Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Новации в казначейском обслуживании бюджетных средств

Наталия Сушко

25.08.2015 2782 0 0

Из данной консультации вы узнаете: о совершенствовании процедур казначейского обслуживания бюджетных средств, направленном на: урегулирование проблемных вопросов при регистрации распорядителей бюджетных средств в Едином реестре распорядителей и получателей бюджетных средств (далее – Единый реестр) и открытии счетов в органах Казначейства, внедрении программно-целевого метода в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов.

Общие положения

Современные подходы к казначейскому обслуживанию бюджетных средств и полномочия органов Казначейства в данном процессе определены Бюджетным кодексом (далее – БК) и другими законодательными актами (см. «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2015, № 23, с. 10–16).

Однако изменения в законодательстве и урегулирование проблемных вопросов, возникающих в процессе обслуживания средств государственного и местных бюджетов и их распорядителей, обусловливают изменения в нормативно-правовые акты.

В целях совершенствования казначейского обслуживания бюджетных средств приказом Минфина от 05.06.15 г. № 541 (далее – Приказ № 541) внесены изменения сразу в три документа:

  • Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.12 г. № 309 (далее – Порядок № 309);
  • Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758 (далее – Порядок № 758);
  • Порядок формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 22.12.11 г. № 1691 (далее – Порядок № 1691).

Нормы Порядка № 758 претерпели также изменения в соответствии с приказом Минфина от 08.06.15 г. № 543 (далее – Приказ № 543).

Рассмотрим суть основных новаций.

Изменения в Порядок № 1691

Напомним, что во исполнение требований ч. 3 ст. 10 БК Казначейством составляется и ведется на основе ведомственной классификации расходов и кредитования бюджета Единый реестр. Процедура ведения Единого реестра определена Порядком № 1691 (см. «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2015, № 23, с. 27–35).

Однако Порядок № 1691 не учитывал особенности регистрации в Едином реестре распорядителей бюджетных средств, сведения о которых согласно законодательству не содержатся в ЕГРПОУ. Это касается субъектов, сведения о которых составляют государственную тайну. Приказ № 541 и был направлен на урегулирование данных особенностей.

Согласно изменениям, внесенным в п. 2.1 гл. 2 Порядка № 1691, распорядители бюджетных средств, сведения о которых согласно законодательству не содержатся в ЕГРПОУ, для регистрации в Едином реестре предоставляют органам Казначейства вместе с Регистрационной карточкой распорядителя (получателя) бюджетных средств (далее – Регистрационная карточка):

  • копию справки о присвоении кода согласно ЕГРПОУ, выданной соответствующим центральным органом исполнительной власти и заверенной этим органом;
  • копию справки о взятии на учет налогоплательщика, заверенную соответствующим территориальным органом ГФС;
  • копию уведомления о взятии на учет плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, заверенную соответствующим территориальным органом ГФС.

Если происходит реорганизация вышеназванных распорядителей бюджетных средств (присоединение, слияние, выделение, разделение, преобразование), что имеет следствием изменение кода согласно ЕГРПОУ, то вновь созданным распорядителем бюджетных средств предоставляются в орган Казначейства аналогичные документы (абзац первый п. 4.2 гл. 4 Порядка № 1691).

Если принято решение соответствующим органом о прекращении деятельности распорядителя бюджетных средств, сведения о котором согласно законодательству не содержатся в Едином государственном реестре, то последний в течение 5 рабочих дней (с даты принятия решения) представляет в орган Казначейства копию справки об исключении из ЕГРПОУ, заверенную органом, который ее выдал (п. 4.3 гл. 4 Порядка № 1691).

Другие распорядители (получатели) средств в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации уведомляют соответствующий орган Казначейства и представляют копию уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, заверенную в установленном законодательством порядке, а не органом, который ее выдал.

Порядок изготовления учреждением копии документа и осуществления надписи о его засвидетельствовании определен в п. 76–77 Типовой инструкции по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 30.11.11 г. № 1242.

Глава 5 Порядка № 1691, которая регулирует вопросы проверки органами Казначейства соответствия данных Единого реестра данным сети распорядителей (получателей) бюджетных средств, дополнена новой нормой. В частности, если распорядитель бюджетных средств, сведения о котором согласно законодательству не содержатся в Едином государственном реестре, не включен в сеть на текущий бюджетный период, то орган Казначейства, в котором он зарегистрирован, обращается с запросом о прекращении юридического лица в соответствующий центральный орган исполнительной власти, предоставивший распорядителю бюджетных средств справку о присвоении кода согласно ЕГРПОУ. Напомним, что органы Казначейства в соответствии с п. 5.1 Порядка № 1691 проводят такую проверку ежегодно до 1 марта.

Кроме того, Приказом № 541 были внесены изменения в приложение 1 к Порядку № 1691 в части приведения в соответствие с законодательством современного названия налогового органа.

Изменения в Порядок № 309

Приказом № 541 внесены изменения в приложения 1–4 Порядка 309, которые обусловлены внедрением программно-целевого метода в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов (см. «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2015, № 23, с. 17–21).

В приложениях 1, 2 аббревиатура «КПКВК/КТКВМБ» заменена аббревиатурой «КПКВК (ТПКВКМБ/ТКВКБМС)». Также изменены Порядок заполнения Реестра бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств и Порядок заполнения Реестра бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств.

В соответствии с изменениями в строке «КПКВК (ТПКВКМБ/ТКВКБМС» указывается код и название программной классификации расходов и кредитования государственного или местных бюджетов (код и название Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов / Временной классификации расходов и кредитования для бюджетов местного самоуправления, которые не применяют программно-целевого метода). Следует отметить, что до момента внедрения программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов проставляются код и название временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов.

В приложении 3 также изменена аббревиатура с «(КПКВК/КТКВМБ)» на «(КПКВК (ТПКВКМБ/ТКВКБМС))1». Соответственно в данном приложении будет указываться название программной классификации расходов и кредитования государственного или местных бюджетов (название Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов / Временной классификации расходов и кредитования для бюджетов местного самоуправления, которые не применяют программно-целевой метод)).

А в приложении 4 к Порядку № 309 аббревиатура «КТКВМБ» заменена на «КПКВК (ТПКВКМБ/ТКВКБМС)1».

Кроме того, приложения 3–4 дополнены новой сноской, согласно которой до внедрения программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов проставляется код временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов.

Изменения в Порядок № 758

Одной из составляющих процесса казначейского обслуживания бюджетов и их распорядителей и получателей бюджетных средств является открытие счетов в органах Казначейства (см. «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2015, № 23, с. 35–46).

Порядок № 758 дополнен определением термина «депозитные счета». Так, депозитные счета – это счета, которые открываются в органах Казначейства для операций со средствами, которые с наступлением соответствующих условий подлежат возврату или перечислению по назначению.

Конкретизирован состав небюджетных счетов. В частности, к небюджетным счетам относятся депозитные счета, счета для зачисления средств единого социального взноса, которые подлежат распределению по видам общеобязательного государственного социального страхования, счета государственных целевых фондов, счета для операций со средствами от приватизации имущества, средствами финансового резерва и другие счета клиентов по операциям, не относящимся к операциям по исполнению бюджетов.

Теперь орган Казначейства может осуществлять дистанционное обслуживание клиента на основании заключенного договора о дистанционном обслуживании с использованием программно-технического комплекса «Клиент казначейства – Казначейство» (п. 1.9 Порядка № 758).

Еще одной новацией является то, что Казначейство может предоставлять по письменному обращению главного распорядителя бюджетных средств право доступа электронного просмотра счетов распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств, а также обособленных структурных подразделений распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня (п. 1.10 Порядка № 758).

Пункт 3.5 дополнен новой нормой. В частности, до внедрения программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов для распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств местных бюджетов соответствующие счета открываются органами Казначейства по кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов.

Теперь органы Казначейства не позднее следующего рабочего дня, а не в течение трех рабочих дней со дня проведения операции открытия/закрытия счетов клиентов (включая день открытия/закрытия) (кроме открытия счетов в связи с завершением и началом бюджетного периода и при условии, если реквизиты счетов, открытые в новом бюджетном периоде, не отличаются от реквизитов счетов, которые были открыты в предыдущем бюджетном периоде), подают соответствующим органам ГФС уведомления об этом в порядке, установленном законодательством.

Порядок № 758 дополнен новым разд. VII «Изменение счетов клиентов». Изменением счетов клиентов органа Казначейства считается процедура открытия новых счетов и закрытия ранее открытых счетов клиентов по инициативе органов Казначейства, в результате проведения которой изменяются все или отдельные реквизиты счетов клиентов.

В указанном разделе названы случаи, с наступлением которых органы Казначейства изменяют реквизиты счетов клиентов, а именно:

  • реорганизация органов Казначейства (присоединение, слияние, выделение, разделение, преобразование);
  • изменение аналитических параметров счетов клиентов, в том числе счетов клиентов, по которым операции не осуществлялись в течение трех лет и более и на которых есть остатки средств.

При изменении счетов клиентов новые дела по юридическому оформлению счетов органами Казначейства не формируются.

Следует отметить, что органы Казначейства своевременно уведомляют клиентов об изменении счетов, а также подают соответствующим территориальным органам ГФС уведомления об изменении счетов клиентов в порядке, установленном законодательством.

В новом разделе Порядка № 758 также определен порядок перехода клиентов на обслуживание в другой орган Казначейства. В частности, в связи с переходом на обслуживание в другой орган Казначейства счета клиентов не закрываются, а изменяются реквизиты счетов в части изменения кода и наименования органа Казначейства.

При этом по новому месту обслуживания заключается договор об осуществлении расчетно-кассового обслуживания.

Для формирования дел по юридическому оформлению счетов клиенты подают в органы Казначейства:

  • карточку с образцами подписей и оттиска печати;
  • копии документов, определенных абзацами третьим, четвертым, шестым п. 6.6 разд. VI Порядка № 758;
  • перечень счетов, которыми могут распоряжаться указанные в карточке лица.

Предприятия, учреждения, организации и физические лица – предприниматели, которые не являются распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств, также подают документы, определенные пп. «б» и «в» п. 5.1 и п. 5.2 разд. V Порядка № 758.

Обращаем внимание, что в целях упрощения процедур засвидетельствования карточек с образцами подписей и оттиска печати Приказом № 543 внесена новая норма в п. 6.3 разд. VI Порядка № 758. В частности, карточка учреждения, которое является главным распорядителем средств государственного бюджета, удостоверяется подписью руководителя и печатью этого учреждения. Ранее карточка удостоверялась в нотариальном порядке либо подписями руководителя (заместителя руководителя) и печатью учреждения/организации, которое координирует деятельность клиента или которому клиент подчинен, или в состав которого входит.

При этом нормы Порядка № 758 относительно предоставления права первой и второй подписи, а также засвидетельствования карточек другим клиентам органов Казначейства (кроме главных распорядителей средств) остались без изме­нений.

Здесь уместно напомнить о порядке нотариального засвидетельствования карточек в населенных пунктах, где нет нотариусов. В таком случае карточки удостоверяются уполномоченными на это должностными лицами органов местного самоуправления (п. 6.3 Порядка № 758). При этом необходимо помнить о существующих ограничениях в праве совершения нотариальных действий, определенных ст. 9 Закона от 02.09.93 г. № 3425-XII «О нотариате». В частности, должностные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов не вправе совершать нотариальные действия на имя и от имени данного исполнительного комитета. В таком случае (об одном из которых мы рассказывали в «БАЛАНС-БЮДЖЕТЕ», 2015, № 23, с. 45) нотариальные действия совершаются в любой другой государственной нотариальной конторе, у частного нотариуса или в исполнительном комитете другого сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов.

Кроме того, Приказом № 541 внесены изменения в приложения к Порядку № 758.

В частности, в п. 1 приложения 2, которым утверждена форма дополнительного договора к договору на расчетно-кассовое обслуживание, «2.3.12» заменено на «2.3.15», поскольку п. 2.3 Договора об осуществлении расчетно-кассового обслуживания включает пп. 2.3.14.

Исключено приложение 7, поскольку упрощено открытие органами Казначейства счетов для зачисления собственных поступлений бюджетных учреждений (нормы пп. 2.2.1 и 2.2.2 Порядка № 758 исключены). Теперь органами Казначейства не будет составляться Служебная записка об открытии/закрытии бюджетных счетов для зачисления собственных поступлений бюджетных учреждений, форма которой и была утверждена в приложении 7.

Уточнен порядок заполнения соответствующих граф приложений 7, 9–12 к Порядку № 758. Речь идет о том, что до внедрения программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов в графах «Код программной классификации расходов и кредитования государственного или местных бюджетов (код Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов / Временной классификации расходов и кредитования для бюджетов местного самоуправления, которые не применяют программно-целевой метод)» проставляется код временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов.

В приложении 12 теперь указывается серия и номер паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий территориальный орган ГФС и имеют отметку в паспорте. Ранее требование относительно наличия отметки в паспорте Порядком № 758 предусмотрено не было.

И в завершение отметим, что в тексте Порядка и приложениях к нему также приведено в соответствие с законодательством название налоговых органов.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы