Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как отразить в учете поступление налогов в кассу сельсовета?


Недавно приказом Минфина от 01.09.16 г. № 799 была утверждена в новой редакции форма Квитанции о приеме налогов и сборов (далее – квитанция). Ею предусмотрено использование квитанции для уплаты налогов и сборов через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных громад. Как отразить в бухгалтерском учете операции по приему налоговых платежей в кассы указанных местных советов?


Рассматривая отражение в учете операций по приему в бюджет и проведение таких операций сельскими, поселковыми советами или советами объединенных территориальных громад, следует проанализировать полномочия этих советов в указанной сфере.

В соответствии со ст. 69 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) органы местного самоуправления имеют обязанность только относительно установления местных налогов и сборов. А вот зачисление их в местный бюджет согласно этой же статье осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом (далее – БК) с учетом особенностей, определенных Налоговым кодексом (далее – НК).

Поэтому обратимся сначала к ст. 78 БК. В ней четко определено, что учет всех поступлений, принадлежащих местным бюджетам, ведут органы Казначейства. Каких-либо особенностей учета налоговых поступлений в сельские, поселковые советы или советы объединенных территориальных громад БК не содержит.

А вот что касается НК, то, действительно, он содержит норму (п. 57.5), которой предусмотрено, что физические лица – налогоплательщики, которые проживают в сельской (поселковой) местности, могут платить налоги и сборы через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных громад. Очевидно, что эта норма противоречит приведенным выше положениям БК и Закона № 280. Чем же руководствоваться в таком случае? Безусловно, преимущество следует отдать БК, который по сравнению с другими вышеуказанными нормативными актами является специальным документом, устанавливающим правила формирования бюджетов всех уровней, учета поступлений и расходования средств бюджета любого уровня. Это означает отсутствие полномочий местных советов, о которых идет речь, относительно бухгалтерского учета поступлений в бюджет.

К тому же есть еще одна понятная причина, по которой отражение в учете операций по приему сельсоветом платежей в бюджет просто невозможно. Что имеется в виду? Прием денежных средств по квитанции, безусловно, является хозяйственной операцией, под которой Законом от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) понимается действие или событие, которое вызывает изменения, в частности, в структуре активов, которыми являются денежные средства. Поэтому факт приема денег должен быть отражен в бухучете. Невыполнение такого требования является нарушением норм ст. 9 Закона № 996. Кроме того, при этом будет нарушено требование п. 9.2 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938 (далее – Порядок № 938), согласно которому все суммы средств, поступающие наличностью в кассы учреждений (в т. ч. суммы неиспользованной наличности), должны быть зачислены на регистрационные, специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств.

И здесь возникает проблема, поскольку действующими документами по бухучету не предусмотрены субсчета, на которых поступления в бюджеты может отразить орган местного самоуправления. С введением казначейского обслуживания исполнения местных бюджетов в 2005 году из Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (к которым относятся и органы местного самоуправления), утвержденного действующим на то время приказом ГУ Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, были исключены субсчета 731 и 831. Ранее они использовались для отражения доходов и расходов местных бюджетов соответственно. Ведение бухучета и составление отчетности об исполнении бюджетов с тех пор осуществляется органами Казначейства (ст. 78, 43 БК). Поэтому при всем желании бухгалтеры не найдут субсчет, по кредиту которого можно было бы отразить суммы налогов, принятые через кассу. Законодателям, на наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность принятия нормативных документов, которые урегулировали указанные проблемные вопросы.

Надеемся, что законодатели обратят внимание на все вышеупомянутые противоречия в нормах законодательства.

В то же время, поскольку налоговики настаивают на осуществлении операций по приему в кассу налогов, рекомендуем руководителям советов: 

1. Подготовить запрос в соответствующий орган Казначейства (ссылаясь на пп. 24 п. 4 Положения о Государственной казначейской службе Украины, утвержденного Указом Президента от 13.04.11 г. № 460/2011) относительно разъяснения порядка отражения таких операций в бухучете.

2. В налоговый орган направить письмо о том, что сельский совет выясняет указанный вопрос, приложив копию вышеупомянутого запроса.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы