• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Бюджет-2016 vs либеральная налоговая реформа: кто кого?

Не смотря на то что еще 15 сентября Верховная рада должна была рассматривать первый раз бюджет на следующий год, он не готов до сих пор. Минфин ограничился его регистрацией в парламенте, и сразу же законопроект отозвал. После этого бюджетный процесс правительство «камикадзе» продолжает затягивать, как и его предшественники. Одна из причин – неопределенность, по какому налоговому кодексу будет жить Украина в 2016 году. 

После того как Украина в сентябре закончила реструктуризацию своих внешних обязательств перед частными кредиторами, налоговый кодекс стал темой №1 в государственных финансах. 

На прошлой неделе процесс создания нового налогового законодательства активизировался. В режиме строгой секретности Минфин показал другим министерствам проект своей налоговой реформы, а также провел ряд встреч, в том числе с участием глав госпредприятий. Правительство таким образом активно ищет необходимые для своей реформы 60 млрд гривен.

Вокруг самого текста будущей налоговой реформы сейчас идут активные дискуссии. Налоговая реформа Минфина стоит 60 млрд гривен. Что касается реформы от парламентского комитета, то цифры называют разные, от 150 до 200 млрд гривен. В своей колонке в издании «Зеркало недели» Наталия Яресько придерживалась цифры в 200 млрд гривен. «Эти оценки проверены МВФ, а значит, мы полностью в них уверены», – заявила министр финансов. 

Однако, как показывает практика, не всегда расчеты экспертов фонда верны. Один из последних примеров – это формирование ЗВР Украины. МВФ посчитал, что Украина к концу 2015 года накопит $18 млрд резервов, но уже сейчас понятно, что этот показатель не будет выполнен на несколько миллиардов долларов.

Более того, против налоговой реформы комитета ВР развернулась масштабная пиар-кампания в соцсетях. Оплаченные сообщения от различных «пабликов» в социальной сети Facebook гласят, что при принятии этой налоговой реформы доллар достигнет 50 гривен. Представители общественных организаций на министерство обижены. Особое недоумение авторов «либерального» кодекса вызывает то, что их в правительстве Яценюка окрестили популистами.

Авторы альтернативной реформы отмечают, что помимо сокращения доходов, налоговая реформа должна сопровождаться и сокращением расходов. Именно в неэффективных расходах они предлагают искать возможности для снижения фискальной нагрузки на предприятия. Однако еще одним важным моментом реформы является уменьшение возможностей давления на бизнес со стороны ГФС.

Похожие тезисы звучат и со стороны Минфина, однако сам текст закона, который предлагает ведомство, окутан тайной. Соответственно, он не застрахован от «сюрпризов», которые ГФС продолжит трактовать по-своему, и обещанного уменьшения давления на бизнес не произойдет.

«Налоговая реформа – это не сокращение налогов, а изменение отношений между государством и плательщиками. Для этого можно изменить принципы сбора, структуру налогового давления, даже не изменяя общей суммы поступлений», – считает эксперт группы «Налоговая реформа» Реанимационного пакета реформ Владимир Дубровский.

«Например, ОЭСР выяснила, что просто перераспределяя налоговое бремя от прямых налогов (на прибыль, на доходы, или, например, ЕСВ) в пользу косвенных (НДС и акцизы), и, особенно, налогов на имущество, можно ускорить экономический рост. Также можно и нужно изменить налоги так, чтобы убрать дискрецию – возможности для произвола чиновников – и, соответственно, существенно снизить коррупционный налог. Все это можно сделать, даже не уменьшая поступлений», – добавляет Дубровский.

По его мнению, законопроект №3357 комитета ВР решает многие из этих проблем. «Если дополнить его повышением и существенным улучшением налога на имущество предприятий и реальными сокращениями бюджета, с тем чтобы свести фискальный баланс, и не выйти за пределы бюджетного дефицита, в числе прочего, согласованного с МВФ – можно получить вполне хороший, взвешенный результат, способствующий росту и детенизации», – подчеркивает эксперт.

Бюджет под елку

По словам опрошенных Forbes участников налоговой реформы, больше всего они опасаются, что бюджет будет приниматься в канун нового года. Сам документ многим депутатам станет уже безразличен, поскольку они будут больше переживать за то, чтобы не пропустить свой чартерный рейс.

Формирование бюджета также затягивается в пользу нового налогового кодекса Минфина. Так как в случае принятия налогового кодекса, подготовленного совместно с активистами общественных организаций налоговым комитетом ВР под руководством главы комитета Нины Южаниной, у правительства станет меньше рычагов давления на бизнес с помощью ГФС.

Сформировать бюджет 2016 года – задача не из простых, несмотря на то что в этом году правительство постоянно рапортует о профиците бюджета и рекордных остатках на едином казначейском счете. Главным источником наполнения бюджета-2015 была рекордно высокая инфляция.

«У нас большое выполнение по налогу на добавленную стоимость, который напрямую зависит от инфляции, ввозной пошлины и акциза, и одновременно минус по сравнению с предыдущим годом по налогу на прибыль, который зависит от финансового состояния предприятий. Это такое, мне кажется, яркое сравнение. Налог на добавленную стоимость и пошлины – это то, что мы покупаем, растут цены и курс, соответственно, растут поступления этих налогов, налог на прибыль – это результат деятельности предприятий, там минус. Инфляция как результат девальвации, в том числе, является основным фактором, который формирует бюджет», – объясняет президент Экономического дискуссионного клуба, и.о. министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта.

Помимо инфляции, бюджетный профицит правительству позволили показать единоразовые доходы, такие как продажа лицензий на 3G, дополнительный импортный сбор, высокая прибыль НБУ, которых государственная смета в новом году уже не увидит.

Именно эти факторы стали ключевыми в формировании рекордных остатков на едином казначейском счете в размере 43 млрд гривен к началу ноября. «Расходы отстают от доходов. Доходы растут за счет помощи от НБУ и временных доходов, таких как дополнительный импортный сбор. Основной риск этих остатков – это значительные расходы за короткий период времени в конце года, что может дать ослабление гривны», – поясняет директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.

«Вообще-то эту новость подают как положительную, хотя высокие остатки на ЕКС с точки зрения бюджетной технологии – это не совсем хорошо, потому что деньги должны работать, они не должны лежать на счетах, при том что правительство многие статьи недофинансирует», – добавляет Максюта.

Формирование бюджета на 2016 год является процессом достаточно сложным. Помимо того, что правительству придется отказаться от вышеперечисленных единоразовых доходов, ему нужны средства на проведение обещанной налоговой реформы, которая в краткосрочном периоде уменьшит поступления в бюджет.

С другой стороны, очевидно, что экономика не выдерживает текущего налогового давления. «Нужно резать социальные расходы, образование, медицину. А это будет очень болезненно. Или отказываться от идеи налоговой реформы в любом виде», – говорит Боярчук.

Опрошенные Forbes эксперты также считают, что время для обсуждения реформы потеряно, и Украине в 2016 год необходимо входить с бюджетом, основанным на нынешнем налоговом кодексе. «Мне кажется, что бюджет-2016 должен формироваться на действующей налоговой базе, а потом уже спокойно обсуждать и принимать новый налоговый кодекс, так, чтобы экономика и граждане не получили каких-то неприятных сюрпризов в начале следующего года. Сегодня дискуссия находится на таком уровне, что фактически никто не видит, каким этот кодекс должен быть», – предупреждает Анатолий Максюта.

По словам премьер-министра Арсения Яценюка, налоговая реформа должна соответствовать принципам привлечения предпринимателей к процессу экономического роста страны, упрощения администрирования налогов, внедрения системы стимулирования экономики, а также соответствовать обязательствам страны перед МВФ. С его тезисами можно согласиться, однако тогда возникает закономерный вопрос: почему до сих пор не обнародован текст закона и бюджет-2016?

Ряд приверженцев «либеральной» реформы сходятся на том, что правительство затягивает время умышленно, дабы избежать дискуссии с общественными организациями, тем самым оставить возможности для «распила» бюджета и сохранить избыточное влияние ГФС на бизнес.

Источник:

http://minprom.ua/news/197033.html

 

Комментарии к материалу