• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Операция «Терминал», или Нужны ли предприятию электронные деньги?


«Электронные» деньги благодаря огромному количеству преимуществ стали удобной альтернативой бумажным. Почему же многие предприятия розничной сети не спешат обеспечить потребителей возможностью осуществить плату с использованием платежных карточек? Как показывает практика, дополнительные затраты на установку и обслуживание платежного терминала являются неоправданными для мелких предпринимателей.


Александра Олефиренко,
эксперт рынка,
главный бухгалтер
ЧП «НПФ «Тепловые технологии»

По состоянию на 1 января 2014 года в обращении находилось 35,6 млн шт. активных платежных карточек, а объем операций с использованием платежных карточек в 2013 году составил 916 027 млн грн (данные НБУ). За год каждый держатель платежной карточки осуществил с ее помощью операций на сумму 13 137 гривень, что на 23,7% превышает показатель 2012 года. Рост популярности «электронных» платежей обусловлен рядом очевидных преимуществ таких расчетов: безопасность, скорость и оперативность, универсальность, портативность. Однако, в отличие от европейского потребителя, украинские счастливые владельцы «пластика» по-прежнему предпочитают снимать наличные денежные средства в банкоматах, а не рассчитываться с его помощью в розничной торговой сети. Из общего объема операций с платежными карточками лишь немного более 17% — безналичные.

Обязанность обеспечить потребителю возможность оплатить товары или услуги с использованием электронных платежных инструментов закреплена Законом о платежных системах еще с 2004 года. Однако детальные условия программы внедрения безналичных расчетов, которые обязан был разработать Кабинет Министров, отсутствовали. Не были введены и штрафные санкции за нарушение норм законодательства в данной сфере. В этой связи многие торговые предприятия, даже такие крупные сети, как «Ашан» и «Метро», просто игнорировали свои обязанности перед потребителем.

Прошло больше двух лет со времени разработки и утверждения Постановлением № 878 условий внедрения безналичных расчетов с использованием электронных платежей до появления достаточно жестких штрафных санкций, которые действительно в корне изменили ситуацию и заставили хотя бы крупных субъектов предпринимательства пересмотреть свою платежную политику в отношении потребителей.

Теперь для предпринимателей стал актуальным вопрос, как можно оптимизировать затраты для реализации названных норм законодательства.


1 из 1

Екатерина РОМАНЧУК,
доктор экономических наук:

— Развитые рыночные отношения и современное денежное обращение, к чему мы так стремимся, сегодня невозможны без использования электронных денег. По данным Нацбанка, за три квартала 2013 года объемы операций с использованием платежных карточек, эмитированных украинскими банками, возросли на 23,3% (в сравнении с аналогичным периодом 2012-го). Постепенный переход на электронные деньги — явление неизбежное для страны, которая позиционирует себя как участника мирового экономического пространства. В то же время малый бизнес не всегда готов нести дополнительные расходы на приобретение, установку и обслуживание оборудования, обеспечивающего расчеты с использованием платежных карточек. Следует учесть, что применение эквайринга позволяет решить три проблемы:

1) минимизировать штрафные санкции за несоблюдение кассовой дисциплины;

2) повысить конкурентоспособность;

3) привлечь большее количество клиентов за счет тех, кто не желает рассчитываться наличностью.


Штрафные санкции

Законом № 5518 КоАП дополнен статьей 163-15, в соответствии с которой с 1 января 2013 года действуют следующие санкции:

  • от 100 до 200 нмдг (1700–3400 грн) — за нарушение порядка проведения наличных расчетов и несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств;
  • от 500 до 1000 нмдг (8500–17 000 грн) — за повторное нарушение в течение года.

Кроме того, согласно изменениям, внесенным в п. 2 Положения № 1177, применяется штраф в размере 500 нмдг (8500 грн) за нарушение прав потребителей, если они обращаются с жалобой на отсутствие возможности рассчитаться удобным для них способом.


1 из 1

Елена ПИЛИПЕНКО,
главный бухгалтер ООО «Октопус девелопмент груп»:

— Платежные системы — удобное средство проведения взаиморасчетов в безналичной форме. На сегодня этот сервис используется повсеместно во всем мире, и в Украине в том числе. Новые технологии и современный ритм жизни в целом стимулируют банковскую сферу активно внедрять в обращение электронные деньги. Это проявляется и в широком применении зарплатных проектов на предприятиях, и в возможности оплаты покупок через терминал либо Интернет. К тому же в последние несколько лет обязанность продавца предоставить клиенту возможность рассчитаться удобным для него способом предусмотрена на законодательном уровне, и нарушение этой нормы влечет за собой немалые штрафы. Данный факт уже свидетельствует о заинтересованности государства в переходе на электронные деньги, да и население — при правильном обращении с платежными карточками и соблюдении мер конфиденциальности — получает массу преимуществ. Продавцы, в свою очередь, применяя такой способ реализации, также избавляются от неудобств, связанных с наличными деньгами. Но все же, используя платежные системы, не стоит забывать о бдительности, ведь известный риск мошенничества присутствует всегда, как, впрочем, и воровства наличности.


Кому это нужно?

Основным критерием необходимости приобрести и установить дополнительный платежный сервис является использование предприятием торговли регистратора расчетных операций (далее — РРО). Данная норма четко следует из Постановления № 878. При этом количество платежных терминалов должно составлять не менее половины количества РРО, а если у субъекта хозяйствования имеется один РРО, он обязан приобрести один платежный терминал.

При обсуждении вопроса приобретения терминала наибольшее недовольство выражают мелкие предприниматели. Чаще всего они жалуются на необходимость платить за обслуживание терминала даже при полном отсутствии у покупателей потребности рассчитываться карточкой.

1 из 1

«Действующим законодательством не установлена обязанность использования электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) субъектами хозяйствования, не применяющими регистраторов расчетных операций».

Из письма Миндоходов от 29.04.2013 № 2397/5/99-99-18-05-16


Для плательщиков единого налога действует тот же алгоритм, что и для всех субъектов предпринимательства. Физлица-единщики имеют право работать без использования РРО, соответственно они не обязаны использовать платежные терминалы. Если же предприниматель по собственной инициативе решил применять РРО и предварительно его зарегистрировал, ему придется приобрести и платежный терминал. Единщик может также по собственному желанию установить платежный терминал, и это вовсе не обязывает его регистрировать и применять при расчетах кассовый аппарат.

В соответствии с п. 2 Постановления № 878, не принимать к расчету карточки также могут:

  • заведения общественного питания закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей, в частности, личный состав Вооруженных Сил и других военных формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий;
  • предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций);
  • субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

В любом случае приобретение платежного терминала — это шаг навстречу потребителю. Чаще всего такой шаг вполне оправдан, потому что затраты обязательно окупятся.

Проанализировав все за и против, многие предприниматели, стремящиеся повысить качество обслуживания своих клиентов и идти в ногу со временем, поймут, что в вопросе использования платежных терминалов нормы законодательства подталкивают их к правильным и необходимым действиям для эффективного развития бизнеса в целом.

Выбираем банк

Первый шаг на пути реализации возможности расчетов с потребителями посредством «электронных» денег — договор эквайринга с обслуживающим банком.

Эква́йринг — прием платежных карточек в качестве средства оплаты товаров, работ или услуг (Visa, Visa Electron, Eurocard/MasterCard, Maestro, American Express).

Предприятие торговли заключает с уполномоченным банком-эквайром договор на установку специального оборудования, которое удостоверяет информацию с платежных и кредитных карточек. Как правило, банк предоставляет оборудование в аренду, хотя предприятие вправе приобрести его самостоятельно. В соответствии с договором банк обязуется перечислять денежные средства с карточного счета покупателя на текущий счет продавца на основании обработанных документов.

При заключении договора обязательно следует обратить внимание на срок, в течение которого банк обрабатывает документы и перечисляет предприятию средства по операциям с банковскими карточками, а также на размер удерживаемого при этом комиссионного вознаграждения.

Как правило, аренда и обслуживание платежных терминалов могут стоить 100–200 грн. Комиссионное вознаграждение банку за суммы денежных средств, проведенных через платежный терминал, составляет от 1 до 3%.

Кстати, НБУ рекомендует банкам устанавливать комиссионное вознаграждение за обслуживание предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, в размере, не превышающем 2% стоимости товаров (услуг), проданных (предоставленных) с использованием специальных платежных средств (письма НБУ от 12.04.2006 № 25-212/861-3935 и от 21.06.2007 № 25-312/1211-6395).


1 из 1

Любовь БУРАЯ,
главный бухгалтер ООО «Терра»:

— Раньше на нашем предприятии не было кассового аппарата и терминала, так как мы являемся плательщиками единого налога. Учет вели вручную, часто возникали ошибки. Директор решил установить кассовый аппарат и платежный терминал. Изначально мне эта идея не понравилась. Однако, как выяснилось, установить терминал оказалось совсем не сложно: идете в банк, подаете заявку, и через несколько дней его устанавливают. Мы платим за аренду терминала и проценты банку. Аренда снимается автоматически в первый-второй день месяца, проценты — при проведении оплаты. Ошибок в учете стало намного меньше, а вот клиентов, наоборот, прибавилось! Да и выручка стала увеличиваться. Замечаем, что клиенты, которые расплачиваются карточкой, часто берут больше товаров.


Оборудование и терминалы

POS-терминал (от англ. Point Of Sale — точка продажи) — это электронное устройство, считывающее данные пластиковой карточки с магнитной полосы или чипа. Оборудование устанавливается непосредственно на месте, где принимаются платежи; оно связанo с банковской системой и работает с ней в режиме он-лайн.

Операции посредством такого терминала производятся в несколько этапов:

  • карточка помещается в считывающее устройство;
  • терминал считывает информацию с магнитной полосы или чипа, проверяет платежеспособность клиента и обращается в банк для получения разрешения на проведение расчетной операции;
  • клиент получает чек или «слип», подтверждающий, что транзакция прошла успешно.

Стоимость POS-терминалов может колебаться от 1000 до 10 000 грн и выше.

1 из 1

Количество платежных терминалов должно составлять не менее 50% РРО, а в случае наличия одного РРО субъект хозяйствования обязан приобрести один платежный терминал.

Выбор POS-терминала зависит от хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо отметить, что в зависимости от того, каким образом терминал связывается с банком для подтверждения информации по карточке, различают терминалы:

1) традиционные (связь через телефонную линию). Рекомендованы для мелких традиционных торгово-сервисных предприятий;

2) скоростные (связь через оптоволоконный кабель и маршрутизатор). Рекомендованы для крупных супермаркетов и торговых сетей;

3) переносные (аналогичные традиционным, но имеющие дополнительно базу для зарядки, подсоединенную к электросети и подключенную к телефонной линии, что позволяет перемещать терминал в пределах торговой площади). Как правило, используются в ресторанном бизнесе;

4) мобильные (связь через GPRS-канал). Рекомендованы для розничной торговли или торговли с доставкой товаров/услуг клиенту. Обычно используются интернет-магазинами, курьерами для доставки на дом заказов (например пиццы) и другими подобными сервисами;

5) интегрированные с компьютером (соединяются с банком через платежный web-сайт в качестве посредника). Такие терминалы могут использовать самые разные точки продаж. Система предполагает более высокие затраты, но если компьютер приобретался для хозяйственной деятельности независимо от необходимости установки терминала, такой вариант может оказаться экономически более выгодным;

6) интегрированные со смартфоном (функцию посредника выполняет смартфон или планшет).

На последнем виде терминалов хотелось бы остановиться более подробно. Они появились не так давно, но являются настоящей находкой для мелкого бизнеса, который хочет идти в ногу со временем и не терять ни одного клиента. Если раньше смартфонами пользовались в основном руководители бизнеса, то сейчас редкий продавец не располагает этим «чудом враждебной техники». Да и почему не использовать функционал мини-компьютера для решения и этой проблемы? IT-технологии это позволяют. Сейчас имеются две возможности эквайринга посредством смартфона: через картридер и бесконтактный мобильный эквайринг. Миниатюрные картридеры вставляются в аудиоразъем смартфона, планшета или компьютера и позволяют считывать информацию с карточки.

Бесконтактный мобильный эквайринг заключается в установке специального программного обеспечения, использующего технологию оптического распознавания карточек. Чтобы принять платеж по карточке с помощью смартфона, достаточно скачать бесплатное приложение iPay, подключить карточку или счет, на которые будут зачисляться платежи, затем сосканировать карточку камерой смартфона из приложения iPay и подтвердить платеж.

1 из 1

Бухгалтерский учет

Расчет за товары (услуги) по банковской карточке предприятия торговли отражают по дебету субсчета 331 «Денежные документы в национальной валюте» в корреспонденции с субсчетом 361 «Расчеты с отечественными покупателями», на котором отдельно выделяется субсчет «Расчет платежными карточками».

Впоследствии инкассация в банк-эквайр отражается по дебету субсчета 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте» в корреспонденции с субсчетом 331 «Денежные документы в национальной валюте».

Сумма комиссионного вознаграждения, удерживаемого банком-эквайром за обслуживание данной операции, отражается в составе расходов на сбыт по дебету счета 93 «Расходы на сбыт» и кредиту выбранного предприятием субсчета.

Себестоимость товаров, реализованных с расчетом карточкой, проводится по дебету субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» и кредиту субсчета 282 «Товары в торговле».

1 из 1

Отражение в учете операции расчета за товар (услугу) посредством банковской карточки.

Торговое предприятие — плательщик НДС реализовало товары по банковской карточке на сумму 1200,00 грн. Комиссионное вознаграждение за обслуживание банка-эквайра составило 1,5%.

Порядок отражения в учете операций по данным примера 1 приведен в таблице.

Таблица

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Д-т

К-т

1

Реализация товара (оформлены слип и чек)

331

361

1200,00

702

641

200,00

2

Передано платежное уведомлению банку-эквайру

333

331

1200,00

3

Зачислены на текущий счет продавца денежные средства за вычетом комиссионного вознаграждения (1200 – 1200 × 3%)

311

333

1182,00

4

Отражена стоимость услуг банка

93

333

18,00

5

Отражена себестоимость реализованного товара

902

282

800,00

6

Отражен финансовый результат

791

93

18,00

791

902

800,00

702

791

1000,00


Резюме

1. Нормы законодательства в вопросе применения платежных терминалов подталкивают предпринимателей к правильным и необходимым действиям для эффективного развития бизнеса.

2. При заключении договора с банком обязательно обратите внимание на срок, в течение которого банк обрабатывает документы и перечисляет предприятию средства по операциям с банковскими карточками, а также на размер удерживаемого при этом комиссионного вознаграждения.

3. Использование технических новинок, например интегрированных со смартфоном POS-терминалов, позволяет предпринимателям соблюдать нормы законодательства и не терять ни одного клиента.

1 из 1

Нормативная база

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.

Закон о платежных системах — Закон Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» от 05.04.2001 № 2346-III.

Закон № 5518 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 № 5518-VI.

Постановление № 878 — постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 № 878.

Положение № 1177 — Положение о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденное постановлением КМУ от 17.08.2002 № 1177.


Дата подготовки
14.07.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

Операция «Терминал», или Нужны ли предприятию электронные деньги?