Какая ответственность предусмотрена за нарушение ограничения по расчетам наличными?


Предприятие в 2017 году несколько раз нарушило ограничение, установленное для расчетов наличными деньгами. Сейчас мы ожидаем проверку от органа ГФС, поэтому хотим узнать, какая ответственность может быть применена к предприятию или к его должностным лицам за это нарушение. И еще очень важный вопрос: предусмотренный законодательством штраф применяется за каждое такое нарушение или же начисляется один штраф за все обнаруженные в ходе проверки нарушения?


В данном случае может быть применен административный штраф, предусмотренный ст. 16315 КУоАП. Однако есть несколько нюансов применения этого штрафа, о которых мы расскажем подробнее.

Сначала напомним, что в настоящее время предельный размер расчетов наличными установлен Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденным постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148, которое вступило в силу с 05.01.18 г. Однако в вопросе речь идет о нарушениях, допущенных в 2017 году. В этот период ограничение по расчетам наличными было установлено постановлением Правления НБУ от 06.06.13 г. № 210. Контролируют соблюдение этого ограничения органы ГФС (пп. 191.1.4, 20.1.10 Налогового кодекса).

За нарушение порядка расчетов, в том числе за превышение предельных сумм расчетов наличными, предусмотрена только административная ответственность согласно ст. 16315 КУоАП. Штрафы по этой статье налагаются на должностных лиц предприятия и физлиц-предпринимателей.

Других видов ответственности за такие нарушения законодательством не предусмотрено (в т. ч. нет и финансовой ответственности для предприятия).

Статьей 16315 КУоАП установлен штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (т. е. от 1 700 до 3 400 грн.). Если же лицо уже было привлечено за такое правонарушение, то в случае повторного нарушения в течение года размер штрафа составит от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн.).

По правилам ст. 38 КУоАП штраф может быть наложен не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения (а при длящихся правонарушениях – с момента обнаружения правонарушения).

Значит, главный вопрос в данном случае: какое это правонарушение – длящееся или разовое?

Жаль, но КУоАП не дает определения этим понятиям. Разъяснение ГФС по этому вопросу можно найти в ОИР (категория 138.03). В частности, там указано, что длящимися являются те правонарушения, которые можно обнаружить только при проверке. Правда, из этого разъяснения нельзя однозначно понять, считает ГФС рассматриваемое нами нарушение длящимся или нет. Но на практике органы ГФС применяют штраф и по истечении двух месяцев со дня совершения такого правонарушения (т. е. считают его длящимся).

Мы считаем, что указанное правонарушение не является длящимся. Ведь длящимся можно назвать правонарушение, которое заключается в непрерывном нарушении установленного порядка. То есть лицо нарушает правила на протяжении длительного времени, вплоть до выявления этого обстоятельства контролирующими органами при проверке.

Как видно в нашем случае, правонарушения носили разовый и единичный характер. Было допущено несколько отдельных нарушений, но это не происходило изо дня в день. И суды в таких случаях нередко становятся на сторону налогоплательщиков, см. например:

  • определение Киевского апелляционного суда от 24.04.17 г., ЕГРСР, рег. № 66192302;
  • постановление Львовского апелляционного административного суда от 29.01.18 г., ЕГРСР, рег. № 72028116.

Таким образом, нельзя в апреле 2018 года наказать предприятие за разовые нарушения, допущенные в 2017 году. Ведь двухмесячный срок с момента совершения нарушений уже прошел. А значит, если по результатам проверки орган ГФС решит оштрафовать должностных лиц предприятия по ст. 16315 КУоАП, то предприятие имеет все основания оспаривать применение такого штрафа, в том числе и в судебном порядке.

Добавим, что составлять протоколы об административных правонарушениях и применять административные штрафы уполномочены органы ГФС (ст. 2342, 255 КУоАП). То есть постановление о применении админштрафа в данном случае выносит орган ГФС. Рассмотрением дел и наложением взысканий занимаются руководители органов ГФС и их заместители.

Протокол об админправонарушении составляется по правилам, установленным Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 02.07.16 г. № 566. Так, п. 2 разд. II этой Инструкции предусматривается, что в случае совершения одним лицом нескольких админправонарушений протоколы составляются отдельно в отношении каждого такого правонарушения. Если лицо совершило несколько админправонарушений, дела по которым одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. Из чего следует, что если административное дело рассматривает один и тот же орган или должностное лицо, то штраф за несколько правонарушений будет один.

Значит, и в нашей ситуации за несколько нарушений одного правила должны применить не несколько штрафов, а всего лишь один – но только в течение двухмесячного срока с момента совершения нарушений. То есть в данном случае органы ГФС, придя с проверкой, опоздают с применением штрафа по ст. 16315 КУоАП.

А штраф в повышенном размере за повторное правонарушение (в размере от 500 до 1 000 НМДГ) могут применить только в том случае, если к этому же должностному лицу менее года назад уже был применен штраф на основании ст. 16315 КУоАП.