Аты-баты, шли солдаты...

Инструкция для работодателей на период мобилизации


Мобилизованные работники должны явиться в военкомат в указанное в повестке время. А работодатели — предоставить им соответствующие социальные гарантии и обеспечить, чтобы они вовремя прибыли на сборные пункты. Наша статья адресована именно работодателям, ведь в ходе практической реализации новоиспеченных норм у них возникает немало вопросов


Лидия Чорногуз,
консультант по вопросам учета и налогообложения

Соцгарантии для мобилизованных

До апреля 2014-го законодательной нормы, которая бы защищала права мобилизованных работников, просто не было. Поэтому раньше их увольняли на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ — в связи с призывом на военную службу. Однако с 1 апреля 2014 года вступили в силу изменения, внесенные Законом № 1169 в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации. В частности, теперь согласно ст. 119 КЗоТ лицам, призванным на военную службу в связи с мобилизацией, на особый период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы, должности и среднего заработка.


За мобилизованными работниками в течение года сохраняются должность, рабочее место и средний заработок (ст. 119 КЗоТ).

Возникает вопрос: распространяются ли такие социальные гарантии на работников, которые были призваны до 1 апреля?

Согласно п. 2 р. II «Заключительные положения» Закона № 1275 действие частей второй и третьей ст. 39 Закона № 2232, части третьей ст. 2 Закона № 2262 и части третьей ст. 119 КЗоТ распространяется на граждан Украины, которые начиная с 18 марта 2014 года были призваны на военную службу на основании Указа № 303. Это означает, что уволенные в связи с мобилизацией работники должны быть восстановлены на работе с выплатой среднего заработка.

Государственная инспекция Украины по вопросам труда в своем разъяснении от 17.06.2014 предложила работодателям следующий алгоритм действий при восстановлении на работе работника, мобилизованного до 1 апреля.

  1. Издать приказ об отмене приказа об увольнении (основание — Закон № 1275).
  2. Письменно сообщить об этом работнику по месту его регистрации (фактического проживания).
  3. Внести соответствующую запись о восстановлении на работе в трудовую книжку, а также в личное дело (личную карточку).
  4. Рассчитать и выплатить работнику средний заработок за весь период начиная с даты увольнения. Расчет среднего заработка производится в соответствии с Порядком № 100, исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих призыву.
  5. Если при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск — сделать перерасчет этой суммы.

В соответствии с Приказом № 489 в табеле учета рабочего времени за дни отсутствия мобилизованного работника проставляется отметка «ІН» (код 22 — «другое неотработанное время, предусмотренное законодательством (выполнение государственных и общественных обязанностей, допризывная подготовка, военные сборы ...»)).

Компенсация среднего заработка мобилизованным работникам выплачивается из бюджета независимо от подчинения и формы собственности предприятия (учреждения, организации), на котором они работали на момент призыва. Порядок выплаты указанной компенсации должен разработать Кабмин. Но пока он еще не утвержден. В связи с этим возникают трудности с возмещением таких сумм.

Однако начислять выплаты в размере среднего заработка мобилизованным работникам все равно необходимо, поскольку такая гарантия предусмотрена законодательными актами. В случае нарушения выплат могут применяться административные штрафы на основании ст. 41 КоАП. А если выплата будет задержана свыше одного месяца, то при определенных обстоятельствах могут быть применены и меры наказания, предусмотренные ст. 175 УК.

Александр Ефимов,
адвокат, аудитор, к. ю. н., управляющий партнер адвокатского объединения «Адвокатская фирма« Ефимов и партнеры»:


— Право — это то, как государство регулирует отношения между гражданами. Чаще вначале возникают отношения, а уже потом появляются нормы права, которыми они регулируются. Наоборот — реже. Так произошло и с мобилизацией. Вначале возникли отношения, связанные с необходимостью мобилизовать часть населения на защиту государства, а затем — вопросы, производные от мобилизации: увольнять или не увольнять мобилизованных работников, как платить им зарплату, как облагать ее налогами?..

Законодатель пытается урегулировать такие отношения, дать ответы на возникающие вопросы. Но реакция законодателя не мгновенна, поэтому часть вопросов решается вдогонку, как было с увольнением работников, мобилизованных до 1 апреля. Часть вопросов остается не урегулированной, поскольку либо законодатель еще не успел отреагировать, либо эти вопросы еще не проявились. Например, работника налоговой инспекции мобилизуют из ГНИ, которая сейчас ликвидируется в связи с созданием Государственной фискальной службы. Получается, что уволить налоговика нельзя, а ГНИ ликвидировать нужно. Пожалуй, этот вопрос — для будущих изменений в законодательстве.


НДФЛ

По мнению налоговиков, НДФЛ с сумм среднего заработка, выплаченных мобилизованным работникам, удерживается в общем порядке (подкатегория 103.02 Базы знаний). И это невзирая на то, что согласно пп. «и» пп. 165.1.1 НК суммы компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка, которые выплачиваются мобилизованным работникам, не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход! Более того, согласно последнему абзацу п. 3 р. II «Заключительные положения» Закона № 1275 эти изменения должны применяться с 18 марта 2014 года (дата объявления первого дня мобилизации). Иными словами, Закон предписывает работодателям не удерживать НДФЛ и при необходимости вернуть излишне удержанные суммы налога.

А что же налоговики? Свою позицию относительно невозможности применения льготного режима налогообложения в настоящее время они объясняют отсутствием порядка возмещения из бюджета компенсационных выплат, который должен был утвердить Кабмин, а также отсутствием соответствующей статьи расходов в Законе о Госбюджете–2014. Согласно их фискальной логике средняя зарплата (начисленная работодателем за время пребывания работника на военной службе в период частичной мобилизации в соответствии с требованиями КЗоТ) — это та же зарплата, которую нужно показать в налоговом расчете по Форме № 1ДФ с признаком «101» (подкатегория 103.25 Базы знаний).

Что же делать предприятиям в сложившейся ситуации? По мнению автора, нужно действовать по закону, а в случае доначислений фискальными органами НДФЛ с выплачиваемой мобилизованным работникам средней зарплаты — отстаивать свои права в суде. В НК нет никакой оговорки, касающейся наличия/отсутствия порядка возмещения из бюджета компенсационных выплат, а уж тем более — наличия/отсутствия соответствующей статьи расходов в Законе о Госбюджете–2014. Поэтому не стоит торопиться следовать разъяснениям, появившимся в Базе знаний. Другое дело, если фискальный орган предоставит официальные разъяснения. А пока, по мнению автора, нет оснований для удержания НДФЛ.

Урегулировать ситуацию может также утверждение порядка возмещения из бюджета компенсационных выплат и наличие соответствующей статьи расходов в бюджете. Но это, по всей видимости, произойдет не раньше следующего года.


Работники, уволенные в связи с мобилизацией до 1 апреля 2014 года, имеют право на восстановление на работе и компенсацию среднего заработка.


ЕСВ

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 1275 в ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ, на выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованных работников, ЕСВ не начисляется. Однако, несмотря на предусмотренные законодательством льготы, вопрос о начислении/неначислении ЕСВ остается открытым. Как уже отмечалось выше, Кабмин до сих пор не утвердил порядка возмещения из бюджета таких компенсационных выплат. Кроме того, в Законе о Госбюджете–2014 бюджетные выплаты на компенсацию среднего заработка мобилизованным работникам не предусмотрены. Именно этими причинами ГФС объясняет изменение своей позициии относительно начисления ЕСВ (см. Письмо № 5655/7/99-99-17-03-01-17).

Напомним, согласно рекомендациям, приведенным в Письме №№ 127/7/99-99-17-03-01-17 | 19426/05-10, работодатели не должны были начислять и удерживать ЕСВ из среднего заработка мобилизованных работников. Больше того, по рекомендации ПФУ (см. Письмо № 18834), все работодатели должны были сторнировать ЕСВ в отчетности за предыдущие периоды, начиная с марта 2014 года!

Теперь же ГФС, отозвав свои предыдущие разъяснения (см. Письмо №№ 127/7/99-99-17-03-01-17 | 19426/05-10), заявляет, что работодатели при начислении мобилизованным работникам среднего заработка должны выполнять все возложенные на них Законом о ЕСВ функции и отражать в отчетности по ЕСВ такие выплаты на общих основаниях.

Но и это еще не все!.. ГФС также настаивает на том, что необходимо сделать перерасчет ЕСВ за прошлые периоды и отразить такие доначисления в отчетности по ЕСВ.

По мнению автора, так же, как и в случае с НДФЛ, такие требования фискальных органов являются незаконными.

Обратите внимание! С 15 октября вступили в силу очередные изменения в ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ, внесенные Законом № 1669, которые уточняют, что единый взнос на выплаты, компенсируемые из бюджета в пределах среднего заработка работникам, призванным на военную службу на период мобилизации, на особый период не начисляется и не удерживается.


Средний заработок начисляет и выплачивает работодатель. Выплата такой компенсации осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, определенном Кабмином.


Военный сбор

Уплачивается ли военный сбор из среднего заработка мобилизованных?

Как известно, объектом обложения сбором являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам (пп. 1.2 п. 16-1 подр. 10 р. XX НК). В соответствии с пп. 2.2.12 Инструкции № 5 оплата работникам, которые привлекаются к выполнению государственных или общественных обязанностей, если они выполняются в рабочее время, является составляющей фонда оплаты труда (дополнительной заработной платы).

Таким образом, средний заработок, начисленный мобилизованным работникам (а также работникам, призванным на военные сборы), является объектом обложения военным сбором. Но проблема заключается в том, что все эти выплаты компенсируются из бюджета: перечислять в бюджет полученное из бюджета — не логично. Однако в Базе знаний (подкатегория 132.02) можно найти разъяснение, в котором указывается, что сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу в связи с мобилизацией, на особый период является объектом обложения военным сбором на общих основаниях.

Елена Пилипенко,
главный бухгалтер ООО «Октопус девелопмент груп»:


— В нашем государстве все делается с задержкой, в том числе принятие законов, связанных с мобилизацией. Однако радует их содержание: сохранение рабочего места за мобилизованным работником, компенсация среднего заработка (причем за счет бюджета), необложение НДФЛ такой компенсации и невключение ее в базу для начисления ЕСВ.

Напомню, начиная с августа 2014 года введен военный налог. Это должно хоть немного урегулировать осуществление дополнительных расходов из казны. В любом случае следует помнить, что сложившаяся в Украине ситуация является нештатной, и опыта составления необходимых законов и порядков у наших законодателей нет. Таким образом, все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы правильно документально оформить и финансово обеспечить мобилизацию работников.


Бухгалтерский и налоговый учет выплат мобилизованным работникам

Средний заработок мобилизованным работникам начисляет и выплачивает работодатель, но за счет бюджетных средств. Поэтому расходы предприятия на выплату средней зарплаты таким работникам в соответствии с п. 142.1 НК включаются в налоговые расходы в периоде их начисления. Получение средств из бюджета в счет компенсации данных расходов следует включать в состав доходов по дате фактического получения такой компенсации (пп. 135.5.15 и 137.2.2 НК).

Согласно п. 19 П(С)БУ 15 целевое финансирование для компенсации расходов, понесенных предприятием, и финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий признаются дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода.

Таким образом, работодатель в момент получения права на компенсацию из бюджета отражает компенсацию проводками: Дт 36 (37) — Кт 48 и Дт 48 — Кт 718.

Однако необходимо отметить, что в условиях регулярного недофинансирования бюджетов работодателям следует очень осторожно подходить к признанию дебиторской задолженности, критически оценивая вероятность получения экономических выгод от подобного актива. В случае если нет уверенности в получении соответствующей компенсации из бюджета, доход, связанный с ее получением, по мнению автора, должен признаваться в момент ее фактического получения: Дт 311 — Кт 48 и Дт 48 — Кт 718.

Кроме того, таким образом можно избавиться от налоговых разниц. Ведь в налоговом учете доход отражается в момент получения компенсации из бюджета (пп. 137.2.2 НК).

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете начисления и выплаты средней зарплаты мобилизованным работникам приведен в таблице.

Таблица. Пример отражения в учете начисления и выплаты средней зарплаты мобилизованным работникам согласно требованиям законодательства

№п/п

Содержание операции

Сумма, грн

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Доход

Расходы

1

Начислены выплаты мобилизованным работникам в размере среднего заработка

2650

949

661

2650

2

Удержан военный сбор (1,5%)

39,75

661

641/ВС

3

Перечислено на зарплатную карточку

2610,25

661

311

4

Признана дебиторская задолженность в сумме компенсации

2650

377*

482

5

Признан доход в сумме компенсации

2650

482*

718

6

Получена компенсация из бюджета

2650

311

377*

2650

*Если есть уверенность в получении компенсации.


Ответственность

Согласно изменениям, внесенным Законом № 1275 в ст. 210-1 КоАП, нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации влечет за собой наложение штрафа на граждан от 10 до 30 нмдг (170–510 грн) и на должностных лиц — от 30 до 100 нмдг (510–1700 грн).

Повторное на протяжении года совершение такого нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, влечет за собой наложение штрафа на граждан от 30 до 100 нмдг (510–1700 грн) и на должностных лиц — от 100 до 300 нмдг (1700-5100).

В соответствии с законодательством средний заработок, выплачиваемый мобилизованным работникам, не включается в общий доход работника в целях обложения НДФЛ, на такие суммы не начисляется и из них не удерживается ЕСВ. Несмотря на то, что ГФС изменила свою позицию и настаивает теперь на налогообложении таких выплат в общем порядке, автор рекомендует до появления официальных разъяснений следовать букве закона.


Нормативная база

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.

УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 № 2341-III.

Закон № 3543 — Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 № 3543-XII.

Закон № 2262 — Закон Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 09.04.1992 № 2262-XII.

Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 № 2232-XII.

Закон № 1169 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации» от 27.03.2014 № 1169-VII.

Закон № 1275 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20.05.2014 № 1275-VII.

Закон о Госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 № 719-VII.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

Закон № 1669 — Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 № 1669-VII.

Указ № 303 — Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 № 303/2014.

Приказ № 489 — приказ Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 № 489.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 № 5.

П(С)БУ 15 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина от 29.11.1999 № 290.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.1995 № 100.

Письмо №№ 127/7/99-99-17-03-01-17 | 19426/05-10 — совместное письмо ГФС и Пенсионного фонда от 22/07/2014 №№ 127/7/99-99-17-03-01-17 | 19426/05-10.

Письмо № 5655/7/99-99-17-03-01-17 — письмо ГФС от 29.09.2014 № 5655/7/99-99-17-03-01-17.

Письмо № 18834 — письмо Пенсионного фонда от 16.07.2014 № 18834/05-10.

Форма № 1-ДФ — форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ), утвержденная приказом Миндоходов от 21.01.2014 № 49.

Форма № 1-ПВ — форма «Отчет по труду» (форма № 1-ПВ), утвержденная приказом Госстата от 07.08.2013 № 239.


Дата подготовки
13.10.2014