• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Заполняем Э-декларацию: учитываем нюансы

06.03.2019 858 0 1

Заполняем Э-декларацию, учитываем нюансы: часть вторая

Заполняем Э-декларацию, учитываем нюансы на примерах

Э-декларирование в вопросах и ответах
 

 


Согласно ч. 1 ст. 45 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700) субъекты декларирования обязаны ежегодно до 1 апреля подавать путем заполнения на официальном веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее – НАПК) декларацию лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления, по форме, которая определяется НАПК. Такая декларация охватывает отчетный год (предыдущий год) за период с 1 января до 31 декабря включительно. Рассмотрим особенности заполнения этого документа.


Для заполнения декларации советую воспользоваться Разъяснением НАПК от 11.08.16 г. № 3 по применению отдельных положений Закона № 1700 относительно мер финансового контроля. Последние изменения внесены 21 и 29 декабря 2018 года!

Как предусмотрено ч. 2 ст. 52 Закона № 1700, в случае существенного изменения в имущественном состоянии субъекта декларирования, а именно получения им дохода, приобретения имущества на сумму, превышающую 50 прожиточных минимумов (далее – ПМ), установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года, указанный субъект в 10-дневный срок с момента получения дохода или приобретения имущества обязан письменно уведомить об этом НАПК. Указанная информация вносится в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления (далее – Реестр), и обнародуется на официальном веб-сайте Национального агентства.

Согласно ст. 7 Закона от 23.11.18 г. № 2629-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» (далее – Закон № 2629) в 2019 году ПМ для трудоспособных лиц установлен в размере 1 921,00 грн.

Итак, с 01.01.19 г. обязанность субъектов декларирования уведомлять о существенных изменениях в имущественном состоянии возникает в случае получения дохода или приобретения имущества на сумму, превышающую 50 ПМ, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года, то есть 96 050 грн.

Обращаю внимание субъектов декларирования! Заполняя декларацию за 2018 год, необходимо пользоваться размером ПМ, установленного для трудоспособных лиц на 01.01.18 г., то есть – 1 762 грн.

Чтобы своевременно представить декларацию, субъект декларирования должен провести подготовительную работу, прежде всего проверить адрес электронного почтового ящика, указанный в персональном кабинете.

Обратите внимание, что для работы с Реестром нужно использовать почтовые ящики, которые не подпадают под ограничения (в частности: ukr.net, i.ua, email.ua, gmail.com и т. п.). В противном случае его нужно изменить, создав в персональном кабинете Реестра личный почтовый ящик, или использовать другой.

Следующим шагом подготовки к представлению декларации будет проверка сроков действия и трудоспособности электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).

Тот, кто впервые будет подавать декларацию, должен сначала получить ЭЦП в аккредитованном центре сертификации ключей (далее – АЦСК).

Что и как декларируем

В электронной декларации указываются информация о субъекте декларирования, членах его семьи и сведения об имуществе, которое находится в их владении, другом праве пользования, на праве аренды. В частности, декларированию подлежит недвижимость, ценное движимое имущество (например, транспортные средства, ювелирные изделия), ценные бумаги, корпоративные права, доходы, денежные активы, финансовые обязательства, а также указывается информация о членстве декларанта в организациях, о юридических лицах, бенефициаром которых является декларант или члены его семьи, о расходах декларанта.

Если у субъекта декларирования по определенным причинам нет всех данных, необходимых для заполнения, то декларацию нужно подавать с имеющимися данными. Ведь согласно ч. 4 ст. 45 Закона № 1700 до окончания семи дней после представления декларации субъект декларирования имеет право представить исправленную (уточненную) декларацию. Главное – своевременно представить декларацию.

Не обязательно соблюдать очередность заполнения разделов, а можно заполнять любой раздел по желанию. Разделы декларации заполняются в зависимости от имущественного состояния субъекта декларирования или членов его семьи.

Поскольку мы рассматриваем порядок заполнения декларации за 2018 год, то надо выбирать тип декларации «ежегодная за 2018 год».

Раздел 2.1

Раздел 2.1 «Информация о субъекте декларирования» не является сложным для заполнения.

В нем указываются сведения о субъекте декларирования. Фамилия, имя, отчество и идентификационный номер автоматически считываются с личной ЭЦП. Изменить их или внести исправления самостоятельно невозможно, поэтому в случае выявления ошибок, неточностей необходимо обратиться в АЦСК для внесения исправлений.

В этом разделе декларант указывает дату рождения, место регистрации и адрес фактического места жительства, место работы (название учреждения), занимаемую должность. Если в списке, который выпадает из окошка «тип должности» и «категории должности», нет соответствующего значения, то ячейки нужно сделать неактивными. В любом случае надо указать зарегистрированное место жительства, место фактического проживания или адрес, который считаете удобным для дальнейшей переписки с НАПК. В разъяснении НАПК от 11.08.16 г. № 3 указано, что это может быть даже адрес почтового ящика.

Если адрес регистрации совпадает с местом фактического проживания, то просто надо поставить галочку в графе «Совпадает с зарегистрированным местом жительства».

Следует обратить внимание: информация относительно зарегистрированного/фактического места жительства обязательно отражается в разд. 3 «Объекты недвижимости». Это и является логическим контролем.

Если данные во всех полях заполнены правильно, то напротив раздела (в меню) появится отметка (галочка). Если же данные внесены неправильно, некорректно или заполнены не в полном объеме, то в меню напротив списка разделов появится красный кружочек с восклицательный знаком посредине.

Раздел 2.2

В разд. 2.2 указывается информация о членах семьи декларанта. Согласно Закону № 1700 к членам семьи относятся: лица, состоящие в браке, а также их дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, находящиеся под опекой и попечительством, другие лица, которые совместно проживают, связаны совместным бытом, имеют взаимные права и обязанности (кроме лиц, взаимные права и обязанности которых не имеют характера семейных), в том числе лица, живущие вместе, но не состоящие в браке.

Если между мужчиной и женщиной брак официально не расторгнут (даже если лица вместе не живут по разным на то причинам, не связаны совместным бытом и т. п.), то включение этого члена семьи в перечень обязательно.

Также членом семьи считают какое-либо лицо, которое одновременно соответствует трем следующим признакам: проживание вместе с декларантом; ведение совместного хозяйства; взаимные права и обязанности, имеющие характер семейных. При отсутствии хотя бы одного из этих признаков для целей декларирования другие лица не будут считаться членами семьи субъекта декларирования. Это определение исключает, например, совместную аренду недвижимости при отсутствии семейных отношений. В таком случае членом семьи может быть как родственник декларанта (ребенок или родители, при условии проживания вместе), так и сожитель.

Итак, определить членов семьи декларанта можно по такой простой формуле (при обязательном соединении трех совокупных признаков): проживание вместе + совместный быт + взаимные права и обязанности = член семьи.

Относительно членов семьи декларанта отражается следующая информация: тип связи; фамилия, имя, отчество; дата рождения; идентификационный номер, гражданство.

В случае отсутствия у члена семьи идентификационного номера (например, из-за религиозных убеждений и т. п.) указывается серия, номер паспорта. У ребенка, для которого не получался идентификационный номер, указывается серия и номер свидетельства о рождении.

Если же член семьи отказал субъекту декларирования в предоставлении идентификационного номера или паспортных данных, то выбирается значение (пометка) «Член семьи не предоставил данных».

Если у декларанта нет членов семьи, то разд. 2 не заполняется.

Вся информация отражается по состоянию на конец отчетного периода.

Раздел 3

В этом разделе нужно задекларировать все объекты недвижимости, земельные участки, которые есть в собственности субъекта декларирования и/или членов его семьи (частной, совместной, общей частичной и т. п.), или которыми они владеют или пользуются, в частности арендуют.

Каждый объект недвижимости декларируется отдельно, с отражением: вида объекта; его площади; регистрационного номера; даты получения права; стоимости на дату приобретения права; стоимости по последней денежной оценке (в случае наличия); его расположения; типа права; информации о собственнике; доли собственности.

В позиции «Регистрационный номер»: для земли (земельного участка) это означает, что надо указать кадастровый номер, для дома или квартиры – регистрационный номер, который указан в Едином реестре прав на недвижимое имущество.

Помните! Если в поле «Тип собственности» выбрано – «Собственность», это означает, что показатель доли собственности составляет 100 %.

Если у совладельцев определена доля собственности, то указываем ее в процентах согласно правоустанавливающим документам. В случае наличия совладельцев, но отсутствия документального определения долей собственности в поле «Доля собственности» указывается «Не применяется».

Если объект недвижимости находится в аренде или на другом праве пользования, о собственнике такого имущества также предоставляются сведения или указывается наименование соответствующего юридического лица с указанием кода Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. В этом случае в поле «Доля собственности» необходимо указать – «Не применяется».

Если декларант и/или член его семьи проживает в помещении, которое ему не принадлежит, то указывается тип права – право пользования в связи с регистрацией места проживания.

Если земельный участок приватизирован, то «Тип права» указывается – «Собственность», если же не приватизирован, то собственник должен указать соответствующий совет, к собственности которого он принадлежит. Однако, для того чтобы достоверно отразить это в декларации, декларант должен обратиться к открытому источнику информации, а именно к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.

Наиболее распространенные вопросы относительно заполнения разд. 3

Нужно ли подавать уведомление о существенных изменениях в имущественном состоянии, если приватизирована квартира?

Да, если в документах на приватизацию сумма превысит 50 ПМ.

Подарил квартиру дочери. Как отразить эту информацию?

Дарение квартиры – это отчуждение. Однако в случае дарения доход не получен, поэтому в декларации в разделе «Объекты недвижимости» квартиру не указывать, а в разд. 14 «Расходы и прочие сделки» в табличке 2 («Прочие сделки») указать, что субъект декларирования утратил право владения.

Как указать «Стоимость на дату приобретения права», если дом в течение нескольких лет строился за свой счет?

Если во время ввода в эксплуатацию дома проводилась экспертная оценка, то ее результаты указывать как стоимость на дату приобретения.

Субъект декларирования получил наследство (квартиру), стоимость которого превышает 50 ПМ. Это наследство сразу же отчуждено. Деньги разделены с братом. Полученные средства (сумма которых превышает 50 ПМ) декларант положил на собственный счет в банке. Как отразить это в декларации?

Раздел 11: «Вид дохода», выбирается «Наследство» (данные указать согласно правоустанавливающим документам).

Раздел 11: «Вид дохода», выбрать позицию «Доход от отчуждения недвижимого имущества» (данные отразить согласно правоустанавливающим документам).

Раздел 12. Указать сумму средств, размещенных на счете в банке.

Раздел 14. Заполнить табличку 2, указав, что:

  • субъект декларирования приобрел право собственности;
  • право собственности прекращено.

В отчетном периоде изменена фамилия в связи с бракосочетанием. Как это указать в декларации, если субъект декларирования является собственником жилья, где указана старая фамилия? Какую фамилию писать: новую или старую?

Если по состоянию на конец отчетного периода фамилия уже новая, то декларацию надо подавать по новой фамилии и указать старую фамилию в графе «В отчетном периоде была изменена фамилия, имя и отчество».

Относительно собственности на жилье, то выбирать себя из списка как субъекта декларирования.

В квартире прописан субъект декларирования, его родители, сестра. На квартиру есть только ордер, который был выдан на четверых. Каков тип собственности у субъекта декларирования и членов семьи?

Ордер – это документ, дающий право на вселение в жилое помещение. Соответственно для декларанта и членов его семьи – это другое право пользования, проживания.

Решением совета был утвержден проект землеустройства относительно отвода земельного участка и передачи его безвозмездно в частную собственность члену семьи декларанта. То есть предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства. Дальнейшие действия относительно получения права собственности на этот земельный участок членом семьи еще не проводились. Как это отразить в э-декларации?

В позиции «Тип права» указывается – «Другое право пользования» и указывается «Разрешение на разработку проекта землеустройства».

Нужно помнить, что объекты недвижимости декларируются согласно их наличию по состоянию на последний день отчетного периода.

Раздел 4

Этот раздел «Объекты незавершенного строительства» заполняется аналогично разд. 3.

Также в нем декларант должен задекларировать:

  • объекты незавершенного строительства;
  • объекты, не принятые в эксплуатацию;
  • объекты, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Такие объекты должны быть задекларированы, если они:

а) принадлежат субъекту декларирования или членам его семьи на правах собственности согласно Гражданскому кодексу;

б) расположены на земельных участках, которые принадлежат субъекту декларирования или членам его семьи на праве частной собственности, включая совместную собственность, или переданы им в аренду либо на другом праве пользования, независимо от правовых оснований приобретения такого права;

в) полностью или частично построены из материалов или за средства субъекта декларирования или членов его семьи.

В случае наличия объектов незавершенного строительства их необходимо отразить в разд. 4, поскольку после регистрации в установленном порядке эти объекты нужно указывать в разд. 3 «Объекты недвижимости». Если во время ввода в эксплуатацию проводилась экспертная оценка, то ее результаты необходимо указать в разд. 3 «Объекты недвижимости» в поле «Стоимость на дату приобретения права».

Продолжение этой темы см. в следующих консультациях.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

899 грн. / год

Купить

Лучшие материалы