• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Гримасы госконтроля

Установление скидок заставляет предпринимателей повышать цены


Если на произведенный товар установлен предельный уровень торговой наценки, вполне возможно увеличение прибыли за счет повышения рентабельности производителя товара. Для этого нужно заключить хозяйственный договор, который бы предоставлял право торговому предприятию на получение части прибыли именно производителя


Александр Макарченко,
главный редактор медиапроекта
«Аналитика и практика»

Почти два года назад вступил в силу Закон о ценах. Главная его цель — повышение эффективности государственной ценовой политики, обеспечение социальных гарантий населения и расширение сферы применения свободных цен.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования в своей деятельности продолжают применять свободные и регулируемые государством цены. Хотелось бы верить, что для государства ценообразование — не самоцель. Ведь рынок имеет свойство к саморегулированию, и поэтому дополнительный контроль может иметь негативные последствия. Вряд ли Кабмин или другой орган власти убедит предпринимателя работать с убытками. И в такой ситуации государство не сможет заботиться о малообеспеченных. Вместо возможности приобрести необходимый товар по высокой цене, они окажутся в ситуации тотального дефицита.

Подобных примеров, к сожалению, немало. Вспомним, например, ситуацию, когда правительство пыталось вмешаться в процесс формирования цен на рис и гречку. Эти продукты на определенное время сразу исчезли с полок магазинов.

Благими намерениями...

Закон о ценах определяет основания для введения государственного регулирования цен и порядок его применения. В частности, в нем четко обозначена компетенция Кабмина, органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере введения государственного контроля за ценами, а также установлен порядок осуществления мониторинга цен.

1 из 1


Вместе с тем не исключена угроза негативного влияния государственного регулирования цен на экономику. Ведь Кабмин может существенно ограничить возможности предпринимателей делать скидки на свой товар. А усиление контроля со стороны государственных органов и увеличение количества случаев привлечения субъектов хозяйствования к ответственности, безусловно, осложнят и без того непростую жизнь отечественному бизнесу.

Основные постулаты государственной ценовой политики

Анализируя положения Закона о ценах, можно определить пять основных постулатов, на которых базируется ценовая политика в нашем государстве.

Постулат первый. Цены на товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке Украины, должны быть установлены исключительно в национальной валюте (ст. 10 Закона о ценах).

Постулат второй. Цены, которые регулируются государством, могут устанавливаться на товары субъектов хозяйствования, нарушающих требования законодательства о защите экономической конкуренции (ст. 12 Закона о ценах).

Постулат третий. Изменение цены должно быть задекларировано. Предусмотрена также возможность регистрации цены (ст. 13 Закона о ценах).

Постулат четвертый. Права контролирующих органов максимально детализированы (ст. 18 Закона о ценах). Ранее аналогичный закон содержал только ссылки на другие нормативные акты.

Постулат пятый. Субъектам хозяйствования предоставлены государственные гарантии о том, что цены не будут устанавливаться на уровне ниже экономически обоснованного (ст. 15 Закона о ценах).

Принципы сдерживания

Законом о ценах существенно расширен перечень инструментов государственного регулирования ценовой политики. В частности, государство будет сдерживать цены путем установления:

  • фиксированных цен;
  • предельных цен;
  • предельных уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения);
  • предельных нормативов рентабельности;
  • размера снабженческого вознаграждения;
  • размера доплат, скидок (понижающих коэффициентов).

Также вводится процедура декларирования изменения и/или регистрации цены.

1 из 1

Полномочия госорганов

Традиционно реализацию государственной ценовой политики обеспечивает правительство. В частности, оно осуществляет государственное регулирование цен и определяет полномочия органов исполнительной власти по формированию и применению цен.

Кроме того, Кабмин и в дальнейшем будет определять перечень товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию и утверждаются органами исполнительной власти. Сейчас полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов) утверждены постановлением КМУ от 25.12.1996 № 1548. В частности, Мининфраструктуры по согласованию с Минэкономики и Минфином уполномочено устанавливать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с этим услуги. А Национальная комиссия регулирования электроэнергетики по согласованию с Минэкономики регулирует тарифы на природный газ для промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования. Реализацию государственной ценовой политики в пределах своих полномочий обеспечивают также органы местного самоуправления (подробнее — в таблице).

Таблица. Полномочия органов власти по государственному регулированию цен

Уполномоченный орган

Содержание полномочий

Орган согласования

Мининфраструктуры

Установление тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с этим услуги

Минэкономики и Минфин

Установление тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщении (кроме пригородных перевозок)

Минэкономики

Установление платы за услуги речных, морских портов, сборы аэропортов

Минэкономики

Установление тарифов на оплату услуг по выплате и доставке пенсий и денежной помощи населению, выплачиваемых из средств Пенсионного фонда

Минэкономики и Пенсионный фонд

НКРЭ

Регулирование тарифов на электроэнергию, отпускаемую для бытовых нужд населения

Установление розничных цен на природный газ, используемый для нужд населения

Установление предельных уровней цен на природный газ для учреждений и организаций, финансируемых из бюджета

Установление предельных уровней цен на природный газ для промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования

Минэкономики

Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации

Регулирование (установление) тарифов на платные услуги лечебно-профилактических государственных и коммунальных учреждений здравоохранения

Регулирование (установление) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автобусами, работающими в обычном режиме движения, в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении

Регулирование (установление) тарифов на инвентаризацию недвижимого имущества, на оформление и регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества

Установление предельных размеров платы за услуги, предоставляемые в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров

Установление предельных размеров уровней цен за предоставление в аренду торговых помещений, торгово-технологического и/или холодильного оборудования в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров

Регулирование (установление) торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок на топливно-энергетические ресурсы (уголь, угольные брикеты и т. д.), которые отпускаются населению для бытовых нужд

Регулирование (установление) предельного уровня рентабельности производства муки пшеничной высшего, первого и второго сортов, муки ржаной обдирной, хлеба весом более 500 г, а также хлеба и хлебобулочных изделий для диабетиков

Регулирование (установление) предельного уровня торговых надбавок на детское питание

Регулирование (установление) предельных торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину и некоторые другие продукты — не выше 15 % без учета расходов на их транспортировку в междугородном сообщении

Минагрополитики

Установление цен (тарифов) на разработку документации по землеустройству и проведение землеоценочных работ, а также на оформление результатов в электронном виде

Минфин и Минэкономики

Госкоминформнауки

Установление предельных цен (тарифов) на связанные с электронной цифровой подписью услуги, предоставляемые аккредитованными центрами сертификации ключей

Минэкономики


Новая терминология

В статье 1 Закона о ценах приведен ряд терминов, которые используются в сфере ценообразования. Многие из них уже содержатся в действующих подзаконных актах, поэтому не новы для субъектов хозяйствования. Например, о декларировании изменения цены говорится в Порядке, утвержденном постановлением КМУ от 17.04.2008 № 373, а также в Инструкции, утвержденной приказом Минэкономики от 13.08.2008 № 341. Оба документа регулируют порядок декларирования оптовых цен на продовольственные товары, в отношении которых применяется государственное регулирование.

О регулировании предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки при торговле лекарствами говорится в Порядке, утвержденном постановлением КМУ от 25.03.2009 № 333. Напомним, этот документ определяет механизм формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в отношении которых введено государственное регулирование, для реализации субъектом хозяйствования на внутреннем рынке с учетом предельных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок.

И наконец, об установлении уровня предельных цен речь идет в постановлении КМУ от 30.10.2008 № 957. В этом документе определены минимальные оптово-отпускные и розничные цены на отдельные виды алкогольных напитков (коньяк, водка, ликеро-водочные изделия, вина и т. п.).

Штрафы

Ключевые моменты Закона о ценах касаются штрафов за несоблюдение требований ценовой политики. В случае несоблюдения требований по формированию, установлению и применению цен, регулируемых государством, для предприятий предусмотрены следующие санкции:

  • изъятие необоснованно полученной выручки, составляющей положительную разницу между фактической выручкой от продажи (реализации) товара и выручкой по ценам, сформированным в соответствии с введенным способом регулирования;
  • штраф в размере 100 % необоснованно полученной выручки (до введения в действие Закона о ценах штраф был предусмотрен в размере 200 %);
  • штраф в размере 100 % стоимости проданных (реализованных) товаров, которые согласно законодательству предоставляются бесплатно (до введения в действие Закона о ценах штраф был предусмотрен в размере 200%);
  • штраф в размере 1 700 грн (за предоставление уполномоченным органам недостоверных сведений);
  • штраф в размере 3 400 грн (за невыполнение предписаний уполномоченных органов или создание препятствий для выполнения возложенных на них функций).

Для должностных лиц предприятий Законом о ценах предусмотрены намного более строгие штрафы. Если раньше за невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти (реализующего государственную политику по контролю за ценами) размер админштрафа составлял от 9 до 18 нмдг, то теперь — от 30 до 50 нмдг.

Сейчас наложением штрафов и осуществлением контрольно-надзорных функций в этой сфере занимается Государственная инспекция Украины по контролю за ценами.

Себестоимость увеличиваем

Реализуя свою регуляторную функцию, государство невольно подталкивает предпринимателей к поиску рентабельных видов бизнеса. Однако, если оно не оставит субъекту хозяйствования путей для устранения негативных последствий установления государственной регулируемой цены, то вполне вероятно, что предприятие вообще прекратит выпускать тот или иной товар.

Например, если на товар, который производит предприятие, установлен предельный уровень торговой надбавки (наценки) или снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения), то вполне возможно увеличение прибыли за счет роста рентабельности производителя товара. Для этого нужно заключить хозяйственный договор, который будет предоставлять торговому предприятию право на получение части прибыли именно производителя.

Кроме того, установление предельных нормативов рентабельности заставляет производителя искать пути увеличения себестоимости. Ведь в этом случае ограничивается относительный размер прибыли, в то время как абсолютный его размер напрямую зависит от величины себестоимости. А ограничение размера снабженческого вознаграждения указывает на необходимость увеличения отпускной цены производителя.

Установление скидок (понижающих коэффициентов) на определенные товары будет подталкивать продавцов к повышению цен. Ведь благодаря скидкам при продаже товаров по более высоким ценам у продавца будет оставаться больше выручки, чем благодаря скидкам с меньшей цены. Скажем, если цена товара составляет 200 грн, то 10 %-я скидка принесет большую выручку, чем те же 10 % от цены в размере 150 грн.

Что касается фиксированных или предельных цен (ограничивающих максимальную цену на определенный товар), то в данном случае нужно искать пути удешевления своей продукции. Желательно не за счет ее качества...


Нормативная база

Закон о ценах — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 № 5007-VI.

Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 № 5007 -VI.

Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.1996 № 1548.

Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.2008 № 373.

Инструкция, утвержденная приказом Минэкономики от 13.08.2008 № 341.

Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 № 333.

Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 30.10.2008 № 957.


Дата подготовки
28.05.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

Гримасы госконтроля