Эксплуатация автомобиля в зимних условиях

Из этой статьи вы узнаете: как рассчитать расход топлива зимой и оформить замену шин.

Что нужно сделать на практике: оформить приказ по предприятию о замене шин, выбрать оптимальные коэффициенты для расчета зимних норм списания ГСМ и установить порядок их применения в приказе, отразить в учете замену шин.

Учитываем расход топлива

Действующим законодательством установлено количественное нормирование расхода ГСМ, то есть допустимая мера его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобиля.

Какие нормы брать для расчета?

Для расчета нормативных затрат ГСМ применяют базовые линейные нормы, установленные в зависимости от модели (модификации) автомобиля. Они приведены в приложениях А и Б к Нормам расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Нормы № 43).

Базовые нормы ГСМ рассчитаны исходя из затрат топлива на 100 км пробега, 100 т•км перевозки грузов, 1 т снаряженной массы и т. д. Применение базовых норм дает возможность предприятию рассчитать нормативный расход ГСМ на фактический про­бег за отчетный период, на выполненную транспортную работу при движении автомобиля или во время его стоянки (спецавтомобили) и т. п.

Непосредственный расчет нормативных расходов топлива для разных типов автомобилей (как отечественных, так и импортных) производят по формулам из разд. 4 Норм № 43.

Когда начинать применять «зимние нормы»?

В холодное время года фактический расход ГСМ увеличивается. Это обстоятельство учитывается при расчете норм расхода ГСМ, а именно: базовые нормы увеличиваются на поправочные коэффициенты, которые установлены в виде процентов повышения исходно­го значения нормы.

Так, нормы расходов топлива повышаются при работе автотранспорта в холодное время года в зависимости от фактической температуры воздуха (пп. 3.1.1.1 Норм № 43):

  • от 0 °С до –5 °С включительно – до 2 %;
  • ниже –5 °С и до –10 °С включительно – до 4 %;
  • ниже –10 °С и до –15 °С включительно – до б %;
  • ниже –15 °С и до –20 °С включительно – до 8 %;
  • ниже –20 °С и до –25 °С включительно – до 10 %;
  • ниже –25 °С – до 12 %.

Кроме того, дополнительно могут применяться и другие зимние надбавки. Например, надбавка на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние, длина которого менее 2 км (после предыдущего перерыва с выключенным двигателем длительностью не меньше часа). Размер такой надбавки так же зависит от фактической температуры воздуха (см. пп. 3.1.1.2 Норм № 43).

Предприятие может установить разные варианты формирования и применения зимних надбавок:

  • в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона;
  • в фиксированном размере на любой период – при условии, что разница между фактической средней температурой воздуха окружающей среды во время эксплуатации техники в этот период и минимальной температурой для выбранного значения надбавки не превышает 5° C.

Выбранный вариант необходимо утвердить приказом по предприятию.

Как документально подтвердить значение средней температуры?

Значение фактической средней температуре (для отчетного периода эксплуатации) предприятие может подтвердить:

  • либо данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы или других достоверных официальных источников,
  • либо результатами собственных измерений, которые необходимо задокументировать.

При выборе первого способа рекомендуем делать распечатки данных о фактической температуре с сайта www. meteo.gov.ua. При выборе второго способа необходимо приказом по предприятию назначить лицо, ответственное за измерение температуры и за ведение журнала температуры, и приобрести поверенный термометр. Также замеры температуры могут основываться на показаниях бортовых компьютеров автотранспорта (если они есть).

Как документально подтвердить фактический расход ГСМ?

Фактический расход ГСМ подтверждается соответствующими первичными документами – это могут быть путевые листы произвольной формы или другие документы, которые предприятия разработали для себя с учетом требований к первичным документам.

Обратите внимание: такие документы являются также основанием для применения надбавок, предусмотренных пп. 3.1.1.2 Норм № 43. Поэтому условия эксплуатации, которые предусматривают перед началом движения перерыв с выключенным двигателем длительностью не меньше одного часа, должны быть зафиксированы в этих документах.

Как действовать при отклонении фактического расхода ГСМ от нормативного?

При списании ГСМ в бухгалтерском учете и отражении расходов на ГСМ в налоговом учете предприятия сравнивают нормативный и фактический расход топлива, при этом:

· если фактический расход не превышает нор­му – в состав расходов включается вся стоимость фактически израсходованного топлива. При этом стоимость ГСМ, включаемая в состав себестоимости готовой продукции (товаров, выполненных работ или оказанных услуг), признается налоговыми расходами того отчетного перио­да, в котором отражается доход от реализа­ции такой продукции (товаров, работ, услуг) (п. 138.4 Налогового кодекса, далее – НК). Стоимость ГСМ, включенная в состав прочих расходов предприятия (административных, сбыто­вых), признаются расходами того отчетного периода, в котором они были понесены (п. 138.5 НК);

· если же превышает – суммы превышения при­знаются сверхнормативным расходом и в состав налоговых расходов отчетного периода не включаются. Это объясняется тем, что сверхнормативный расход топлива считается не связанным с ведением хозяйственной деятельности предприятия (пп. 139.1.1 НК). Кроме того, на сумму сверхнормативно израсходованного топлива плательщикам НДС нужно начислить налоговые обязательства по НДС (для корректировки отраженного ранее налогового кредита). База налогообложения определяется исходя из стоимости приобретения перерасходованных ГСМ (п. 189.1, 198.5 НК).

Пример 1

В хозяйственной деятельности предприятие использует автомобиль Nissan Maxima. По данным путевых листов установлено, что автомобиль осуще­ствил пробег 380 км в черте города Донецка. Автомобиль эксплуатировался в зимнее время при температуре –12 °С (по данным Укргидрометцентра). С учетом средней температуры зимние надбавки составляют: 6 % – надбавка, предусмотренная пп. 3.1.1.1 Норм № 43; 6 % – надбавка на пробег первых 2 км, предусмотренная пп. 3.1.1.2 Норм № 43. За работу в условиях города Донецка применяется надбавка 15 % (пп. 3.1.4 Норм № 43). Базовая линейная норма расхода ГСМ – 10,6 л/100 км (из таблицы А.2 приложения А к Нормам № 43). Фактический расход бензина – 50 л.

Нормативный расход топлива рассчитаем по формуле из п. 4.1 Норм № 43:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K),

где Qн – нормативный расход топлива (л, м3);

Hs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S – пробег автомобиля, км;

K – суммарный корректировочный коэффициент, %.

С учетом числовых данных нормативный расход топлива составит:

0,01 x 10,6 л x 380 км x (1 + 0,01 x (6 + 6 + 15)) = 51,15 л.

Как видим, фактический расход бензина не превышает нормативного.

Сезонная замена шин

Как оформить замену шин?

Выдачу зимних шин со склада и возврат летних шин на склад оформляют Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193. Также информацию о демонтаже и сдаче шины на склад или выдаче ее со склада отражают в карточке учета шины (ведут ее по форме приложения 5 к Эксплуатационным нормам, утвержденным приказом Минтранса от 20.05.06 г. № 488, далее – Нормы № 488).

Дальнейшая судьба летних шин зависит от степени их изношенности. Пригодные для дальнейшей эксплуатации дожидаются следующего сезона, а непригодные к эксплуатации списываются.

Как отразить в бухучете?

Замена шин отражается в бухучете в зависимости от того, каким образом организован учет шин на предприятии, а именно:

  • шины, переданные в эксплуатацию, числятся на суб­счете 207. В расходы их стоимость попадет в момент исключения из состава активов, то есть при списании. Для учета шин к субсчету 207 открывают субсчета следующих порядков, например: 2071 «Шины летние в эксплуатации», 2072 «Шины летние на хранении», 2073 «Шины зимние в эксплуатации», 2074 «Шины зимние на хранении» и др. Тогда при возврате летних шин на склад делают запись Дт 2072 – Кт 2071 и при выдаче зимних Дт 2073 – Кт 2074;
  • стоимость шин списывается сразу на расходы при их передаче в эксплуатацию. То есть в момент установки зимней (летней) шины на автомобиль ее стоимость списывается на расходы в зависимости от характера использования автомобиля (Дт 23, 91–94 – Кт 207). После этого учет шин, в том числе и при сезонной замене, ведется только в количественном выражении по материально ответственным лицам.

Если при установке зимних шин предприятие несет дополнительные расходы, например на их балансировку и т. д., такие расходы включаются в расходы текущего периода как расходы на эксплуатацию транспортного средства.

Как мы уже сказали, летние шины могут не только возвращаться на склад, но и списываться. При этом возможно несколько вариантов:

· шины выработали свой ресурс (или не выработали, но к эксплуатации не пригодны в связи с дефектом и восстановлению не подлежат) активом не признаются (п. 2.13 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2). Если их стоимость не была включена в расходы при вводе в эксплуатацию, то в момент списания шин необходимо сделать проводку (Дт 23, 91–94 – Кт 207). Напомним, что эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин приведены в приложениях 1 и 2 к Нормам № 488;

· шины продаются (независимо от степени изношенности). В этом случае их сначала приходуют по чис­той стоимости реализации проводкой Дт 207 – Кт 719 (п. 2.13 вышеупомянутых Методрекомендаций).

Пример 2

Предприятие приобрело комплект зимних шин стоимостью 3 840 грн. (без НДС – 3 200 грн.; НДС 20 % – 640 грн.) для автомобиля, который используется для сбыта продукции. Замена шин произведена собственными силами предприятия. Две летние шины (первоначальной стоимостью 600 грн.) возвращены на склад для дальнейшей эксплуатации, а две списаны: одна как выработавшая свой ресурс, вторая досрочно, ввиду неустранимого дефекта. Нормативный пробег для данной категории шин определен на уровне 80 000 км, фактический пробег – 60 000 км.

Учет операций по замене шин

(грн.)

п/п

Содержание операции

Первичные документы

Вариант 1

Вариант 2

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Рас­ходы

Дт

Кт

Сумма

Доход

Рас­ходы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Оприходован комплект зимних шин

Накладная

2074

631

3 200

207

631

3 200

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

640

641

631

640

3

Перечислена поставщику оплата за шины

Выписка банка

631

311

3 840

631

311

3 840

4

Выданы со склада и установлены на автомобиль зимние шины

Накладная-требование,
карточка учета шин

2073

2074

3 200

93

207

3 200

3 200

5

Возвращены на склад летние шины

2072

2071

1 200

6

Списана шина, выработавшая нормативный ресурс

Бухгал­терская справка

93

2071

600

600

–*

7

Списана шина, не выработавшая свой ресурс

93

2071

600

450**

–***

* Стоимость новой шины, приобретенной взамен шины, выработавшей свой ресурс, будет отражена в расходах предприятия при передаче ее в эксплуатацию.

** В налоговые расходы попадет часть стоимости списанной шины, равная ее отработанной стоимости: 60 000 км :: 80 000 х 100 = 75 %. В денежном выражении это 450 грн. (600 грн. х 75 %). Оставшаяся часть стоимости шины попадет в налоговые расходы в составе ремонтных расходов с учетом 10 % ремонтного лимита.

*** Стоимость новой шины, приобретенной взамен шины, не выработавшей свой ресурс, должна отражаться в расходах предприятия как ремонтные расходы.

ВЫВОДЫ

Предприятиям, которые используют автотранспорт в своей деятельности в холодную пору года, необходимо:

  • издать приказ о применении поправочных коэффициентов, в котором утвердить порядок их применения и назначить ответственного за фиксирование температуры окружающей среды (если замеры проводятся предприятием самостоятельно),
  • в учете отразить замену шин в зависимости от варианта организации учета (см. наши рекомендации).