Александр Мороз: «Верховную Раду формирует бизнес, который организует выборы»


​Инициированные правительством реформы будут зависеть прежде всего от законодательной поддержки на Грушевского. Смогут ли новоизбранные парламентарии решить насущные проблемы современности? Что нас ждет после подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС? На эти и другие вопросы отвечает Александр Мороз, который дважды был спикером Верховной Рады (в 1994–1998 и 2006–2007 годах).


Александр Александрович Мороз родился 29 февраля 1944 в селе Буда Таращанского района Киевской области.
1965 год окончил Украинскую сельскохозяйственную академию, получил специальность инженера-механика.
1983 год получил диплом политолога в Высшей партийной школе при ЦК Компартии.
1996 год сыграл одну из ключевых ролей при принятии Конституции Украины.
Осенью 2000 года обнародовал «пленки Мельниченко», в результате чего разразился «кассетный скандал». Принимал активное участие в акции «Украина без Кучмы». Дважды возглавлял Верховную Раду. Стал главным идеологом политической реформы 2006 года, благодаря которой Украина превратилась из президентско-парламентского в парламентско-президентское государство (в 2010 году реформу отменили решением Конституционного суда).
Автор целого ряда книг на общественно-политическую тематику: «Куда идем?..», «Выбор», «Тема для размышлений», «Дорога, с которой не сойти», «Между вечными полюсами», «Хроника одного преступления», «О земле, Конституции и не только».
Член Социалистической партии Украины.


– Нынешний год оказался слишком щедрым на события: протесты на Майдане, потеря Крыма, война на Донбассе, досрочные президентские и парламентские выборы... По Вашему мнению, как эти потрясения повлияют на нашу социально-экономическую жизнь в 2015 году?

– Все эти события неравнозначны, хотя и взаимообусловлены. Наибольшее отрицательное влияние на социально-экономическую жизнь имеет война. Война как факт, влияющий на все стороны нашей жизни, и война как беда, которая касается прежде всего Донбасса. Боюсь, что более-менее реальных прогнозов относительно военных последствий сегодня не сможет дать никто.

– Почему Вы так считаете?

– Во-первых, перспектива самой войны: стороны, масштабы, формы... Здесь вопросов больше чем ответов.

Во-вторых, убежден, что у нас нет нормальной статистики, отсутствует планирование, объективный анализ процессов в государстве.

В-третьих, нет ясности относительно внешней помощи (гарантии, объемы, условия).

Если учесть реальные убытки, причиненные войной для производственных объектов, социальной сферы, инфраструктуры, то вывод напрашивается весьма неутешительный. Следует ожидать спада объемов производства, ВВП, уменьшения бюджетных поступлений, дальнейшей инфляции. Обострятся социальные проблемы, особенно с учетом опережающего роста цен и тарифов, безработицы, которая и без войны было большой, наличия тысяч и тысяч беженцев, их неустроенности. Еще один существенный момент – выборы. Вот Вы называете их потрясением. И это действительно так, к сожалению...

– Лично Вы верите в то, что после осенних выборов удастся сделать парламент эффективным, профессиональным, способным своевременно проводить необходимые реформы в стране?

– Я в этом не уверен. Тем более что выборы, как результат заговора парламентских партий, к добру не приведут. Предвыборный подход расходится с конституционным порядком формирования исполнительной власти. А следовательно, соответствующих гарантий стабильности новая власть не предоставит. Для нынешней ситуации в Украине – это дополнительная угроза, поскольку позволяет спекулировать темой легитимности власти в зависимости от ее состава.

«Система налогообложения в паре с системой люстрации могут при определенных обстоятельствах перерасти в карательную систему, практику преследования людей сначала по политическому признаку, а затем – по схеме сведения личных счетов. Общественная жизнь в таких условиях будет невыносимой».


– Когда Вы впервые возглавили парламент, в Украине создали Государственную налоговую администрацию. Сегодня роль мытарей выполняет Государственная фискальная служба. Что за эти 20 лет изменилось, кроме переименований?

– Фискальная служба начала забывать, что является государственным органом. Не так давно она была вмонтирована в полукриминальную власть, служила ей «подъемником» для накопления левых средств. Быстро и принципиально изменить ее работу не удастся. Начинать следует с общего, а уже потом браться за детали. Общее – это система власти, отраженная в содержании Конституции. А детали – это особенности самоуправления в части районов Донбасса, так называемая люстрация, пересмотр налоговых законов, борьба с коррупцией. Эти детали в совокупности должны составлять одно целое, заранее спланированное. Иначе детали могут противоречить друг другу. Скажем, система налогообложения в паре с системой люстрации при определенных обстоятельствах могут перерасти в карательную систему, практику преследования людей сначала по политическому признаку, а затем – по схеме сведения личных счетов. Общественная жизнь в таких условиях будет невыносимой.

– Как этого избежать?

– Нужно на базе усовершенствованной Конституции (проект которой давно подготовлен) ликвидировать вертикаль администрации источники коррупции, кумовства и так далее. Всем органам самоуправления необходимо предоставить примерно те же полномочия и условия ответственности перед общинами, которые провозглашаются в отношении Донбасса. Также надо реформировать правоохранительную систему, отграничить бизнес от власти, а не имитировать люстрацию. Тогда те или иные проплаченные молодчики не будет тянуть чиновника к мусорному бачку: каждый будет отвечать за то, как он живет, какая у него власть, кого он выбрал...

– Раньше Вы заявляли, что «законодательный орган выражает волю крупного бизнеса, то есть действует в интересах четырех процентов населения». Сегодня ситуация не изменилась?

– Сейчас концентрация бизнеса возросла в связи с фактическим завершением периода первоначального накопления капитала. Поэтому «четыре процента» могут сжиматься до меньшей величины. Однако зависимость в отношениях между бизнесом и властью осталась неизменной. Верховную Раду формирует бизнес, который организует выборы и участвует во всех составляющих предвыборной кампании. Кому же такие «слуги народа» будут служить?

– За годы независимости очень много говорили о налоговой реформе. Почему она до сих пор буксует?

– Этот вопрос требует комплексного анализа по составляющим «буксования». Я не готов сейчас быстро проанализировать этапы развития налоговой службы, намерения по реформе и т. д. Ограничусь только принципом соответствия: такой власти нужна именно такая фискальная служба! Если, например, чиновники заявляют, что такой-то олигарх не выплатил столько-то миллиардов гривень, то есть является должником перед народом и государством, и при этом ничего не меняется, то это означает, что власти это и нужно. Для власти долги – не помеха. Долги – помеха для населения. Но при чем здесь простые люди?

– В свое время Вы поддерживали идею отмены НДС. Насколько этот вопрос актуален сегодня?

– НДС может существовать в условиях стабильной и относительно эффективной экономики, находящейся под контролем государства. А что у нас? НДС – своеобразное кредитование бюджета. Как известно, кредит возвращается в заранее определенном порядке. Если гарантий возврата нет, то субъект экономики терпит ущерб и вынужден прятаться в тень. Все уже давно убедились в том, что автоматический возврат НДС в Украине выборочный, то есть как такового его нет. Поэтому и сформировался один из мощных источников коррупции. Кроме того, администрирование НДС требует значительного количества персонала налоговиков. Проще обойтись взиманием налога с реализации. Разновидностей таких взиманий хватает. Рецепты разрабатывать не стоит. Они есть.

«Чтобы из тени вывести экономику, нужно, чтобы тот, кто имеет отношение к экономике (бизнесмен, банкир, бухгалтер), не боялся работать открыто. не опасался, что его «отожмут», что в его руку будут заглядывать УБЭПовцы, таможенники, сотрудники СБУ, налоговики, пожарные... (которым несть числа). Для этого требуется изменение системы власти».


– По подсчетам экспертов, в теневой экономике Украины «гуляет» около 700 млрд грн. Каким образом можно вывести эти деньги «на свет»?

– В мире достаточно нужного опыта. Его нужно лишь применить. И делать это должна власть. Большая часть того, что «гуляет» (а она, думаю, в несколько раз превосходит названную цифру), принадлежит олигархам. Они же являются властью. Из этого и ответ: чтобы вывести экономику из тени, нужно, чтобы тот, кто имеет отношение к экономике (бизнесмен, банкир, бухгалтер), не боялся работать открыто. Не опасался, что его «отожмут», что в его карман будут заглядывать УБЭПовцы, таможенники, сотрудники СБУ, налоговики, пожарные... (которым несть числа). Для этого требуется изменение системы власти.

– По Вашему мнению, мы сможем решить экономические проблемы после подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС?

– Если текст Соглашения с приложениями (примерно на 900 страниц) не изменился (а скорее всего, это так и есть), то часть его составляющих (в частности, энергетика и транспорт) потребует огромных расходов и времени. Делу евроинтеграции вредит в том числе нестабильность власти, в частности правительства. Каждая политическая смена для страны означает новый государственный старт. Если нет уверенности в том, что Соглашение можно адаптировать к нашим реалиям, нет понимания, что это длительный процесс, то привычным становится фальстарт.

В нынешней ситуации отсрочка введения Соглашения – не трагедия, а возможность адаптировать законодательство, соответствующим образом подготовиться. Долгое время к Соглашению относились как к пропагандистскому фактору, теперь нужно успеть перестроиться в соответствии с правилами экономического общежития. А эти правила разработаны в Западной Европе на базе евростандартов, опыта и нужд экономики ЕС. Соглашение было написано именно под потребности ЕС, а не с учетом возможностей Украины.

Больше года назад я предлагал подписать политическую часть Соглашения, даже в одностороннем порядке, чтобы ввести у нас правила общественной жизни, свойственные Европе. Это предложение критиковали со всех сторон. Затем прозрели и подписали, несмотря на политическую конъюнктуру. Но делается ли все для того, чтобы подписанное стало реальностью? Нет! Хотя это значительно проще сделать, чем выполнить экономическую часть Соглашения. Более того, политическая часть – это по сути другая система власти, при которой может родиться прозрачная экономика, которая естественным образом интегрируется в европейскую. При этом не стоит разрушать связи с экономикой восточных соседей. В общем, все сводится к системе власти. Именно в этом заключается основная проблема Украины...

Беседовал Валентин Ковальский