Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Новый закон о госслужбе: новации в оплате труда госслужащих

Анна Семененко

06.05.2016 6682 2 1

Как определено в ст. 50 Закона № 889, теперь составляющими заработка госслужащего будут: должностной оклад; надбавки за выслугу лет и за ранг госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей временно отсутствующего госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей по вакантной должности; премии. Материальной помощи среди этих составляющих в настоящее время нет.

Установлено, что в целом объем премий госслужащего не может превышать 30 % годового фонда его должностного оклада (данная норма вступает в силу с 01.01.19 г.).

Предусматриваются такие премии:

  • по результатам ежегодной оценки служебной деятельности;
  • месячная или квартальная – в зависимости от личного вклада госслужащего в общие результаты работы госоргана.

Новацией является то, что кроме средств госбюджета на оплату труда будут направляться средства международных организаций, которые поступают в госбюджет. Порядок их использования должен утверждать Кабмин.

Добавим, что в соответствии с п. 37 Плана действий Кабинета Министров Украины, утвержденного распоряжением КМУ от 16.03.16 г. № 184-р, предусматривается привлечение средств в бюджет для финансирования стимулирующих выплат госслужащих. Это планируется осуществить в июле текущего года после подписания Соглашения с ЕС по привлечению бюджетной поддержки реформы государственного управления. Впоследствии, в течение трех месяцев с момента заключения этого соглашения, принимается правительственное решение об установлении должностным лицам категорий «А» и «Б» (если они назначены после 01.05.16 г.) стимулирующих выплат.

По аналогии с нормами Закона № 3723 государством гарантировано: сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для уменьшения заработка госслужащих.

Новацией в Законе № 889 (ст. 51) является установление групп оплаты труда. Заметим, что число таких групп равно количеству рангов, то есть их девять. Важно для установления размеров должностных окладов деление госорганов по юрисдикции, а именно: территория всей Украины; территория одной или нескольких областей, г. Киева или Севастополя; территория одного или нескольких районов, городов областного значения.

Наиболее существенным отличием нового Закона является норма о том, что Кабмин ежегодно во время проработки проекта государственного бюджета на следующий год должен определить схемы должностных окладов на должностях госслужбы. При этом минимальный должностной оклад по госорганам 1-й группы (наивысшей) должен составлять не более 7 минимальных окладов по 9-й (самой низкой) группе госорганов. Это значит, что соотношение минимального должностного оклада руководителя госоргана (группа 1) к минимальному окладу специалиста госоргана группы 9 составляет семь к одному.

И еще: норма об установлении размера должностного оклада группы 9 на уровне как минимум 2 МЗП будет введена только с 01.01.19 г.

На сегодняшний день размеры должностных окладов будут определяться согласно соответствующим правительственным решениям.

В отличие от Закона № 3723 теперь надбавка за ранг будет выплачиваться в размере, установленном Кабмином при утверждении схемы должностных окладов (т. е. во время подготовки проекта закона о госбюджете на следующий год).

Что касается надбавки за выслугу лет, то она будет составлять 3 % должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа, но не более 50 % должностного оклада.

Еще есть возможность стимулировать работу за временно отсутствующего госслужащего в размере 50 % оклада отсутствующего работника.

При наличии вакантной должности осуществляется распределение обязанностей между работающими, и тогда им полагается выплата за дополнительную нагрузку. Ее осуществляют за счет экономии фонда должностного оклада по вакансии.

Критерии и показатели, за которые госслужащему могут выплачивать премию, должно содержать Типовое положение о премировании, которое утверждается Минсоцполитики по согласованию с Нацгосслужбой. О его принятии сообщим отдельно (на сегодняшний день такого решения еще нет).

На основании данного положения в каждом государственном органе по согласованию с профсоюзами утверждается локальное положение о премировании госслужащих, а решение о премировании принимается руководителем госоргана. Как будут выплачиваться премии всех трех вышеупомянутых видов работникам категории «А» (в частности, госсекретарям министерств, руководителям аппаратов Конституционного суда, Верховного Суда, руководителям местных госадминистраций), будет определять субъект их назначения.

Добавим: создание фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда предусмотрено с 01.01.19 г. До тех пор, исходя из положений Закона № 889, решений Кабмина по условиям оплаты труда работников госорганов, премирование возможно исключительно в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах госорганов.

Поощрение госслужащих

Не все измеряется деньгами – законодательство предусматривает также различные виды моральных поощрений: благодарность, грамота, досрочное присвоение ранга, правительственное отличие (поздравительное письмо, благодарность, почетная грамота). Согласитесь, что признание его профессиональных заслуг позволяет госслужащему уверенно шагать по служебной лестнице выше и совершенствовать свои знания.

Также не менее важно то, что госслужащему может предоставляться служебное жилье, а для решения социально-бытовых вопросов – материальная помощь. Порядок такого обеспечения также должен определить Кабмин (пока еще такого решения нет).

Рабочее время и время отдыха, командировки

В ст. 56 Закона № 889 четко установлено, что продолжительность рабочего времени госслужащего составляет 40 ч в неделю (по аналогии со ст. 50 КЗоТ, где нормальная продолжительность не может превышать 40 ч в неделю). В то же время установлена обязанность должностных лиц явиться на работу и работать сверх этой продолжительности для выполнения безотлагательных или непредвиденных задач. Решение о работе в выходные, праздничные, нерабочие дни, в ночное время принимается руководителем госслужбы с уведомлением об этом профсоюзного органа. Однако время работы каждого госслужащего сверх установленной продолжительности не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

За такую работу предоставляется денежная компенсация, как это предусматривают нормы трудового законодательства.

Установлены и особенности предоставления госслужащим ежегодных отпусков. Так, основной ежегодный оплачиваемый отпуск будет длиться, как и ранее, 30 календарных дней, и к нему будет выплачиваться денежная помощь в размере среднемесячного заработка (было – в размере должностного оклада). Изменились принципы и критерии предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Отныне за каждый год после приобретения 5-летнего стажа госслужбы предоставляется один календарный день такого отпуска, но не более чем 15 календарных дней.

Есть возможность у госслужащего получить другие виды дополнительных отпусков: в связи с обучением, творческие, социальные, а также отпуска без сохранения заработной платы, в частности для участия в избирательном процессе.

Порядок и условия предоставления ежегодных отпусков будут определяться согласно нормам законодательства о труде.

Прохождение службы госслужащими имеет свои особенности, в частности, их даже могут отзывать из ежегодных отпусков. Поэтому во исполнение ст. 60 Закона № 889 постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 230 утвержден Порядок такого отзыва. Кроме того, будут возмещаться непредвиденные расходы, связанные с отзывом из ежегодного основного и дополнительных отпусков. Возмещение будет производиться исходя из документально подтвержденных расходов (постановление КМУ от 25.03.16 г. № 231).

Впоследствии части неиспользованных отпусков, если на это есть согласие руководителя госслужбы, могут быть использованы работником или присоединены к отпуску следующего года.

Как и любой работающий, госслужащий может быть направлен в служебную командировку. В ст. 42 Закона № 889 установлено, что максимальная продолжительность такой командировки не может превышать 60 календарных дней, а более длительным она может быть лишь при условии письменного согласия госслужащего. При направлении лица в командировку следует учитывать его семейное положение и другие личные обстоятельства.

На эту тему также читайте «Новый закон о госслужбе: в чем суть», «Новый закон о госслужбе: ответственность госслужащих, а также увольнения».

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

1344 грн. / год

Купить

Лучшие материалы