована

913,50 (112,36 : 0,123)

304,47 (37,45 : 0,123)

1 217,97

 

Следовательно, за октябрь работнику будет начислена индексация в общей сумме 128,81 грн. (фиксированная сумма индексации по должности помощника воспитателя – 91,36 грн. и текущая индексация по должности музыкального руководителя – 37,45 грн.). По должности помощника воспитателя октябрь 2014 года становится базовым месяцем. При проведении проверочных расчетов (строки 6 и 7 табл. 1) выяснилось, что превышение предела, установленного для доходов, подлежащих индексации, как и должно быть, не произошло.

Работа по неполным ставкам вне пределов нормальной продолжительности рабочего дня

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных ситуаций в этом разделе, напомним приведенный выше вывод о том, что Порядок № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення не содержит каких-либо отдельных норм для проведения индексации в случае, если время выполнения работы по двум неполным ставкам выходит за пределы нормальной продолжительности рабочего дня. Поэтому действуем так же, как и в ситуациях, рассмотренных в предыдущем разделе, но с учетом следующей особенности.

Из приведенных выше расчетов стало понятно: если работа по неполным ставкам по разным должностям выполняется в пределах нормальной продолжительности рабочего дня независимо от того, в каких пропорциях рабочий день будет распределен между этими должностями (0,5 + 0,5; 0,75 + 0,25; 0,5 + 0,25 + 0,25 и т. д.), мы никогда не выйдем за установленные законодательством пределы доходов, подлежащих индексации. А вот если нормальная продолжительность рабочего дня будет превышена, нам следует тщательным образом следить за выполнением этой нормы. Для этого после определения индексации по основной должности каждый раз нужно определять, какую часть доходов мы имеем право еще проиндексировать. Рассмотрим это на примерах.

Ситуация 3

Работник согласно условиям трудового договора был принят на работу по основному месту работы на 0,7 ставки по 8-му тарифному разряду. Кроме того, по окончании основной работы он выполнял работу по совместительству по 1-му тарифному разряду на 0,5 ставки. Фиксированная сумма индексации ни по одной из должностей определена не была. В октябре этого года законодательного повышения окладов по основной должности и должности по совместительству не произошло. Для индексации доходов в этом месяце по основной должности исходя из базового месяца – января 2013 года применялась величина 12,3 %.

Рассчитаем сначала условную величину индексации доходов по этой должности, допуская, что работник работал на полную ставку:

1 218,00 грн. х 12,3 % = 149,81 грн.

Теперь откорректируем ее на коэффициент фактической заполненности ставки:

149,81 грн. х 0,7 = 104,87 грн.

Определяем, какую именно сумму мы проиндексировали по основной должности:

104,87 грн. : 0,123 (или 12,3 %) = 852,60 грн.

Если действовать по схеме, которую мы предложили в предыдущем разделе, то исходя из базового месяца – декабря 2013 года на работе по совместительству определим сначала условную сумму индексации, допуская, что на должности по совместительству работа выполнялась на полную ставку:

1 218,00 грн. х 12 % = 146,16 грн.

Теперь откорректируем ее на коэффициент фактической заполненности ставки:

146,16 грн. х 0,5 = 73,08 грн.

Определяем, какую именно сумму мы проиндексировали по должности на работе по совместительству:

73,08 грн. : 0,12 (или 12,0 %) = 609 грн.

Можем ли мы считать свои действия правильными? Конечно, нет, ведь если мы сложим суммы проиндексированных доходов по двум местам работы, то окажется, что в целом мы проиндексировали 1 461,60 грн. (609,00 грн. + 852,60 грн.), а это является нарушением требований п. 7 Порядка № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення .

Логический выход из этой ситуации – найти величину доходов из общей их суммы, полученной на работе по совместительству, которую можно проиндексировать:

1 218,00 грн. – 852,60 грн. = 365,40 грн.

Проиндексируем ее и получим сумму индексации доходов на работе по совместительству:

365,40 грн. х 12 % = 43,84 грн.

Таким образом, начислив работнику общую сумму индексации по основной работе и работе по совместительству в размере 148,71 грн. (104,87 грн. + 43,84 грн.), мы соблюдаем все требования Порядка № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення :

 

 

Ситуация 4

Работник общеобразовательной школы-интерната (11-й тарифный разряд) согласно тарификации выполняет работу:

 

  • на 0,7 ставки – воспитателя с общей суммой месячной зарплаты 1 851,92 грн.;
  • на 0,6 ставки – преподавателя информатики с зарплатой 817,84 грн.;
  • на 0,1 ставки – преподавателя в кружках с зарплатой 265,40 грн.

 

Оснований для установления фиксированной суммы индексации не было. Для определения индексации доходов по каждой из этих должностей используется величина 12,3 % (базовый месяц – январь 2013 года).

Сразу можем заявить, что при таких условиях, а также с учетом того, что суммарный коэффициент заполненности ставки составляет 1,4 (0,7 ++ 0,6 + 0,1), то есть превышает 1, сумму индексации за месяц определить такому работнику просто:

1 218,00 грн. х 12,3 % = 149,81 грн.

А для тех, кто хочет удостовериться в правильности этого вывода, проведем расчеты в указанном выше порядке с внесением данных в таблицу (см. табл. 2):

Таблица 2 (грн.)

№п/п

Наименование показателей

По должности воспитателя – 0,7 ставки

По должности преподавателя информатики – 0,6 ставки

По должности преподавателя в кружках – 0,1 ставки

1

2

3

4

5

1

Текущая сумма индексации (условно) исходя из условий работы на полную ставку

149,81 (1 218,00 х 12,3 %)

149,81 (1 218 х 12,3 %)

149,81 (1 218,00 х 12,3 %)

2

Сумма текущей индексации исходя из коэффициента фактического заполнения ставки

104,87 (149,81 х 0,7)

89,89 (149,81 х 0,6)

14,98 (149,81 х 0,1)

3

Сумма доходов (условная), проиндексированная без учета ограничений, установленных п. 4 Порядка № 1078

852,60 (104,87 : 0,123)

730,81 (89,89 : 0,123)

121,79(14,98 : 0,123)

4

Сумма доходов, подлежащая индексации с учетом ограничений, установленных п. 4 Порядка № 1078

852,60 (104,87 : 0,123)

365,40(1 218,00 – 852,60)

5

Определенная к начислению сумма индексации

104,87

44,94(365,40 х 12,3 %)

6

Общая сумма индексации доходов по всем должностям

149,81

 

Выводы: В случае выполнения работником в течение дня работы по разным должностям на неполные ставки суммы индексации определяются следующим образом. Если суммарный коэффициент заполненности:

 

  • не превышает 1, то нужно начислить индексацию всей суммы доходов, полученных по каждой из должностей, и откорректировать ее на такой коэффициент;
  • превышает 1, то сначала следует проиндексировать доходы по той должности, по которой выполняется наибольший объем работ, с корректировкой суммы индексации на коэффициент заполненности ставки, а затем – сравнить фактически проиндексированную сумму доходов с размером прожиточного минимума. Если она окажется меньше прожиточного минимума, то индексируем доходы по другой должности (также с учетом коэффициента заполненности ставки) в такой части, чтобы общая сумма проиндексированных доходов не превышала прожиточного минимума;
  • превышает 1, а величина индексации в процентах является одинаковой для доходов по разным должностям, общая сумма индексации будет равняться произведению прожиточного минимума и установленного процента индексации.

 

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы