Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

SMART: умное планирование

Ольга Целуйко

29.05.2017 656 0 1

Английское слово smart (умный) впервые было использовано как акроним – SMART (аббревиатура, читаемая не по буквам, а одним словом) в 1981 году. Этот термин появился в статье Джорджа Дорана, опубликованной в журнале «Managment Review». Речь шла о разработке концепции умных целей как инструмента эффективного менеджмента.

Таким образом, SMART предполагает постановку умных целей.

Расскажем, как вы можете применять этот метод целеполагания для прояснения собственных задач (как личных, так и управленческих) и для постановки задач перед подчиненными в своей ежедневной работе. Каждая буква в термине SMART дает начало слову. Конечно, все эти слова связаны с достижением умной цели.

Цели, которые ставит перед собой руководитель (компания), должны быть:

  • S (Specific) – конкретными, то есть отвечать на вопрос: «Что бы вы хотели?» (вместо вопроса: «Чего бы вы не хотели?»);
  • M (Measurable) – измеримыми, то есть отвечать на вопросы: «Как вы поймете, что цель достигнута? Что является конкретным, измеримым результатом?» Если нет измеримости, то невозможно ни оценить результат, ни контролировать процесс;
  • A (Achievable) – достижимыми, то есть отвечать на вопросы: «Как вы можете добиться этой цели? Что вы лично можете сделать для того, чтобы достичь этой цели? Какие ресурсы вам нужны для достижения своей цели? Какой первый шаг на пути к достижению цели вы можете сделать уже сейчас?» Хороший руководитель ставит перед подчиненными достижимые цели, исходя из индивидуальных особенностей работника – его образования, трудоспособности, самоотдачи, организованности и других характеристик. Чтобы ставить достижимые цели, можно воспользоваться техникой делегирования, которую мы рассматривали в предыдущих выпусках;
  • R (Relevant) – уместными (реальными), то есть отвечать на вопросы: «Является ли цель стоящей? Правильно ли выбрано время для ее достижения? Когда, где и с кем вы хотите достичь этой цели? Когда, где и с кем вы этого не хотели бы? Каким образом ваша цель совпадает с целями других людей? Как вы можете это использовать?» Кроме того, важно, чтобы цель была реальной с учетом честной оценки ваших собственных сил и сил ваших подчиненных;
  • T (Time–bound) – срочными, то есть иметь конкретный срок достижения. Иначе она так и останется неосуществимым планом, мечтой. Четко поставленный срок сделает из цели задачу, имеющую конечный осязаемый результат.

Замечу, что акроним SMART имеет и другие близкие по смыслу расшифровки. Но в любом случае важно понять главную мысль: от вас требуется не только четко сформулировать цель (задачу), но и предусмотреть механизм ее реализации. Только тогда данная модель будет успешной.

Иначе говоря, цель должна быть мотивирущей (Energizing), а значит, отвечать на вопросы: «Как это повлияет на вашу жизнь? Какими будут последствия (позитивные или негативные) достижения цели? Действительно ли вы хотите именно этого? Как вы можете сохранить позитивный эффект в случае достижения цели?»

А кроме того, цель обязательно надо записать (Recorded), то есть сформулировать письменно. Кстати, проведенное Гарвардом исследование успешности выпускников на протяжении 10 лет после выпуска показало, что:

  • 83 % не имели опеделенных карьерных целей и заработали в среднем  Х долларов;
  • 14 % имели определенные цели, но эти цели не были письменно сформулированы, и заработали в среднем 3Х долларов;
  • 3 % имели четкие, ясные цели для карьеры, которые были сфорулированы и записаны, и заработали в среднем 10Х долларов.

Вот и делайте выводы.

Итак, к классической модели SMART мы добавили еще 2 буквы – E и R и получили систему SMARTER.

В чем ее смысл и ценность?

Сформулируем кратко: это деятельность, ориентированная на результат, которая позволяет облегчить процесс планирования, прогнозирования и оценки; критерии успешности этой деятельности имеют четкие формулировки.

Иначе говоря, SMARTER позволяет вовремя увидеть и оценить возможные трудности и препятствия.

Цель характеризуется конкретностью, измеримостью и сроком, что позволяет удостовериться в ее достижении.

Приведу пример.

Вы хотите зарабатывать больше. Как этого достичь? Цель «Я хочу зарабатывать больше» поставлена не совсем корректно и поэтому не может быть реализована. Надо четко обозначить сумму заработка и затем подумать, при каких условиях с учетом ваших компетенций вы можете получить такой заработок, кто и за что получает такие деньги. Как только цель станет измеримой, вновь задумайтесь о ее конкретизации: какая именно работа вам подойдет. Проанализировав варианты, сосредоточьтесь на чем-то конкретном и достижимом.

Далее подумайте над тем, как вы будете достигать поставленной цели и, что самое главное, – в какой срок.

Конечно, это только схема, на самом деле вам будет труднее обдумывать каждый элемент модели SMART, но общий смысл, думаю, ясен.

Если решите воспользоваться техникой SMART при постановке целей своим подчиненным, сначала ответьте на вопросы:

  • Что требуется сделать? (коротко).  
  • Когда? (ясно).  
  • Кто будет это делать? (это может быть трудно).  
  • Для чего?  
  • Чем и с кем? (это интересно).

Желаю вам удачи и личной эффективности!

Комментарии к материалу