Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Пенсия госслужащего: реально ли ее получить в полном объеме

08.11.2016 8937 0 1

Нововведения относительно пенсионного обеспечения госслужащих

Начиная с 2015 года законодательная база относительно назначения и получения пенсии должностными лицами государственных органов власти существенно изменилась – специальные пенсии госслужащим уже не назначаются.

В ст. 90 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889), вступившего в силу 01.05.16 г., подтверждается: пенсионное обеспечение госслужащих и других лиц осуществляется не по специальному закону, а на общих основаниях. Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), который является базовым в части определения порядка исчисления и назначения пенсии лицам, на которых он распространяется, действовал только до 01.05.16 г. (за исключением некоторых норм).

Конкретизацию вопросов относительно пенсионного обеспечения госслужащих (тех, кто работает в настоящее время на должностях госслужбы, и тех, кто раньше занимал такие должности) содержит постановление КМУ от 14.09.16 г. № 622 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц» (далее – Постановление № 622). Документ касается в первую очередь тех должностных лиц, которые уже имеют по меньшей мере 10-летний стаж госслужбы.

В частности, Постановление № 622 предусматривает временное (до 31.12.16 г.) ограничение установленной и выплачиваемой пенсии некоторым лицам.

1. Так, если идет речь о работающих на должностях госслужбы в госорганах, определенных Законом № 889, то этим лицам пенсии не выплачиваются. Эта норма относительно запрета одновременного получения назначенной пенсии и заработка касается и тех, кто работает на должностях и по условиям, установленным Законами от 14.10.14 г. № 1697-VІІ «О прокуратуре» (далее – Закон № 1697) и от 07.07.10 г. № 2453-VІ «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон № 2453).

Исключение из этого правила составляют лица, которые являются инвалидами І и ІІ групп, инвалидами войны ІІІ группы, ветеранами военной службы и участниками боевых действий, а также те лица, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона от 22.10.93 г. № 3551-ХІІ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее – Закон № 3551), в частности семьи военнослужащих, которые погибли или умерли из-за ранения, контузии, увечья во время защиты Родины, включая добровольцев АТО. Они вправе получать в полном объеме как назначенную в соответствии с Законами № 889, № 1697, № 2453 пенсию или ежемесячное пожизненное денежное содержание, так и заработную плату, даже если продолжают занимать должности, по которым назначаются специальные пенсии.

2. Далее нормы Постановления № 622 определяют особенности получения пенсии теми лицами, которым она назначена согласно Закону № 3723 и которые работают на других должностях и работах (то есть не «госслужебных», а, например, бухгалтером университета, продавцом магазина или водителем). Таким работающим лицам пенсия выплачивается в размере 85 % от назначенной суммы, но не менее чем 150 % прожиточного минимума (далее – ПМ) для лиц, утративших трудоспособность. То есть ограничение применяется к этим лицам исходя из размера назначенной им пенсии.

На сегодня, например, не ограничивается пенсия в размере до 1 695 грн. (1 130 грн. х 150 %), с 01.12.16 г. – до 1 812 грн. (1 208 грн. х 150 %). Если назначенная пенсия превышает указанные показатели, то будет выплачиваться лишь 85 % назначенной суммы (но не менее 1 695 грн. и 1 812 грн. соответственно).

Такое ограничение не касается тех лиц, для которых установлено исключение относительно полного получения специальной пенсии в случае работы на специальных должностях. Речь идет, опять же, об инвалидах І и ІІ групп, инвалидов войны ІІІ группы, ветеранов военной службы и участников боевых действий, а также лиц, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона № 3551.

3. Вопрос о дальнейшей выплате пенсии, назначенной по вышеуказанным специальным законам, решается следующим образом. Начиная с 01.01.17 г. тем должностным лицам, которые получают пенсию согласно Закону № 3723, в период их работы на должностях госслужбы в госорганах, определенных Законом № 889, а также по условиям Законов № 1697 (прокуроры) и № 2453 (судьи), пенсия будет выплачиваться на общих основаниях. То есть в этот период ее размер должен быть исчислен согласно нормам Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058).

Добавим: после увольнения с работы этим лицам выплата пенсии возобновляется.

4. Есть в Постановлении № 622 и норма относительно ограничения размера пенсии. Поэтому пенсия с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других установленных законодательством доплат (кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной) не должна превышать 10 ПМ. По состоянию на сегодняшний день это 11 300 грн., а с 01.12.16 г. – 12 080 грн. Однако временно, до 31.12.16 г., согласно п. 3 Постановления № 622 пенсионный максимум (включая вышеуказанные надбавки, повышения, пособия и т. п.), на который можно рассчитывать, – 10 740 грн.

Установлен порядок назначения пенсии

Постановлением № 622 также утвержден Порядок назначения пенсии некоторым категориям лиц (далее – Порядок № 622). Во-первых, в нем указано, что с 01.05.16 г. применяется Закон № 889, согласно ст. 90 которого пенсионное обеспечение госслужащих и других лиц осуществляется не по специальным нормам, а на общих основаниях. В то же время наиболее существенным является то, что в порядке предусмотрен механизм реализации нормы Закона № 889 о сохранении для некоторых категорий лиц права на пенсию согласно ранее действовавшему законодательству о госслужбе, а именно по ст. 37 Закона № 3723.

Объясним подробнее. В Заключительных и переходных положениях Закона № 889 установлены некоторые особенности относительно лиц, у которых на день вступления в силу данного Закона (на 01.05.16 г.) имеется определенный стаж работы на должностях госслужащих. То есть они могут претендовать на пенсионное обеспечение согласно нормам ранее действовавшего законодательства о госслужбе.

Так, в соответствии с п. 10 те лица, которые по состоянию на 01.05.16 г. занимают должности госслужащих и имеют не менее 10 лет стажа на должностях, отнесенных к должностям госслужащих согласно нормам ст. 25 Закона № 3723 и решениям Кабмина, имеют право на назначение пенсии в соответствии со ст. 37 Закона № 3723. Порядок назначения им пенсии такой же, как и для госслужащих со стажем госслужбы не менее 20 лет.

Что касается лиц, которые по состоянию на указанную дату имеют не менее 20 лет такого стажа (причем независимо от того, занимают они должность госслужбы на это время или нет), то у них другая преференция. За ними сохранено право назначения пенсии согласно ст. 37 Закона № 3723 как для лиц, которые имели право на пенсию при наличии 20-летнего госслужебного стажа согласно данному ранее действовавшему Закону.

Еще один важный момент. Порядок № 622 нормировал, какой страховой стаж дает право на назначение пенсии в соответствии со ст. 37 Закона № 3723 тем лицам, которым до вступления в силу Закона № 889 пенсия не назначалась. В первую очередь для этого необходимо применять общие нормы законодательства относительно пенсионного обеспечения.

Поясним: в ст. 28 Закона № 1058 определено, что минимальным стажем, необходимым для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, для мужчин является 35 лет, для женщин – 30 лет. В таком случае согласно Закону № 1058 лица имеют право на пенсию по возрасту в размере ПМ для лиц, утративших трудоспособность (на сегодня это 1 130 грн., с 01.12.16 г. – 1 208 грн.).

Однако обращаем внимание: согласно ч. 3 ст. 28 Закона № 1058 такой минимальный размер пенсии по возрасту применяется только для определенных данным Законом пенсий.

Поэтому в п. 3 Порядка № 622 относительно должностных лиц госорганов конкретизировано следующее.

Кроме минимального страхового стажа, о котором упоминалось выше, необходимо иметь (причем не позднее, чем по состоянию на 01.05.16 г.) стаж госслужбы по меньшей мере 10 лет и занимать на эту дату должность госслужбы или уже иметь 20 лет госслужебного стажа до 01.05.16 г. Конечно, должности должны соответствовать должностям, указанным в ст. 25 Закона № 3723 или решениях Кабмина.

Еще одним условием назначения пенсии по ранее действовавшему законодательству о госслужбе является достижение лицами определенного возраста. Для мужчин это 62 года. Право на упомянутую пенсию госслужащего до достижения 62 лет имеют мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими следующего возраста:

  • 61 год – которые родились до 31.12.54 г. включительно;
  • 61 год 6 месяцев – которые родились с 01.01.55 г. до 31.12.55 г. включительно.

Что касается женщин, то право на госслужебную пенсию, кроме уже упомянутых условий, у них возникает в случае достижения пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058, то есть они должны достичь возраста 60 лет. Предусмотрена также возможность получения пенсии ранее достижения этого возраста. Такое право предоставлено женщинам 1961 года рождения и старше после достижения ими следующего возраста:

  • 55 лет – которые родились до 30 сентября 1956 года включительно;
  • 55 лет 6 месяцев – которые родились с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
  • 56 лет – которые родились с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
  • 56 лет 6 месяцев – которые родились с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
  • 57 лет – которые родились с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57 лет 6 месяцев – которые родились с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
  • 58 лет – которые родились с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
  • 58 лет 6 месяцев – которые родились с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
  • 59 лет – которые родились с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59 лет 6 месяцев – которые родились с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года;
  • 60 лет – которые родились с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

Далее остановимся на конкретизации правил исчисления размера пенсии госслужащим, которая назначается с даты обращения, но не ранее даты возникновения права на нее.

В соответствии с п. 4 Порядка № 622 размер пенсии составляет 60 % суммы заработка этих лиц, и в этот заработок включаются все виды оплаты труда, с которых уплачен ЕСВ.

Тем лицам, которые на время обращения не относятся к госслужащим, пенсия исчисляется исходя из заработной платы работающего госслужащего на соответствующей должности и по рангу по последнему месту работы на госслужбе. В такой заработок должны быть включены все виды оплаты труда, с которых был уплачен ЕСВ. Здесь есть некоторые особенности, о которых скажем ниже.

Поэтому этим лицам должностной оклад, надбавки за ранг и выслугу лет следует включать в расчет в размерах, установленных на день обращения за назначением пенсии по последней должности госслужбы. В случае отсутствия в госоргане должности, которую ранее занимал бывший госслужащий, который претендует на пенсию госслужащего, расчет осуществляется по приравненной должности в соответствующем госоргане.

Например, бывшему госслужащему со стажем службы 24 года, который по состоянию на 01.05.16 г. работает редактором телерадиокомпании (коммерческая структура), пенсия может рассчитываться исходя из последней должности, которую он занимал на день увольнения с госслужбы. То есть хотя в приведенном примере после 01.05.16 г. в структуру и штатное расписание аппарата облгосадминистрации должность руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства в составе департамента не входит, заработок следует брать по должности другого руководителя отдела в составе департамента этой госадминистрации.

Также Порядок № 622 содержит норму относительно возможности выбора размера выплат (кроме должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет), которые являются составляющими заработка для исчисления пенсии. Следовательно, тот, кто обратился за пенсией, вправе сам определить размер выплат за любые 60 календарных месяцев работы на должности госслужбы подряд перед обращением за своей пенсией независимо от имеющихся перерывов, начиная с 01.05.16 г. Среднемесячная сумма упомянутых выплат за 60 календарных месяцев определяется делением общей суммы выплат на 60. Если лицо пожелает, неполные месяцы могут быть учтены как полные.

Особенности определения составляющих заработка для назначения пенсии

Может случиться так, что у госслужащего по состоянию на дату обращения за пенсией не будет 60 календарных месяцев работы на должности госслужбы подряд, начиная с 01.05.16 г. Тогда среднемесячную сумму выплат (за исключением должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет) необходимо определять путем деления общей суммы таких выплат за месяцы работы (но начиная именно с 01.05.16 г.) на количество этих месяцев. Опять же, неполные месяцы можно учитывать как полные, если так желает лицо.

Следует заметить только, что тем, кто обратился за назначением пенсии в мае 2016 года, а также тем, кто не работал начиная с 01.05.16 г. на должностях госслужбы, расчет заработка (конечно, за исключением должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет), осуществляется исходя из выплат за май текущего года как за полный месяц.

Как и раньше, материальная помощь учитывается в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде. Таким же образом учитываются выплаты за период, превышающий календарный месяц.

И еще один важный момент. Можно определять выплаты в средних размерах относительно определенных законодательством выплат за месяц, предшествующий месяцу обращения за назначением пенсии, по соответствующей (приравненной) должности (должностям) по последнему месту работы на госслужбе, однако не ранее мая 2016 года. Такая возможность предоставлена тем госслужащим, у которых стаж госслужбы по меньшей мере составляет 20 лет, однако на момент выхода на пенсию они не находятся на госслужбе, – только бы они этого пожелали.

Например, бывший заместитель руководителя другого центрального органа исполнительной власти (это может быть Госфининспекция, Казначейство и т. п.), который имеет стаж госслужбы 28 лет и по состоянию на 01.05.16 г. уже 2 года не работает в госоргане, в октябре текущего года обратился с заявлением относительно назначения пенсии госслужащего. Размер пенсии ему может быть определен по должности заместителя руководителя госоргана (должностной оклад – 10 338 грн.; надбавка за ранг (третий) – 800 грн.; надбавка за выслугу лет (50 % должностного оклада) – 5 169 грн.). Также в расчет включается премия в средних размерах, которая была выплачена руководителям центральных органов исполнительной власти в течение сентября 2016 года, а именно 35 % их должностного оклада – 3 618 грн., и надбавка за интенсивность труда в размере 30 % должностного оклада – 3 310 грн. Поэтому в целом выплаты за месяц, предшествующий месяцу обращения за назначением пенсии (сентябрь 2016 года), составляют 23 235 грн., а расчетная пенсия – 13 941 грн. (23 235 грн. х х 60 %). Однако фактически пенсия к выплате будет составлять 10 740 грн.

Как и в ранее действовавших нормативно-правовых актах, Порядок № 622 предусматривает, что форма справки о зарплате, которая подается для назначения пенсии госслужащим, должна быть утверждена правлением Пенсионного фонда по согласованию с Минсоцполитики. Кстати, на сегодня по этому вопросу (за исключением форм справок о зарплате для перерасчета пенсии госслужащего) следует руководствоваться постановлениями правления Пенсионного фонда от 14.02.11 г. № 5-1 и от 04.09.13 г. № 15-1. По устной информации, полученной от Минсоцполитики, Пенсионный фонд направил письма местным отделениям относительно дальнейшего использования в работе форм справок, утвержденных упомянутыми постановлениями.

Важным является также то, что справка о заработке госслужащего в случае ликвидации госоргана должна предоставляться органом, который определен правопреемником. В случае отсутствия такого органа или переименования (отсутствия) должностей этот вопрос решается в установленном Минсоцполитики по согласованию с Нацгосслужбой порядке (кстати, так следовало действовать и ранее). Заметим, что согласно Порядку № 622 вышеуказанные правила применяются и в случае отсутствия соответствующих должностей госслужбы.

Теперь о нововведениях, нормированных Порядком № 622, которые раньше не содержались в постановлении КМУ от 31.05.2000 г. № 865 «О некоторых вопросах совершенствования определения размеров заработка для исчисления пенсии» (далее – Постановление № 865, утратило силу с 23.09.16 г. согласно Постановлению № 622).

Как и в соответствии с Постановлением № 865, зарплату для назначения пенсии госслужащего следует учитывать в пределах установленной законом на день назначения пенсии величины базы начисления ЕСВ. Однако отныне согласно Порядку № 622 следует учитывать уже максимальную величину этой базы (согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VІ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Максимальной величиной базы начисления ЕСВ является сумма дохода застрахованного лица в размере 25 ПМ для трудоспособных лиц. То есть с 01.05.16 г. максимальной базой ЕСВ является сумма 36 250 грн., а с 01.12.16 г. – 40 000 грн.).

Также нововведением в Порядке № 622 является то, что пенсия государственным должностным лицам, размер которой не превышает размер пенсии из солидарной системы согласно Закону № 1058, выплачивается за счет Пенсионного фонда. Та часть пенсии, которая превышает этот размер, выплачивается за счет госбюджета. Знаем, что из госбюджета осуществляются, в частности, расходы на компенсацию дефицита средств Пенсионного фонда для финансирования выплаты пенсий в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в связи с перечислением страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования (ст. 87 Бюджетного кодекса).

Уменьшение суммы выплачиваемой пенсии и полное лишение пенсии госслужащего

Еще обращаем внимание на следующее. Тех госслужащих, которые не соблюдают требования законодательства, ожидает лишение права на получение пенсии госслужащего. Речь идет о лицах, уволенных с госслужбы из-за:

  • осуждения за преднамеренное уголовное правонарушение, совершенное с использованием своего должностного положения;
  • привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение, связанное с коррупцией.

Такие лица могут рассчитывать только на назначение им пенсии на общих основаниях.

Напомним, что с 01.01.15 г. пенсия облагается налогом, поэтому сумма выплачиваемой пенсии уменьшается и в течение текущего года. Поясним это подробнее.

Согласно пп. 164.2.19 Налогового кодекса (далее – НК) базой налогообложения определены суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает три размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года, в части такого превышения. Ставка налога составляет 15 % базы налогообложения (п. 167.4 НК).

Таким образом, с 01.01.16 г. налог взимается с суммы, превышающей 4 134 грн. (1 378 грн. х 3), поскольку на эту дату по закону о Госбюджете на 2016 год размер минимальной зарплаты составляет 1 378 грн.

Также читайте:

«Пенсия госслужащих в вопросах и ответах»

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы