Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как индексировать стипендии первокурсников?

Считается ли базовым для определения сумм индексации стипендий первокурсников месяц назначения им стипендии – сентябрь 2015 года? Если же рассчитывать индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) начиная с ИПЦ этого месяца, на какой процент следует индексировать стипендии первокурсников в феврале, марте и апреле 2016 года: на 2,3 % или на 3,7 %?

Прежде всего обращаем внимание, что термин «базовый месяц» использовался до 30.11.15 г. После внесения постановлением КМУ от 09.12.15 г. № 1013 изменений в Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078), которые вступили в силу 01.12.15 г., новая редакция, в частности п. 5 Порядка № 1078, такого понятия, как «базовый месяц», уже не содержит.

Но, учитывая что нынешние первокурсники начинали учебу еще в сентябре прошлого года, то есть до нововведений, проанализируем, является ли базовым месяц, в котором стипендию назначали впервые после поступления на учебу. Очевидно, что нет.

Обратимся к нормам Порядка № 1078, регулирующим данный вопрос. Как и в прошлой, так и в сегодняшней редакции данного документа вопрос индексации стипендий регулируется п. 101. Со вступления в силу (21.06.12 г.) постановления КМУ от 13.06.12 г. № 526 (далее – Постановление № 526) и доныне остается неизменной норма, согласно которой исчисление ИПЦ для проведения индексации стипендии производится начиная с индекса месяца, в котором она впервые назначена. То есть почти в течение последних четырех лет месяц назначения стипендии при поступлении на учебу признается не базовым, а месяцем, с индекса которого начинаются расчеты нарастающим итогом ИПЦ для определения, когда именно будет превышен порог индексации, а значит, появятся основания для проведения индексации стипендии первокурсника.

А вот что касается периода до вступления в силу Постановления № 526 (до 20.06.12 г.), то, действительно, на то время отдельной нормы, касающейся индексации впервые назначенной стипендии, не было. Базовыми месяцами тогда признавались месяцы повышения размера стипендии согласно законодательству, независимо от года обучения. То есть применялся общий подход к определению базовым месяца повышения любого дохода. Однако такой подход остался в прошлом.

Проанализируем ситуацию в 2015 году с учетом ныне действующих норм. Необходимые для этого данные об ИПЦ приведем в таблице.

Месяцы

Значение ИПЦ

2015 год

...

...

Сентябрь

102,3

Октябрь

98,7

Ноябрь

102,0

Декабрь

100,7

2016 год

Январь

100,9

Февраль

99,6

Как только мы начали расчеты исходя из ИПЦ сентября 2015 года, так сразу же обнаружили превышение действующего на то время порога индексации – 101 % и определили, что в ноябре (месяце, следующем за месяцем опубликования ИПЦ сентября) стипендия первокурсника может быть проиндексирована на 2,3 %. Такой показатель индексации действует и на сегодняшний день.

Так, при осуществлении расчетов в 2015 году начиная с ИПЦ октября и заканчивая ИПЦ ноября (значения других ИПЦ прошлого года в 2015 году мы не имели), порог индексации (101 % – такая величина действовала до 01.01.16 г.) не был превышен. И это очевидно:

0,987 (октябрь) х 1,02 (ноябрь) х 100 = = 100,7 %.

Продолжая расчеты в 2016 году, когда начала применяться величина порога индексации 103 %, получаем такой же результат – порог индексации не превышен:

0,987 (октябрь) х 1,02 (ноябрь)] х 1,007 (декабрь) х 1,009 (январь) х 0,996 (февраль) х 100 = 101,9 %.

О возможности индексации начиная с февраля 2016 года на 3,7 % можно было бы говорить, если бы порог индексации в 2016 году остался на уровне 2015 года (101 %) и при вовлечении в расчеты ИПЦ декабря этот порог был бы превышен на 1,4 % [0,987 (октябрь) х 1,02 (ноябрь) х х 1,007 (декабрь) х 100 – 100]. С учетом определенного ранее процента индексации, начиная с февраля 2016 года такой показатель равнялся бы 3,7 % (1,4 % + 2,3 %).

Но этого не произошло. Поскольку ИПЦ декабря был опубликован лишь в январе 2016 года, логично, что все расчеты должны были осуществляться с учетом действующих на то время новых норм, в частности касающихся 103%-ного порога индексации.

Возможно, исходя из п. 14 Порядка № 1078, Минсоцполитики выразит иную официальную позицию по этому поводу. А пока, по нашему мнению, нельзя осуществлять расчеты согласно нормам, утратившим свою силу.

Касаясь вопроса предоставления Минсоцполитики разъяснений по индексации доходов, считаем целесообразным обратить внимание законодателей на необходимость конкретизации нормы п. 14 Порядка № 1078. А именно: какой статус должен иметь разъяснительный документ как с точки зрения его формата (например, утверждается ли он приказом министерства), так и с точки зрения обязательности его норм к выполнению. Будет понятно, можно ли применять эти разъяснения как доказательство правильности действий учреждения в случае возникновения неодинакового толкования норм им и контролерами. Ведь на сегодняшний день Минсоцполитики в формате писем предоставляет многочисленные разъяснения по вопросам индексации доходов. В то же время, как известно, письма министерств не являются нормативно-правовыми актами. Поэтому получается, что разъяснения вроде бы и есть, но при применении их на практике уверенности, что они никем не смогут быть оспорены, нет. Надеемся на понимание и урегулирование данной проблемы со стороны законодателей.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы