«Активная» позиция

Государственная политика не способствует занятости населения


Работодатели могут получить компенсацию в размере 50 % ЕСВ, начисленного в течение года на каждого трудоустроенного. Но для этого в течение 12 месяцев они должны добросовестно выполнять три обязательных требования: создать новые рабочие места, трудоустроить на них новых работников и начислять им зарплату в размере не менее трех минимальных. Вроде, все хорошо. Но прежде чем воспользоваться такими преференциями, рекомендуем сначала изучить карту подводных камней.


Александр Макарченко,
главный редактор медиапректа «Аналитика и практика»

Среди трудоспособных украинцев в возрасте до 25 лет безработным является каждый пятый. Отчасти это объясняется нежеланием работодателей принимать на работу выпускников вузов и профтехучилищ без практического опыта. В результате армия безработных ежегодно пополняется, а безработица становится реальной угрозой для развития государства.

В зоне риска стать безработным и те, кому исполнилось 45 лет, поскольку они не всегда соответствуют требованиям современных экономических реалий.

В свою очередь, работники служб занятости сетуют, что в основном им приходится предлагать вакансии с низкими заработками, от которых граждане обычно отказываются.

Итак, ситуация неутешительная. Однако не так давно у работодателей и государственной службы занятости населения появились новые точки соприкосновения, направленные на решение этой проблемы. Речь идет о нормах Закона о занятости по поощрению работодателей создавать новые рабочие места.

Требования и условия для льготников

Принимая Закон о занятости, парламентарии опирались на опыт европейских стран. В частности, на определенные экономические рычаги, которые используют европейцы для стимулирования работодателей к созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест. Ведь сегодня подавляющее большинство вакансий предполагает чрезвычайно низкий официальный уровень заработка.

Одним из таких стимулов является компенсация работодателям 50 % ЕСВ, начисленного в течение года на каждое трудоустроенное лицо (ч. 3 ст. 24 Закона о занятости). Однако работодатель может воспользоваться этой возможностью только при условии, если в течение 12 месяцев он добросовестно будет выполнять три обязательных требования:

1) создаст новые рабочие места;

2) трудоустроит на них новых работников;

3) ежемесячно каждому из новичков начислять зарплату в размере не менее трех минимальных, который будет действовать в таком месяце.

И только после этого в течение следующих 12 месяцев ему начнут выплачивать компенсацию.

То есть фактически новым работникам придется выплачивать зарплату в размере не менее трех минимальных в течение двух лет. Ведь в случае нарушения указанных требований права на льготу утрачиваются. Кроме того, лишаются такого права и те работодатели, которые сократят штат или уменьшат фонд оплаты труда.

Закон, с одной стороны, обязывает, а с другой, поощряет работодателей брать на работу граждан, которые не могут конкурировать на рынке труда. В соответствии со ст. 14 Закона о занятости для трудоустройства таких граждан предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год. А ст. 26 Закона о занятости предусмотрена возможность для них получить на один год 100 % компенсации по уплате ЕСВ в случае трудоустройства на новые рабочие места:

  • молодежи (на первое рабочее место);
  • лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет;
  • инвалидов;
  • одиноких родителей, воспитывающих ребенка до 14 лет и/или ребенка-инвалида;
  • одиноких родителей, содержащих инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);
  • одного из родителей ребенка до 6 лет;
  • других уязвимых на рынке труда категорий граждан.

Чтобы получить право вообще не уплачивать ЕСВ за работника, нужно выполнить следующие условия:

1) не быть банкротом и не быть под следствием в результате возбуждения дела о банкротстве;

2) не иметь задолженности по уплате ЕСВ;

3) создать новые рабочие места;

4) трудоустроить безработного по направлению центра занятости;

5) заключить трудовой договор (минимум на два года) с новым работником, который относится к категории лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

При таких условиях работодателю в течение 12 месяцев будет компенсирован ЕСВ, уплаченный за такого работника. Если он будет уволен по инициативе работодателя или по соглашению сторон до истечения двухлетнего срока с момента трудоустройства, сумму компенсированного ЕСВ придется вернуть.

Кстати, аналогичная льгота предусмотрена и для субъектов малого предпринимательства (ст. 27 Закона о занятости), но со следующими особенностями:

  • для трудоустройства льготников по направлению центра занятости необходимо создавать на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности;
  • для получения компенсации можно трудоустраивать любые категории льготников.

Порядок компенсации работодателям расходов в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и Перечень приоритетных видов экономической деятельности для создания новых рабочих мест субъектами малого предпринимательства утверждены постановлением КМУ от 15.04.2013 № 347.

Принцип единого окна

Как отмечалось выше, субъектам малого предпринимательства, которые создают новые рабочие места и трудоустраивают на них безработных минимум на два года, ст. 27 Закона о занятости также предоставлены определенные преференции. Однако эти преференции касаются только приоритетных видов экономической деятельности.

В частности, в течение первого года с момента трудоустройства безработного они ежемесячно получают компенсацию в размере ЕСВ за каждого трудоустроенного. Но если работник будет уволен раньше чем через два года, полученные денежные средства придется вернуть.

Компенсация выплачивается за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее — ФСС на случай безработицы). А в случае трудоустройства инвалида — за счет Фонда социальной защиты инвалидов.

Что касается предоставления помощи в случае открытия бизнеса, то позиция государства в этом вопросе сейчас более активна. Если до 1 января 2013 года (дата вступления в силу Закона о занятости) консультации по организации бизнеса предоставлялись только безработным, зарегистрированным в службе занятости, то после этой даты получить профессиональную консультацию по вопросам ведения бизнеса могут все желающие по принципу единого окна. Именно это способствовало легализации гражданами статуса самозанятого лица.

За счет средств госбюджета

Закон о занятости предусматривает привлечение безработных к выполнению работ при реализации проектов, финансируемых за счет государственного бюджета. В определенной степени такой механизм был апробирован при подготовке к Евро-2012. Тогда благодаря сотрудничеству государственной службы занятости с работодателями, привлеченными к проекту, были трудоустроены почти 6,5 тыс. безработных, а 2,5 тыс. — приняли участие в общественных работах.

Благодаря этим законодательным нормам государственная служба занятости заключает с работодателями соглашения о трудоустройстве безработных в рамках реализации подобных проектов. Однако предложенные в таких случаях вакансии обычно предусматривают низкие заработки и рассчитаны в основном на неприхотливых и молодых претендентов.

Тем, кому за 45...

Граждане в возрасте от 45 лет, имеющие страховой стаж не менее 15 лет, могут обучиться новой профессии или приобрести новую специальность, получив право на разовое получение ваучера для оплаты такого обучения.

Стоимость ваучера устанавливается в размере стоимости обучения, но не более 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Оплачивается такое обучение за счет средств ФСС на случай безработицы.

Работодатель может заключить с работником, который не состоит с ним в трудовых отношениях, но желает воспользоваться такой возможностью, договор о направлении на обучение и оплатить его. Впоследствии сумму оплаты ему компенсирует ФСС на случай безработицы. А работник, в свою очередь, обязуется отработать на предприятии определенный контрактом срок (но не более трех лет).

Работодатель имеет право влиять на профессиональное обучение безработных, которое будет осуществляться государственной службой занятости по заказу работодателя под конкретное рабочее место или в целях открытия собственного дела. Работодатель, который заказал обучение и обязался трудоустроить безработных, определяет направление и содержание обучения и играет ключевую роль в определении квалификации выпускника (бакалавр, специалист, магистр) и типа учебного заведения (университет, академия, институт, техникум, колледж, профтехучилище и пр.).

Интегрированные профессии

Традиции обучения интегрированным профессиям, которые хорошо развиты в зарубежных странах, — еще одна новация украинского законодательства. Ведь многие граждане до сих пор имеют только одну профессию, что существенно уменьшает их конкурентоспособность на рынке труда.

По сравнению с Германией, где таких профессий насчитывается более 300, в Украине их немного — всего 62 позиции. Не случайно на отечественном рынке труда потребность в специалистах широкого профиля в 4–5 раз превышает спрос на обычные профессии. Планируется, что интегрированные профессии будут включать в учебные планы профессионально-технических учебных заведений.

Кадры решают... не все

Законом о занятости урегулирована деятельность частных кадровых агентств. Теперь услуги таких агентств вправе оплачивать только работодатель. Взимать с граждан плату за посредничество в трудоустройстве рекрутинговым компаниям запрещено.

Кроме того, посредническая деятельность по поиску работы за рубежом подлежит лицензированию. А работодатели, которые нанимают работников для последующего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя на условиях трудовых договоров, могут заниматься такой деятельностью только на основании разрешения, выданного Государственной службой занятости. Причем соответствующие фискальные нормы Закона о занятости прописаны таким образом, чтобы охватить обеспечение персонала в форме как аутсорсинга (передача субъектом хозяйствования части производственных задач или процессов другим субъектам хозяйствования), так и аутстаффинга (выведение персонала за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера). Согласно ст. 53 Закона о занятости за наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без получения соответствующего разрешения взимается штраф в 20-кратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Ответственность работодателей

В заключение рассмотрим некоторые новые штрафы за нарушение работодателями требований Закона о занятости. Кстати, все штрафы, применение которых предусмотрено ст. 53 Закона о занятости, являются финансовыми санкциями. К административно-хозяйственным санкциям (предусмотрены гл. 27 ХК) они не имеют никакого отношения.

За нарушение квоты трудоустройства определенных лиц уплачивается штраф в 2-кратном размере минимальной зарплаты, действующем на момент установления нарушения.

В случае трудоустройства иностранца или лица без гражданства без соответствующего разрешения работодатель вынужден будет уплатить штраф в 20-кратном размере минимальной зарплаты, который будет действовать на момент установления нарушения. Однако есть исключения: если разрешение получено по инициативе работодателя, но работник трудоустроен не на тех условиях, которые предусматривались в разрешении, или не к тому работодателю, который оформил такое разрешение, штраф будет уменьшен наполовину. Кстати, штраф взимается за каждое лицо, трудоустроенное с нарушением.

На работодателей, которые не предоставили информацию, предусмотренную абзацем третьим п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона о занятости, или нарушили порядок ее предоставления, также налагается штраф. Речь идет о данных, которые касаются запланированного массового высвобождения работников. Напомним, их нужно представлять за два месяца до этого печального события. Штраф за такое нарушение равен четырем размерам минимальной зарплаты, которая будет действовать на момент установления нарушения.

Насколько эффективным оказался механизм, задействованный государством для улучшения ситуации на рынке труда, и почувствовали ли эффект от него уязвимые категории граждан? Эти вопросы пока остаются дискуссионными. Ведь по данным Госкомстата, ситуация с безработицей в Украине фактически не изменилась. Уровень зарегистрированной безработицы как был в декабре 2012 года на уровне 1,8 % от общего количества населения трудоспособного возраста, так и остался на этой отметке в декабре 2013 года. Кроме того, до сих пор многие граждане являются безработными частично.

Сейчас государственная политика в сфере занятости населения развивается по трем основным направлениям:

1) содействие трудоустройству молодежи и граждан старше 45 лет;

2) налоговые преференции для работодателей;

3) защита прав категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Чтобы получить право вообще не уплачивать ЕСВ за работника, работодатель должен выполнить шесть условий:

1) не иметь задолженности по уплате ЕСВ;

2) не быть банкротом и не быть под следствием в результате возбуждения дела о банкротстве;

3) создать новое рабочее место;

4) трудоустроить на него работника по направлению центра занятости;

5) новый работник должен относиться к категории лиц, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству;

6) заключить с таким работником трудовой договор минимум на два года.

Только после этого работодателю в течение 12 месяцев компенсируют ЕСВ, уплаченный за трудоустроенное лицо. Если по инициативе работодателя или по соглашению сторон такое лицо будет уволено до истечения двух лет с момента трудоустройства, сумму компенсированного ЕСВ придется вернуть.


Нормативная база

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV.

Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI.


Дата подготовки
13.05.2014