Может ли предприниматель заменять своего продавца в магазине?

Предприниматель занимается розничной торговлей. Магазин маленький, там вполне справляется один продавец. Но продавец – наемный работник, согласно нормам КЗоТа у него должны быть выходные дни, ему положен отпуск, а также он может заболеть. Предпринимателю невыгодно нанимать второго продавца, и он решил, что в такие дни будет сам торговать в магазине. Надо ли оформлять документально выполнение предпринимателем функций продавца в собственном магазине?

Нет, не надо. Поясним почему.

КЗоТ регламентирует трудовые отношения между работодателями и наемными работниками. Однако трудовое законодательство не распространяется на деятельность самого предпринимателя, поскольку он не является наемным работником у самого себя и не может заключить трудовой договор сам с собой.

Напомним, что предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) в целях достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 Хозяйственного кодекса, далее – ХК).

Предприниматели вправе заниматься любой деятельностью, которая не запрещена законом (ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 44 ХК). Например, действующее законодательство не ограничивает право предпринимателя самостоятельно реализовывать принадлежащий ему товар. И режим работы предприниматель выбирает самостоятельно: на самого себя он может работать в праздничные дни, без выходных и без отпуска. Поэтому предприниматель вправе выполнять функции продавца в собственном магазине. И для этого ему не нужно издавать отдельные приказ или распоряжение о возложении на себя обязанностей продавца.