Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Госбюджет-2018: приняты основные государственные соцгарантии

Анна Семененко

10.01.2018 2012 0 1


Из этой консультации узнаем об основных гарантированных социальных показателях на текущий год, а также об изменениях в действующие законодательные и нормативно-правовые акты, полномочиях Кабмина относительно реализации норм этих актов, которые будут действовать в 2018 году.


Минимальная зарплата и прожиточный минимум

С 01.01.18 г. вступил в силу Закон от 07.12.17 г. № 2246-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (далее – Закон № 2246). В нем кроме объемов доходов, расходов, а также возврата кредитов в бюджет и предоставления кредитов из бюджета, предельного объема дефицита госбюджета и оборотного остатка бюджетных средств утверждены размеры основных социально-экономических показателей.

Напомним: распоряжением КМУ от 14.06.17 г. № 411-р (с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 01.12.17 г. № 906) одобрен Прогноз экономического и социального развития Украины на 2018–2020 годы (далее – Прогноз № 411). То есть направления бюджетной политики отныне планируются на такой среднесрочный период. Кстати, Минфин в письме от 01.08.17 г. № 05110-14-21/20701 советует руководствоваться этими показателями при планировании доходной части местного бюджета на 2018 год и прогнозе на последующие годы.

Во время принятия Закона № 2246 ориентиром служили Основные макропоказатели на 2018 год, предусмотренные прогнозным сценарием 1.

Минимальная заработная плата (далее – МЗП) в течение 2018 года согласно ст. 8 Закона № 2246 составляет в месячном размере – 3 723 грн., в почасовом – 22,41 грн. То есть, в отличие от показателей прожиточного минимума (далее – ПМ), размер МЗП на весь 2018 год не изменяется.

Размеры ПМ на текущий год согласно ст. 7 Закона № 2246 следующие:

(грн.)

Социальные и демографические группы населения

Размер по периодам года

01.01.18 г. – 30.06.18 г.

01.07.18 г. – 30.11.18 г.

01.12.18 г. – 31.12.18 г.

1

2

3

4

Общий показатель

1 700

1 777

1 853

Дети в возрасте до 6 лет

1 492

1 559

1 626

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1 860

1 944

2 027

Трудоспособные лица

1 762

1 841

1 921

Лица, утратившие трудоспособность

1 373

1 435

1 497

Самый низкий должностной оклад

Как и запланировано сценарием 1 Прогноза № 411, размер должностного оклада работника 1-го тарифного разряда ЕТС с 01.01.18 г. составляет 1 762 грн. (это размер ПМ для трудоспособных лиц). Знаем, что показатель ПМ для трудоспособных лиц начиная с 01.01.17 г. применяется как расчетная величина для ЕТС в соответствии с Законом от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774).

Итак, исходя из обновленных согласно Закону № 1774 норм КЗоТа и Закону от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» размер минимального должностного оклада (тарифной ставки) не должен быть меньше ПМ для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года. Это касается и работников учреждений и организаций бюджетной сферы (медработников, педагогов, научных работников, работников культуры, соцзащиты и т. п.). Теперь эта норма должна быть зафиксирована также в постановлении КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».

Размер пенсии

Показатель ПМ для лиц, утративших трудоспособность (ст. 28 Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», далее – Закон № 1058), служит определяющим для установления минимального размера пенсии по возрасту. Исходя из этого, минимальная пенсия в течение текущего года будет такой же, как и размер ПМ для вышеупомянутых лиц, а именно: с 01.01.18 г. – 1 373 грн.; с 01.07.18 г. – 1 435 грн.; с 01.12.18 г. – 1 497 грн.

Что касается максимального размера пенсии, то согласно ст. 27 Закона № 1058 временно, до 31.12.17 г., с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме надбавок отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, он не должен был превышать 10 740 грн. В случае изменения этой нормы мы проинформируем читателей на страницах нашего издания.

Заметим: пенсия гражданам отныне назначается в соответствии с Законом от 03.10.17 г. № 2148-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсии», который вступил в силу с 11.10.17 г. Основными факторами, от которых зависит минимальный размер пенсии, является достижение мужчинами и женщинами определенного возраста и наличие у них страхового стажа.

Уровень обеспечения ПМ

В ст. 9 Закона № 2246 установлен уровень обеспечения ПМ для назначения пособия согласно Закону от 01.06.2000 г. № 1768-ІІІ «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». В процентном и гривневом значениях этот гарантированный минимум для лиц с низким уровнем доходов будет составлять:

  • для трудоспособных лиц – 21 %, а именно с 01.01.18 г. это будет 370 грн. (1 762 грн. х х 21 % : 100 %);
  • для детей – 85 %. Так, для детей в возрасте от 6 до 18 лет с 01.01.18 г. – 1 581 грн. (1 860 грн. х х 85 % : 100 %);
  • для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 100 %, то есть с начала 2018 года – 1 373 грн.

Как и в прошлом году, предусмотрены преференции относительно питания детей-дошкольников, установленные ст. 35 Закона от 11.07.01 г. № 2628-ІІІ «О дошкольном образовании».

То есть освобождаются от платы за питание ребенка родители или лица, их заменяющие, в случае обучения детей в государственном и коммунальном заведении дошкольного образования, если совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышает уровень обеспечения ПМ (гарантированного минимума), исходя из которого государством гарантируется минимальный размер помощи семьям с низкими доходами. В соответствии со ст. 9 Закона № 2246 уровень обеспечения ПМ для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в случае обучения в этих заведениях в 2018 году увеличивается в соответствии с ростом ПМ.

Другие госбюджетные новации

В ст. 67 БК определены отдельные особенности формирования местных бюджетов. В частности, они установлены относительно бюджетов территориальных громад, местные советы которых обрели полномочия по результатам первых выборов до 15 октября года, предшествующего плановому. Их местные бюджеты формируются в соответствии с нормами БК на плановый период. Однако в ст. 29 Закона № 2246, в виде исключения из этих положений БК, предусматривается иное. То есть в течение текущего года устанавливаются отношения между государственным бюджетом и бюджетами тех тергромад, местные советы которых обретают полномочия по результатам первых местных выборов, состоявшихся в 2017 году, согласно приложению 11 к Закону № 2246.

Это значит, что нет необходимости учитывать определенные ст. 67 БК особенности формирования таких тергромад на плановый бюджетный период (2018 год) во время составления проекта районного бюджета и бюджета объединенной тергромады, созданной в 2017 году, и территории этого района. Внимание! Соответственно уже не является актуальным в этой части письмо Минфина от 01.08.17 г. № 05110-14-21/20701, о котором мы уже ранее вспоминали в этой консультации.

И коротко о медицинской отрасли. Согласно ст. 30 Закона № 2246 с 01.07.18 г. расходы на предоставление первичной медицинской помощи должны осуществляться из госбюджета по программе государственных гарантий медобслуживания населения для первичной медпомощи. Порядок осуществления таких расходов уполномочен установить Кабмин.

В то же время Кабмин имеет право перераспределять расходы программы «Предоставление первичной медицинской помощи населению» (код 2308020) для направления с 01.07.18 г. медицинской субвенции в части расходов на упомянутую медпомощь бюджетам административно-территориальных единиц, коммунальные заведения здравоохранения которых не заключили договоры о медобслуживании населения по программе государственных гарантий.

Заключительные положения Закона № 2246

В п. 5 Заключительных положений Закона № 2246 предусмотрено, что на 2018 год приостанавливают действие, в частности, нормы ч. 2 ст. 18 Закона от 25.02.94 г. № 4038-ХІІ «О судебной экспертизе» относительно размера должностных окладов судебных экспертов. Речь идет о том, что в текущем году не будет действовать норма об установлении работникам государственных специализированных учреждений (не военнослужащим и тем, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава), имеющих квалификацию судебного эксперта, должностных окладов в размере не менее 10 ПМ на 1 января календарного года.

На сегодня согласно постановлению КМУ от 30.03.11 г. № 314 «Об условиях оплаты труда работников государственных специализированных учреждений судебных экспертиз» установление судебным экспертам должностных окладов в таких размерах не предусмотрено, в то же время в связи с особыми условиями труда оклады им повышаются на 25 %. Поэтому, очевидно, в текущем году Кабмин в этой части не будет изменять документ относительно оплаты труда.

Согласно п. 12 Заключительных положений Закона № 2246 Кабмину поручено устранить в 2018 году диспропорции между размерами денежного обеспечения лиц рядового состава службы гражданской защиты и лиц младшего состава полиции.

Обращаем внимание еще на такие новации, предусмотренные Законом № 2246.

По итогам І квартала 2018 года Кабмину на основе мониторинга выполнения госбюджета поручено рассмотреть вопрос о возможности повышения размера МЗП до уровня 4 200 грн. в месяц уже со ІІ квартала этого года.

Согласно п. 20 и 21 Заключительных положений Закона № 2246 Кабмину по итогам первого полугодия 2018 года также поручено:

  • по результатам выполнения местных бюджетов внести на рассмотрение Верховной Рады предложения относительно изменений в госбюджет-2018 в части увеличения стабилизационной дотации из госбюджета местным бюджетам;
  • совместно с РНБО дополнительно проработать показатели госбюджета текущего года на обеспечение нацбезопасности и обороны и внести на рассмотрение Верховной Рады предложения об изменениях в госбюджет-2018.

Кроме того, Кабмин во втором полугодии 2018 года должен разработать и утвердить механизм внедрения с 01.01.19 г. предоставления субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме на уровне конечного потребителя. То есть планируется с начала следующего года жилищные субсидии предоставлять тем, кто действительно в них нуждается, однако в денежной форме.

Преференции, которые будут предоставляться в пределах решений Кабмина

Обращаем внимание на норму, которая в последние годы обычно содержится в каждом из законов о госбюджете на соответствующий год, а именно о применении норм и положений действующих законов в порядке и размерах, установленных Кабмином, с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов.

Так, в этом году ч. 12 ст. 29 Закона от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе» будет применяться именно таким образом. Это касается определенных упомянутой нормой законодательства денежных выплат резервистам на все время исполнения ими обязанностей службы в военном резерве из расчета до 2 ПМ для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (1 762 грн. х 2 = 3 524 грн.). Денежные средства согласно этой норме должны были предусматриваться в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство воинскими формированиями. Получается, что упомянутая выплата, исходя из ресурсов бюджетов, может составлять сумму меньше 3 524 грн., и решение об этом должен принять Кабмин.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы