Изменения в законодательстве, действующие с августа 2018 года

Редакция

31.07.2018



С 1 августа вступил в силу Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.15 г. № 435, в редакции приказа Минфина от 15.05.18 г. № 511. Первый отчет по ЕСВ по новой форме необходимо подавать за август до 20 сентября.

С 1 августа смягчены требования к подтверждению и регистрации банками соглашений на межбанковских валютном и кредитном рынках Украины (далее – МВРУ, МКРУ). Изменениями, внесенными в ряд своих постановлений, Нацбанк отменил:

норму относительно обязательного подтверждения банками всех соглашений по купле-продаже инвалюты средствами Системы подтверждения соглашений на МВРУ (далее – ВалКли). В дальнейшем для подтверждения собственных соглашений на МВРУ банки смогут использовать как ВалКли (в добровольном порядке), так и другие средства, приемлемые для сторон соглашения (например, SWIFT). Одновременно банки смогут заключать соглашения на МВРУ в любое время, а не только во время работы ВалКли, как сейчас;

требования относительно обязательной регистрации банками соглашения по купле и продаже кредитных ресурсов в национальной валюте на МКРУ средствами системы КредИнфо. В дальнейшем такая регистрация не будет осуществляться вообще (постановления Правления НБУ от 19.07.18 г. № 79 и № 81).

С 1 августа вступило в силу постановление Правления НБУ от 19.07.18 г. № 80, которым изменена методика расчета официального курса гривни к доллару США и время его обнародования. Теперь такой курс будет рассчитываться на основании информации о всех соглашениях по купле-продаже долларов США на условиях «тод», «том» и «спот», которые в день расчета курса заключались банками на МВРУ с другими банками и Нацбанком. Официальный курс будет обнародоваться на сайте Нац-банка до 16.00.

Официальный курс гривни к инвалютам и банковским металлам устанавливается:

ежедневно – для конвертированных валют, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям, валют стран – членов ЕС (1-я группа Классификатора иностранных валют и банковских металлов), для инвалют других стран, которые являются главными внешнеторговыми партнерами Украины (приложения 1, 2), и для банковских металлов (приложение 4);

раз в месяц – для других инвалют (приложение 3), а также – уточненный для специальных прав заимствования.

Нацбанк считает, что внедрение новой методики позволит использовать официальный курс гривни к доллару США не только для целей бухучета, но и как бенчмарк (показатель, который используется для оценки состояния рынка или его сегментов) валютного рынка при заключении участниками рынка соглашений, где в качестве базового актива используется инвалюта.

С 1 августа установлены тарифы подкрепления касс банков разменными монетами номиналом: 10 коп. – 20 грн. за 1 000 шт.; 50 коп. – 35 грн. за 1 000 шт.; номиналами 1, 2, 5 и 25 коп. – бесплатно (постановление Правления НБУ от 25.06.18 г. № 71). Ранее согласно Тарифам, утвержденным постановлением Правления НБУ от 12.08.03 г. № 333, эта услуга предоставлялась бесплатно.

С 1 августа Нацбанк будет удовлетворять заявки на получение кредитов овернайт и/или кредитов рефинансирования банков, которые заключили с ним генеральные кредитные договоры с учетом изменений, внесенных в Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 17.09.15 г. № 615 (далее – Постановление № 615), постановлением Правления НБУ от 26.04.18 г. № 44; в Технический порядок, утвержденный постановлением Правления НБУ от 12.11.15 г. № 783, – решением Правления НБУ от 01.06.18 г. № 306-рш. Указанные изменения вступили в силу с 1 августа.

При этом генеральные кредитные договоры, ранее заключенные с банками согласно Постановлению № 615 (без учета указанных изменений), будут действовать до полного погашения банками-заемщиками задолженности по ним (письмо НБУ от 01.06.18 г. № 40-0006/30425).

С 1 августа оплата предоставленных медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий осуществляется на основании информации и документов, внесенных предоставителем медицинских услуг в электронную систему здравоохранения (далее – ЭСЗ). Предоставитель услуг составляет в ЭСЗ отчет, в котором указывает объем предоставленных пациентам медицинских услуг и лекарственных средств. Оплата осуществляется в порядке очередности поступления таких отчетов (ч. 8 ст. 10 Закона от 19.10.17 г. № 2168-VIII).

С 1 августа организации, осуществляющие специальную профессиональную подготовку, переподготовку авиационного персонала государственной авиации к техническому обслуживанию государственных воздушных судов, их компонентов и оборудования, обязаны применять Правила одобрения организаций по подготовке к техническому обслуживанию авиационной техники государственной авиации (Часть-147B), утвержденные приказом Минобороны от 23.12.16 г. № 714.

Документом установлены технические требования и процедуры для компетентного органа относительно одобрения организаций по подготовке авиационного персонала к техническому обслуживанию авиационной техники государственной авиации.

С 1 августа вступило в силу постановление НКРЭКУ от 27.12.17 г. № 1437 (далее – Постановление № 1437), которым внесены изменения в документы, утвержденные постановлениями НКРЭКУ от 30.09.15 г., а именно: Кодекс газотранспортной системы (Постановление № 2493), Кодекс газораспределительных систем (Постановление № 2494), Кодекс газохранилищ (Постановление № 2495), Правила поставки природного газа (Постановление № 2496), Типовой договор транспортировки природного газа (Постановление № 2497).

Постановление № 1437 принято с целью имплементации в законодательство Украины положений европейского Сетевого кодекса балансирования газа в газотранспортных системах (Регламент комиссии (ЕС) от 26.03.16 г. № 312/2014), а также устранения препятствий для трансграничной торговли природным газом.

Предполагается внедрение суточного балансирования на рынке природного газа, стимулирование поставщиков самостоятельно урегулировать собственные небалансы, стимулирование развития оптового рынка газа.

До 2 августа операторы внешних инженерных сетей должны оснастить узлами коммерческого учета теплоэнергии, а также горячей и питьевой воды для нежилых зданий (далее – узлы учета) здания, которые на 02.08.17 г. были присоединены к таким сетям и не были оснащены узлами учета, или если узлы учета на указанную дату вышли из строя (п. 2 разд. IV Закона от 22.06.17 г. № 2119-VIII).

Штраф за нарушение сроков установления или замены узлов учета будет применяться к субъектам хозяйствования – операторам с 1 августа 2020 года. Размер штрафа – 1 % суммы платежей, начисленных за последний месяц, в случае предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям, здания которых не оборудованы узлами учета.

До 2 августа все предоставители государственной помощи (органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, а также юрлица, действующие от их имени, уполномоченные распоряжаться ресурсами государства или местными ресурсами и инициируют и/или предоставляют госпомощь) обязаны представить Уполномоченному органу по вопросам государственной помощи уведомления о программах поддержки субъектов хозяйствования (далее – СХ) за счет ресурсов государства или местных ресурсов, которые существовали на 02.08.17 г. (п. 2 разд. 9 Закона от 01.07.14 г. № 1555-VII).

С 4 августа ввоз из-за границы и реализация в Украине радиоэлектронных средств и излучающих устройств (далее – РЭС/ИУ) осуществляется согласно Порядку, утвержденному решением Нацкомсвязи от 13.02.18 г. № 78. Перечень товаров, которые во время перемещения через таможенную границу Украины подлежат оценке соответствия согласно требованиям техрегламентов с указанием кодов товаров согласно УКТВЭД для радиооборудования и товаров, содержащих радиооборудование в своем составе, содержится в приложении 12 к постановлению КМУ от 21.05.12 г. № 436.

Установлено, что ГФС в течение 5 дней со дня завершения таможенного оформления РЭС/ИУ передает в ГП «Украинский государственный центр радиочастот» (далее – УГЦР) электронные выписки из соответствующих таможенных деклараций. Импортеры, в том числе граждане, имеют право после завершения таможенных процедур подать в УГЦР заявление (уведомление) об учете международных идентификаторов конечного оборудования (IMEI), которые они ввезли в Украину. В случае соответствия предоставленной информации выписке из таможенных деклараций (информации о выполнении таможенных формальностей) УГЦР осуществляет учет этих идентификаторов. Бесплатный доступ к данным учета открыт на веб-сайте УГЦР (http://www.ucrf.gov.uа).

К Порядку прилагаются: перечни набора данных, который содержится в перечне типов (видов) РЭС и ИУ, запрещенных к применению и ввозу на территорию Украины, Реестра радиоэлектронных средств и излучающих устройств, запрещенных к применению и ввозу на территорию Украины (далее – Реестр) (приложение 1), а также тех, которые нуждаются в специальном порядке оформления, Реестра (приложение 2); перечень продукции, для которой применяется специальный порядок оформления (приложение 3).

С 5 августа вступают в силу изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг (далее – ЦБ), утвержденное решением НКЦБФР от 03.12.13 г. № 2826. Теперь Положение регулирует состав, порядок и сроки раскрытия на фондовом рынке регулярной промежуточной (было – квартальной), а также другой информации и уведомлений, которые обязаны раскрывать эмитенты (п. 1 разд. І).

Эмитенты ЦБ, составляющие финотчетность по МСФО, в составе информации раскрывают финотчетность, составленную по МСФО, а именно:

полный комплект промежуточной финотчетности или полный комплект консолидированной промежуточной финотчетности;

полный комплект годовой финотчетности или полный комплект годовой консолидированной финотчетности.

Аудиторский отчет относительно финотчетности/консолидированной финотчетности (при наличии) и вывод об обзоре промежуточной финотчетности (промежуточной консолидированной финотчетности (при наличии) должны соответствовать Международным стандартам аудита (п. 13 разд. І).

Эмитенты, не являющиеся акционерными обществами, относительно ЦБ которых не осуществлено публичное предложение и ЦБ которых не допущены к торгам на фондовой бирже, не обязаны раскрывать информацию согласно гл. 1 разд. ІІ и гл. 1 разд. III.

Кроме того, уточнен состав особой информации эмитента ЦБ (гл. 1 разд. III); порядок раскрытия информации в уведомлении о проведении общего собрания (п. 5 разд. VI); в новой редакции изложены приложения 2–15, 29, а также приложение 45, в котором раскрываются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

При размещении в общедоступной информационной базе данных НКЦБФР информации и/или уведомлений общество обязано указывать адрес веб-сайта, на котором размещены такие уведомления или информация (п. 8 разд. X) и т. п. (решение НКЦБФР от 19.04.18 г. № 243).

До 15 августа Национальная служба здоровья заключает с коммунальными заведениями здравоохранения договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий на срок с 1 октября по 31 декабря 2018 года (постановление КМУ от 25.04.18 г. № 407).

До 31 августа Минагрополитики и Госгеокадастр должны провести общенациональную (всеукраинскую) нормативную денежную оценку земель сельскохозяйственного назначения (далее – оценка).

Объектом оценки являются земли сельхозназначения независимо от формы собственности в пределах территории природно-сельскохозяйственных районов (в т. ч. горных) АР Крым, областей (кроме земель в пределах населенных пунктов, оценка которых проводится по Методике, утвержденной постановлением КМУ от 23.03.95 г. № 213). После проведения оценки и утверждения соответствующей техдокументации основанием для предоставления сведений из Госземкадастра об оценке земельного участка сельхозназначения будут исключительно данные оценки, внесенные в этот кадастр (постановление КМУ от 07.02.18 г. № 105).

С 17 августа уточняется порядок получения банками разрешения на включение средств, привлеченных на условиях субординированного долга, в регулятивный капитал. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию, утвержденную постановлением Правления НБУ от 28.08.01 г. № 368, в частности:

установлено, что банк-резидент может быть инвестором при условии соблюдения им нормативов капитала и ликвидности в течение последних трех месяцев до даты предоставления средств на условиях субдолга (п. 1.10 гл. 1 разд. III);

уточняется перечень документов, которые подают банки в Нацбанк для получения разрешения на учет средств, привлеченных на условиях субдолга в капитал банка. Так, в перечень включены документы, подтверждающие источник происхождения средств, которые привлекаются банком на условиях субдолга, кроме случаев, когда инвестором является Фонд гарантирования вкладов физлиц или международное финучреждение (пп. «ж» п. 2.2 гл. 2 разд. III);

упрощены условия получения разрешения для инвестора – международного финансового учреждения. Так, на это учреждение не распространяются ограничения, предусмотренные в абзацах первом – четвертом п. 3.9 гл. 3 разд. III;

при расчете норматива достаточности регулятивного капитала банка расширен перечень активов с нулевым риском. В такие активы включены ЦБ, эмитированные центральными органами исполнительной власти других стран, имеющие рейтинг не ниже АА (абзац девятый пп. «а» п. 1.3 гл. 1 разд. IV) (постановление Правления НБУ от 16.07.18 г. № 78).

С 17 августа для отечественных заемщиков упрощается привлечение кредитов из внешних источников. Соответствующие изменения в ряд нормативных документов Нацбанка внесены постановлением правления НБУ от 20.07.18 г. № 83 (некоторые нормы действуют с 20 августа). Так, с 20 августа Нацбанк не регистрирует и не аннулирует регистрацию договоров на основании документов, полученных от уполномоченных банков до 16 августа (включительно), и оставляет такие документы без рассмотрения. Банк в таком случае осуществляет регистрацию по договору согласно гл. 2 разд. I Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 17.06.04 г. № 270 (с изменениями, внесенными Постановлением № 83).

С 21 августа вступает в силу постановление НКРЭКУ от 27.12.17 г. № 1466, которым утверждены Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по осуществлению функций оператора рынка (далее – Условия № 1466). Постановление будет введено в действие с 1 июля 2019 года, кроме гл. 1 этих Условий, которая вводится в действие с 1 января того же года). Условиями № 1466, в частности, установлены:

исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии на проведение хозяйственной деятельности по осуществлению функций оператора рынка (в т. ч. по организации купли-продажи электроэнергии на рынке электроэнергии), а именно:

информация о структуре соискателя лицензии и должностных лиц его органов управления;

ведомость о средствах осуществления соответствующей хоздеятельности (приложение 2);

расчет стоимости услуг оператора рынка;

проект кодекса поведения;

копия документа, подтверждающего право соискателя на использование программного обеспечения для реализации правил рынка «на сутки наперед» и внутрисуточного рынка, других функций (гл. 1);

исчерпывающий перечень требований, условий и правил, обязательных для выполнения. Так, лицензиат обязан:

письменно уведомить НКРЭКУ о намерении продажи, передачи, переуступки, дарения, предоставления в аренду, кредит, ипотеку, поручительство, на хранение, ограничение или прекращение использования и т. п. таких средств, если указанные действия приведут к невозможности исполнять функции и обязанности, предусмотренные Условиями № 1466, или если стоимость восстановления (стоимость замещения) соответствующего средства будет составлять более 200 тыс. грн.;

выполнять решения НКРЭКУ в установленные этими решениями или законодательством сроки;

уплачивать ежеквартально, в течение первых 30 дней следующего за отчетным квартала взносы на регулирование.

С 21 августа вступает в силу постановление НКРЭКУ от 27.12.17 г. № 1467, которым утверждены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии (далее – Условия № 1467). Постановление вводится в действие с 1 июля 2019 года, кроме гл. 1 этих Условий, которая вводится в действие с 1 апреля 2019 года; а также пп. 2 п. 2.4 гл. 2, которая вводится в действие с 10 июня 2020 года. В частности, Условиями № 1467 установлен исчерпывающий перечень:

документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии;

требований, обязательных для выполнения во время осуществления лицензированной деятельности.

Кроме того, лицензиат должен соблюдать специальные требования:

не допускать перекрестного субсидирования; не иметь на правах собственности или в управлении акции (доли в уставном капитале) оператора системы распределения (вводится в действие с 10.06.20 г.);

не осуществлять единоличный или общий контроль над оператором системы передачи, не иметь на правах собственности или в управлении акции (доли в уставном капитале) оператора системы передачи;

должностное лицо лицензиата не может быть должностным лицом оператора системы передачи;

не допускать осуществления над лицензиатом контроля резидентами государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины и т. п. (п. 2.4).

С 21 августа вступает в силу постановление НКРЭКУ от 27.12.17 г. № 1471, которым утверждены Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по осуществлению функций гарантированного покупателя (далее – Условия № 1471). Постановление вводится в действие с 1 июля 2019 года, кроме гл. 1 этих Условий, которая вводится в действие с 1 января 2019 года. В частности, Условиями № 1471 установлен исчерпывающий перечень:

документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии;

требований, обязательных для выполнения во время осуществления лицензированной деятельности.

Лицензиат должен соблюдать, в частности, следующие специальные требования:

уведомлять НКРЭКУ об изменениях в управлении, а также в структуре/составе органов управления и/или организационной структуре не позже 5 рабочих дней с даты такого изменения;

не осуществлять производство, передачу, распределение электроэнергии, ее поставку потребителю и не выполнять функции оператора рынка;

вести бухгалтерский учет и готовить финансовые отчеты по лицензированной деятельности отдельно от учета и отчетов по другим видам деятельности;

не осуществлять перекрестное субсидирование;

не допускать осуществления над лицензиатом контроля резидентами государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины и т. п. (п. 2.4).

31 августа – последний день действия установленных с 01.09.17 г. предельного размера квоты поставки сахара на внутренний рынок (квота «А») и минимальных цен на сахарную свеклу, которые поставляются в этот период для производства сахара в пределах квоты «А», с учетом базисной сахаристости (постановление КМУ от 18.01.17 г. № 22).