Перспективное законодательство в сфере бухгалтерского учета и валютного регулирования

С 1 января 2018 года Закон от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) был обновлен «под законодательство ЕС». Кроме того, совершенствуется и валютное законодательство.

Сегодня мы расскажем, какие проекты нормативных актов в сфере бухгалтерского учета и отчетности уже разработаны. Чтобы вы заранее понимали, как грядущие изменения могут отразиться на деятельности вашего предприятия, а также на процедурах ведения учета и составления отчетности.

Так, Минфин подготовил следующие документы:

Рассмотрим подробно каждый из этих проектов.

Проект изменений к НП(С)БУ 1

Основная часть изменений связана с тем, чтобы привести термины и некоторые нормы стандарта в соответствие с изменениями, внесенными в Закон № 996 с 01.01.18 г.

Так, подкорректированы определения терминов «доходы, «расходы», «собственный капитал», «консолидированная финансовая отчетность», «НП(С)БУ», «финансовая отчетность», «учетная политика» и некоторые другие. Добавлено определение понятия «чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)».

Важный нюанс! Согласно проекту изменений, в определении термина «финансовая отчетность» не будет упоминания о движении денежных средств (так же, как и в Законе № 996). Финансовая отчетность - это отчетность, которая содержит информацию о финан­совом состоянии и результатах деятельности. В то же время согласно п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 1 комплект финотчетности включает в себя отчет о движении денежных средств. Считаем, что определение термина просто унифицировано, а под словами «результаты деятель­ности» подразумеваются в том числе и результаты деятельности на кассовой основе.

В п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1, которым предусмотрен сокращенный пакет финотчетности в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах для некоторых субъектов, слова «субъектов малого предпринимательства» заменены на «микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ».

Это связано с новой классификацией предприятий, введенной с 01.01.18 г. изменениями в Законе № 996. Однако этого недостаточно – аналогичные изменения должны быть внесены и в П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», так как формально его нормы в данный момент распространяются на субъектов малого предпринимательства, а не на микропредприятия и малые предприятия. Кроме того, непредпринимательские общества вообще остаются вне зоны действия П(С)БУ 25.

Проектом также предусмотрено раскрывать в примечаниях к финотчетности информацию о фактическом конечном материнском предприятии группы. Однако в проекте не поясняется, что следует понимать под указанным термином. Мы считаем, что нужно дать его определение.

Проект изменений к НП(С)БУ 2

Основная часть изменений, как и в НП(С)БУ 1, связана с приведением норм НП(С)БУ 2 в соответствие с изменениями, внесенными в Закон № 996 с 01.01.18 г.

Согласно проекту, нормы НП(С)БУ 2 должны применяться группой юридических лиц (далее — группа предприятий), которая состоит из предприятия, которое контролирует другие предприятия (материнское (холдинговое) предприятие), и дочерних предприятий (кроме группы предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финотчетность по МСФО, или группы предприятий, которая контролирует другие предприятия (материнское (холдинговое) предприятие), в которой материнское (холдинговое) предприятие составляет финотчетность по МСФО).

Новая редакция всего лишь уточняет, что материнское (холдинговое) предприятие – это предприятие, которое контролирует другие предприятия.

Напомним! Согласно Закону № 996, консолидированная отчетность - это финотчет­ность предприятия, которое осуществляет контроль, и предприятий, которые им контро­лиру­ются, как единой экономической единицы.

Как видим, смещается акцент с термина «дочернее предприятие» на «предприятие, которое контролируется».

Также проектом предусмотрено, что объединение предприятий, кроме собственной отчетности, составляет консолидированную финотчетность в отношении предприятий, которые входят в его состав, если это предусмот­рено уставными документами объединений предприятий.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся субъекты госсектора экономики, и органы, которые осуществляют управление имуществом субъектов коммунального сектора экономики, применяют нормы НП(С)БУ 2 для составления отдельной консолидированной финотчетности в отношении таких предприятий.

Мы считаем, авторам проекта необходимо дать определение, что означает термин «отдельная консолидированная отчетность».

Продублирована норма Закона № 996, согласно которой предприятия, контролирующие другие предприятия (кроме общественно значимых предприятий), могут не подавать консолидированную финотчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финотчетности не превышают двух из трех таких критериев:

  • балансовая стоимость активов – до 4 млн евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) –до 8 млн евро;
  • среднее количество работников – до 50 человек.

Проект изменений к Порядку подачи финансовой отчетности

В этом проекте большая часть изменений также обусловлена изменениями, внесенными в Закон № 996 с 01.01.18 г.

Годовая финотчетность и годовая консолидированная финотчетность, отчет об управлении, консолидированный отчет об управлении, отчет о платежах в пользу государства, консолидированный отчет о платежах в пользу государства, составление которых предусмотрено законодательством, должны быть обнародованы вместе с аудиторским отчетом на веб-странице предприятия (в полном объеме) и другим способом в случаях, предусмотренных законодательством, в формате, который исключает возможность внесения изменений в финансовую отчетность другими пользователями.

Имейте в виду! Требование по обнародованию касается не всех предприятий, а только тех, о ком сказано в ст. 14 Закона № 996.

Аудиторский отчет должен быть подготовлен только в отношении финотчетности (отчет об управлении и отчет о платежах в пользу государства не относятся к финотчетности). Законом № 996 не предусмотрено обнародование аудиторского отчета в отношении отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства.

Дополнения к Порядку подачи финотчетности:

  • датой подачи финотчетности в едином электронном формате считается дата получения электронного уведомления о получении центром сбора финансовой отчетности такой финотчетности;
  • датой подачи финотчетности в электронном формате для распорядителей бюджетных средств и фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования считается дата получения уведомления от Казначейства.

По тексту термин «сводная финансовая отчетность» заменен на «консолидированная финансовая отчетность».

Появились два дополнительных основания для обязательного проведения инвентаризации, а именно:

  • в случае отчуждения имущества, которое передано казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, а также Национальной и отраслевым академиям наук в бессрочное бесплатное пользование;
  • в случае перехода на составление финотчетности по МСФО (на дату такого перехода) (это также предусмотрено Положением про инвентаризацию активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879).

Исключается из Порядка подачи финотчетности справка о согласии на предоставление данных из финотчетности предприятия органам государственной власти (приложение 1).

Отчет об управлении

По последней информации, форма отчета об управлении (далее – отчет) и методические рекомендации по его составлению будут утверждены разными приказами (причем только первый из них будет зарегистрирован в Минюсте).

Проект формы отчета представляет собой лишь перечень из 11 разделов: организационная структура и описание деятельности предприятия, результаты деятельности, ликвидность и обязательства, окружающая среда, кадровая политика, риски, исследования и инновации, финансовые инвестиции, существенные события после даты баланса, перспективы развития и корпоративное управление.

Примите к сведению! Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает форму отчета, исходя из содержания разделов отчета.

Отчет будет подаваться один раз в год вместе с финотчетностью. Отчетный период – календарный год (с 1 января по 31 декабря).

Отчет подлежит обнародованию (см. выше изменения к Порядку подачи финотчетности).

Проект методических рекомендаций содержит некоторые нормы из Закона № 996: определение отчета об управлении, необходимость подачи консолидированного отчета об управлении (если подается консолидированная финансовая отчетность), освобождение от подачи (малые и микропредприятия полностью освобождены, средние предприятия могут не приводить в отчете нефинансовую информацию).

Проект не распространяется на банки и бюджетные учреждения. Для банков соответствующий документ должен разработать НБУ.

Целью составления отчета является раскрытие информации об экономических, экологических и социальных последствиях деятельности предприятия.

Отчет должен содержать финансовую и в случае необходимости – нефинансовую информацию, в том числе информацию экологического и социального характера.

Отчет раскрывает дополнительную информацию, не включенную в финансовую отчетность, в том числе анализ результатов деятельности, существенные изменения на протяжении периода, динамику развития, описание основных рисков и вероятные перспективы дальнейшего развития.

Дублирование! Сразу отметим, что разделы «Риски», «Финансовые инвестиции» и «Существенные события после даты баланса» по большей части дублируют инфор­мацию, которая раскрывается в примечаниях к финансовой отчетности. Считаем, что в таком дублировании нет никакой необходимости.

Кроме того, какие изменения на протяжении периода считать существенными? Проект методических рекомендаций не дает ответа.

Информация в отчете раскрывается с помощью финансовых и нефинансовых показателей. При этом в проекте методических рекомендаций не приведено их определений и примеров.

В отчете также необходимо будет указать источники финансовых и нефинансовых показателей (первичные документы, регистры учета, отчетность и т. д.). Здесь также нужны комментарии с примерами.

Проект методических рекомендаций приводит общее описание каждого раздела отчета об управлении, дает ориентировочный перечень показателей, не указывая, какие из них должны быть приведены в обязательном порядке. Есть также вопросы относительно заполнения некоторых разделов консолидированного отчета об управлении (например, корпоративное управление).

Вывод. Учитывая отсутствие единой формы отчета и четких обязательных тре­бований к раскрываемой информации, можно сказать, что документ носит достаточно либе­раль­ный характер.

Отчет о платежах в пользу государства

Аналогично отчету об управлении ожидается, что форма отчета о платежах в пользу государства (далее – отчет) и методические рекомендации по его составлению будут утверждены разными приказами (причем только первый из них будет зарегистрирован в Минюсте).

Отчет будет подаваться один раз в год вместе с финотчетностью. Отчетный период – календарный год (с 1 января по 31 декабря).

В случае подачи консолидированной финотчетности подается консолидированный отчет о платежах в пользу государства. Кстати, данное требование отсутствует в Законе № 996 (в отличие от требования, касающегося отчета об управлении).

Отчет подлежит обнародованию (см. выше изменения в Порядок подачи финотчетности).

Напоминаем! Отчет о платежах в пользу государства – это документ, содержащий детализированную информацию о налогах, сборах и других платежах предприятий, под­лежащих уплате в пользу государства согласно закону. Подается предприятиями, которые осуществляют добычу полезных ископаемых общегосударственного значения (см. подробнее ниже) или заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес.

Речь идет о предприятиях, которые занимаются геологическим изучением, в том числе опытно-промышленной разработкой месторождений полезных ископаемых обще­госу­дарст­венного значения и/или добычей полезных ископаемых общегосударственного значения и/или выполнением работ, предусмотренных соглашением о разделе продукции в отно­шении полезных ископаемых общегосударственного значения, и/или транспорти­ровкой трубо­проводами (в т. ч. для транзита) углеводородов и химических продуктов.

Приведены виды деятельности согласно КВЭД ДК 009:2010, при осуществлении которых общественно значимые предприятия должны подавать отчет:

  • добыча полезных ископаемых общегосударственного значения – секция В разделы 05-08 КВЭД ДК 009:2010;
  • заготовка древесины – секция А раздел 02, класс 02.20 КВЭД ДК 009:2010.

На заметку! Минфин и Госстат в совместном письме от 14.03.18 г. № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18 уже разъяснили, к каким предприятиям, добывающим полезные ископаемые, относится требование Закона относительно обязательного применения МСФО. Для этого в письме были приведены коды деятельности по добыче полезных ископаемых согласно КВЭД-2010. Обратите внимание: такого вида деятельности, как добыча воды, там нет. Таким образом, Минфин и Госстат фактически подтвердили, что предприятия, осуществляющие забор (добычу) воды из скважин, могут применять МСФО добровольно (они обязаны применять МСФО только в том случае, если подпадают под другие критерии, предусмотренные законом). Аналогичный вывод относится и к обязанности подачи отчета о платежах в пользу государства.

Проект отчета состоит из трех разделов:

  • Объект недроиспользования/использования лесных ресурсов. В разделе приводится развернутая справочная информация о каждом участке недр/лесном участке (полезные ископаемые, вид использования, местонахождение, регистрационные документы и т. д.).
  • Объем добычи/заготовления и реализации продукции. В разрезе каждого ископаемого указывается фактическая добыча/заготовление, выпуск и реализация продукции. При этом из текста проекта методических рекомендаций не совсем понятно, чем отличается фактическая добыча/заготовление от выпуска.
  • Платежи в пользу государства. В разрезе каждого объекта недроиспользования/использования лесных ресурсов приводится информация о платежах в пользу государства. По заполнению показателей данного раздела есть ряд вопросов. Так, в перечне показателей этих платежей приведены роялти, дивиденды, специальные платежи (бонусы), сборы и прочие платежи, выплаты на улучшение инфраструктуры. Тут не помешали бы пояснения.

В проекте методических рекомендаций предусмотрено, что при составлении отчета предприятия могут сами определять платежи, по которым раскрывается информация. А именно: они могут не приводить информацию, если это единовременный платеж или последовательность связанных платежей – на сумму менее 100 000 евро в течение отчетного периода.

Это призвано облегчить составление отчета, однако для корректного применения положение желательно подкрепить примером.

Изменения к Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете

Здесь изменения также обусловлены новой редакцией Закона № 996 с 01.01.18 г. и носят чисто технический характер.

В частности, добавлено следующее положение: «Несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции при условии, что они не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. д.»

Принятие Закона о валюте и валютных операциях

Верховная Рада 21.06.18 г. приняла закон «О валюте и валютных операциях» (законопроект № 8152).

Закон призван внедрить новую либеральную концепцию валютного регулирования. Вводится принцип «разрешено все, что не запрещено».

Кроме того, украинское законодательство, которое регулирует валютные операции, – сложное и запутанное. Поэтому давно назрела необходимость свести нормы в одном законе.

Фактически текст закона не содержит большую часть валютных ограничений, действующих сегодня.

Среди основных изменений можно выделить следующее:

1. «Безвиз» для капитала. Свобода для бизнеса и населения самостоятельно принимать решение о проведении валютных операций без ограничений или необходимости получать разрешение НБУ.

2. Валютное инвестирование. Для инвестиций за границу не нужна будет индивидуальная лицензия НБУ.

3. Законом не устанавливается максимальный срок для расчетов по операциям экспорта и импорта.

4. Закон не обязывает экспортеров продавать валютную выручку, а также не содержит контракт в числе документов, являющихся основанием для покупки валюты.

5. Не нужно будет регистрировать в НБУ «зарубежные» кредиты.

6. Исключена ст. 37 Закона от 16.04.91 г. № 959-ХII «О внешнеэкономической деятельности», которая содержит драконовские санкции за нарушения валютного законодательства вплоть до приостановки ВЭД-деятельности.

Однако в то же время НБУ наделен практически неограниченными полномочиями на свое усмотрение вводить новые или продлевать старые запреты на любые трансграничные или валютообменные операции. Но в любом случае закон снизит административное давление на бизнес и банки, а также обеспечит более благоприятные условия для иностранных инвесторов.

Также действие закона позволит Украине обеспечить свободное движение капитала, тем самым выполнив обязательство, которое она взяла на себя по Соглашению об ассоциации с ЕС.

Резюме

Изменения, разработанные Минфином, связаны с необходимостью привести нормативно-правовые акты в сфере бухучета и отчетности в соответствие с новой редакцией Закона о бухучете, действующей с 01.01.18 г.

Часть изменений устраняет противоречия, при этом некоторые носят дополняющий характер и заслуживают внимания, например:

  • названы разделы отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства и даны рекомендации по их заполнению;

  • указаны сроки подачи и порядок обнародования отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства;

  • отчет об управлении не имеет утвержденной формы, поэтому предприятия будут ее разрабатывать самостоятельно;

  • проект методических рекомендаций по составлению отчета об управлении содержит общие рекомендации, не называет показатели, которые в обязательном порядке подлежат раскрытию, не устанавливает критерии существенности, отнесения показателей к финансовым и нефинансовым и т. д.;

  • в отчете о платежах в пользу государства приводится информация об объектах недроиспользования/использования лесных ресурсов, объемах добычи, выпуска и реализации по каждому ископаемому, а также платежах в пользу государства в разрезе объектов;

  • уточнено, что является датой подачи финотчетности в едином электронном формате;

  • появились дополнительные основания для обязательного проведения инвентаризации.

Закон «О валюте и валютных операциях» внедряет либеральную концепцию валютного регулирования. Вводится принцип «разрешено все, что не запрещено». Все нормы будут сведены в одном законе. Сняты многие действующие ограничения. В то же время НБУ имеет полномочия временно вводить новые запреты в зависимости от сложившейся экономической ситуации.