МСФО: содержание и необходимость применения

С целью установления единых подходов к формированию финансовой отчетности в мировом экономическом пространстве и для обеспечения возможности выхода отечественных субъектов хозяйствования на мировые рынки капитала в Украине в 2007 году принята для внедрения Стратегия применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО).

В этой консультации рассмотрим, кому и когда необходимо применять МСФО, и сравним основные подходы к применению национальных и международных стандартов.

Структура и классификация международных стандартов

МСФО – это документы, которые приняты Советом по международным стандартам бухгалтерского учета и определяют порядок составления и представления финансовой отчетности.

Международные стандарты классифицируются в зависимости от даты их введения в действие:

  • международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ, англ. IAS – International Accounting Standards);
  • международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, англ. IFRS – International Financial Reporting Standards).

Кроме того, в систему международных стандартов включаются толкования, разработанные Комитетом по толкованию МСФО (КТМСФО, англ. – IFRIC International Financial Reporting Interpretations Committee) или ранее действующим Постоянным комитетом по толкованию (ПКТ, англ. SIC – Standing Interpretations Committee).

Концептуальная основа финотчетности, на базе которой основывается составление и представление финансовых отчетов внешним пользователям, в состав МСФО не включается. Изложенные в ней положения не могут заменять требования каждого отдельного стандарта. Однако на их основе разрабатываются новые и совершенствуются существующие стандарты.

В Украине порядок применения МСФО урегулирован ст. 121 Закона № 996-XIV от 16.07.99 г. (далее – Закон №996) и НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». В соответствии с этими нормативными документами отечественные субъекты хозяйствования применяют для составления финотчетности МСФО, которые официально обнародованы на веб-сайте Минфина (www.msfz.minfin.gov.ua) при условии, что они не противоречат Закону № 996.

Кто составляет финотчетность по МСФО

Согласно ст. 121 Закона № 996 субъекты хозяйствования разделяются на тех, кто обязательно применяет МСФО, и тех, кто самостоятельно определяет целесообразность применения этих стандартов.

Перечень субъектов хозяйствования, которые при составлении финотчетности обязаны применять МСФО, определен Законом № 996 (ст. 121) и Порядком № 419 от 28.02.00 г. (с учетом изменений, внесенных Постановлением № 820 от 07.11.13 г.) (далее – Порядок № 419). В этот перечень входят:

  • публичные акционерные общества, банки, страховщики – начиная с 01.01.12 г.;
  • кредитные союзы – с 01.01.15 г.;
  • предприятия, которые осуществляют:

– хозяйственную деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (разд. 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010) – начиная с 01.01.13 г.;

– хозяйственную деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010) – начиная с 01.01.13 г.;

– вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (разд. 66 КВЭД ДК 009:2010) – начиная с 01.01.14 г.;

– деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010) – начиная с 01.01.15 г.

В случае добровольного перехода на применение МСФО решения о составлении финотчетности по МСФО предприятия должны закрепить в учетной политике.

Предприятия, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, высылают письмом соответствующую информацию органам государственной статистики в предусмотренные для представления такой отчетности сроки (п. 11 Порядка № 419).

Переход на применение МСФО

При переходе на МСФО следует применять нормы МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности». Но прежде всего нужно определиться с датой перехода.

При составлении первой отчетности по МСФО необходимо четко различать:

  • дату перехода, то есть начало первого периода, за который субъект хозяйствования подает полную сравнительную информацию согласно МСФО (приложение А к МСФО (IFRS) 1);
  • отчетную дату первой финансовой отчетности по МСФО, под которой понимается дата окончания первого отчетного периода по МСФО, определяемая с учетом даты перехода на МСФО и периода, за который составляется предварительная финотчетность по МСФО, содержащая первую сравнительную информацию.

Для соблюдения принципа сопоставимости данных дата перехода на МСФО должна быть минимум на два года ранее отчетной даты первой финансовой отчетности по МСФО. Например, если переход на МСФО планируется с 01.01.14 г., то предварительная финотчетность по МСФО составляется за 2014 год (за этот год формируется первая сравнительная информация), а первая финотчетность с применением МСФО составляется за 2015 год.

Таким образом, предприятиям, которые переходят на МСФО с 01.01.14 г., следует учесть ряд моментов, а именно:

1. Первый Баланс (Отчет о финансовом состоянии) по требованиям МСФО составляется на 01.01.14 г.

2. Первая сравнительная информация в соответствии с требованиями МСФО раскрывается за 2014 год. За этот же период составляется предварительная финансовая отчетность по МСФО.

3. Первая финотчетность по МСФО составляется за 2015 год.

4. Первая финотчетность, составленная по МСФО, должна содержать информацию:

  • в Балансе (Отчете о финансовом состоянии) – по состоянию на 01.01.14 г., 31.12.14 г., 31.12.15 г.;
  • Отчете о финансовых результатах (Отчете о совокупном доходе) – за 2014 и 2015 годы;
  • Отчете о движении денежных средств – за 2014 и 2015 годы;
  • Отчете о собственном капитале – за 2014 и 2015 годы;
  • соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.

Дата перехода на применение МСФО для банков (01.01.11 г.) и других субъектов хозяйствования, для которых такой переход является обязательным (на выбор или 01.01.11 г., или 01.01.12 г.), определена совместным Письмом Минфина Украины, НБУ и Государственной службы статистики № 12-208/1757-14830 от 07.12.11.

Требования П(С)БУ и МСФО относительно предоставления информации в отчетности

Субъектам хозяйствования, которые переходят на составление финотчетности по международным стандартам, необходимо учитывать отличия в применении П(С)БУ и МСФО.

Рассмотрим детальнее, чем отличаются общие принципы представления информации, установленные П(С)БУ и МСФО.

Сравнительная характеристика применения П(С)БУ и МСФО

Критерий сравнения

Требования П(С)БУ

Требования МСФО

1

2

3

Содержание стандартов

Определяют принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финотчетности в Украине

Регламентируют принципы представления в финансовой отчетности информации об активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах предприятия

Возможность отклонения
от стандартов

Не предусмотрена

Существует при условии, если соблюдение требований стандарта приведет к противоречию и введет в заблуждение ее пользователей. Условия отступления от стандартов обязательно раскрываются в примечаниях к отчетности

Действия руководства в случае отсутствия стандарта, который регулирует учетный подход к определенному объекту

Не предусмотрены

Руководству следует опираться на собственное профессиональное суждение, которое бы обеспечивало уместность и достоверность отчетности

Отражение в отчетности
несущественных статей

Статья приводится в отчетности при условии, что информация является существенной и оценка статьи может быть достоверно определена.

Статья, информация по которой является несущественной, в финотчетности отдельно не отражается, а объединяется с другими статьями, подобными по характеру и функциям

Формат отчетности

Стандартизированный

Нестандартизированный, указан минимальный перечень статей, которые должны быть отражены в отчетности

Примечание. На сегодня отечественные субъекты хозяйствования, которые отчитываются по МСФО, используют стандартизированный формат отчетности, утвержденный НП(С)БУ 1, с проставлением пометки, что отчетность составлена по МСФО.

Промежуточная отчетность
и ее состав

Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года и включает Баланс и Отчет о финансовых результатах

Представление промежуточной отчетности поощряется. В состав такой отчетности входит полный пакет финотчетности или комплект кратких отчетов за период меньше отчетного


ВЫВОДЫ

МСФО определяют общепринятые принципы подготовки и составления финансовой отчетности.

Субъекты хозяйствования, которые в обязательном порядке или на добровольных началах перешли на применение МСФО, при составлении финотчетности должны:

  • руководствоваться МСФО, которые официально обнародованы на сайте Минфина (www.msfz.minfin.gov.uа);
  • понимать суть отличий между требованиями П(С)БУ и основными принципами подготовки финотчетности по МСФО;
  • установить дату перехода на МСФО для определения первого отчетного периода для представления финотчетности по МСФО