• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Неприбыльный отчет: бюджетные особенности формирования

12.02.2019 1218 0 4

Среди годовой отчетности бюджетного учреждения отдельного внимания заслуживает Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (далее – Неприбыльный отчет). Его форма утверждена приказом Минфина от 17.06.16 г. № 553 (в редакции приказа от 28.04.17 г. № 469). К сожалению, ни в одном нормативном акте не конкретизированы особенности отражения в этом отчете доходов и расходов, специфичных для бюджетной сферы. Поэтому поделимся собственными рассуждениями по поводу формирования такого отчета бюджетными учреждениями по результатам 2018 года.


Кто и в какие сроки представляет Неприбыльный отчет

Бюджетные учреждения отнесены к неприбыльным организациям, которые соответствуют требованиям п. 133.4 Налогового кодекса (далее – НК) и не являются плательщиками налога на прибыль (абзац второй пп. 133.4.6 НК). В свою очередь, такие учреждения могут иметь (ст. 95 Гражданского кодекса, далее – ГК):

  • филиалы (обособленное подразделение юрлица, которое расположено за пределами его местонахождения и осуществляет все или часть его функций);
  • представительства (обособленное подразделение юрлица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет представительство и защиту интересов юрлица).

Филиалы и представительства не считаются юрлицами. А согласно пп. 133.4.6 НК к неприбыльным организациям могут быть отнесены лишь юрлица. К тому же, пп. 133.4.1 НК определяет, что неприбыльным предприятием, учреждением и организацией для целей обложения налогом на прибыль предприятий считается предприятие, учреждение и организация, которые, в частности, созданы и зарегистрированы в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации. Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра утвержден постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440 (далее – Порядок № 440)

Таким образом, в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) может быть включена неприбыльная организация, имеющая статус юрлица, которое создано и зарегистрировано в соответствии с законами Украины, регулирующими деятельность соответствующего неприбыльного учреждения и организации, в том числе и бюджетного учреждения. Обособленное подразделение (филиал) такого учреждения, которое не является юрлицом в соответствии с законодательством Украины, не может быть зарегистрировано как неприбыльная организация и поэтому не включается в Реестр (см. разъяснения в ОИР, категория 102.04). Следовательно, поскольку статус неприбыльной организации получает лишь юрлицо, то Неприбыльный отчет должен включать показатели деятельности всех подразделений бюджетного учреждения без создания юрлица, входящих в его состав (см. ИНК ГУ ГФС в Одесской области от 19.01.18 г. № 229/ІНК/15-32-12-01-04).

Согласно общим нормам последнего абзаца п. 46.2 НК неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 НК, представляют в органы ГФС Неприбыльный отчет и годовую финотчетность. В пп. 133.4.7 НК для них установлен годовой налоговый (отчетный) период. Поэтому отчетность нужно представить в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (пп. 49.18.3 НК). Последний день представления бюджетным учреждением Неприбыльного отчета за 2018 год – 1 марта 2019 года.

Вступительная часть Неприбыльного отчета

В строке 1 вступительной части отчета нужно проставить соответствующую отметку «х» напротив:

  • «Звітний» – если отчет представляется впервые за 2018 год;
  • «Звітний новий» – если отчет с исправленными ошибками представляется не позднее 1 марта 2019 года;
  • «Уточнюючий» – если отчет с исправленными ошибками представляется после 1 марта 2019 года.

Строка 2 «Звітний (податковий) період 20__ року» и строка 3 «Звітний (податковий) період, що уточнюється 20__ року» вступительной части Неприбыльного отчета предусматривают два отчетных (налоговых) периода: год и месяц. Однако месячный налоговый (отчетный) период касается лишь тех неприбыльных предприятий, учреждений и организаций, которые нарушили требования п. 133.4 НК. Это предусмотрено пп. 133.4.3 НК.

В строке 4 указывается полное наименование бюджетного учреждения согласно регистрационным документам, в строке 5 – код согласно ЕГРПОУ, а в строке 6 – налоговый адрес и контактные данные учреждения (почтовый индекс, телефон, мобильный телефон, факс).

Информация о дате и номере решения о включении неприбыльной организации в Реестр (строка 7), а также признак неприбыльности (строка 8) считаются обязательными реквизитами формы Неприбыльного отчета (п. 48.4 НК). При отсутствии такой информации отчет утрачивает определенный НК статус с наступлением предусмотренных законом юридических последствий (п. 48.2 НК).

В то же время, как подчеркивает ГФС в письме от 19.07.17 г. № 19001/7/99-99-15-02-01-17 (далее – Письмо № 19001), в строках 7 и 8 указывается дата и номер последнего решения контролирующего органа о включении, повторном включении неприбыльной организации в Реестр и присвоении или изменении признака неприбыльности.

Напомним, что для бюджетных учреждений предусмотрен признак неприбыльности (0031). Это следует из структуры присвоения этих признаков, приведенной в п. 4 Порядка № 440.

В строке 9 указывается наименование органа ГФС, в который представляется Неприбыльный отчет.

Доходы и расходы (расходы) бюджетного учреждения

Бюджетные учреждения заполняют только часть I Неприбыльного отчета.

В строках 1.1–1.11 отражаются доходы, полученные неприбыльной организацией, а в строках 2.1–2.6 – суммы расходов (затрат). И, как разъясняет ГФС в Письме № 19001, в указанных строках показатели заполняются с учетом особенностей деятельности неприбыльной организации в соответствии с законом, регулирующим деятельность такой неприбыльной организации (в нашем случае – бюджетного учреждения).

Вместе с тем в Письме № 19001 ГФС пытается вывести единое правило для всех неприбыльных организаций: формирование доходов и расходов, которые отражаются в Неприбыльном отчете, производится по правилам бухучета, то есть в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты средств.

При этом в разъяснении, предоставленном в ОИР, категория 102.04, фискалы приходят к выводу, что каждый конкретный случай отражения доходов и расходов в Неприбыльном отчете, который касается особенностей деятельности неприбыльной организации в зависимости от закона, регулирующего такую деятельность, требует анализа договоров и первичных документов.

Отражение в Неприбыльном отчете доходов и расходов по правилам бухучета подойдет для всех неприбыльных организаций (которые применяют планы счетов для обычных хозрасчетных предприятий), кроме бюджетных учреждений. Ведь, как видно из названия специфических строк, которые будут заполняться такими учреждениями в Неприбыльном отчете, логично все же ориентироваться не на бухучет, а на специальную отчетность бюджетных учреждений, связанную с поступлением и расходованием средств общего и специального фондов (см. табл. 1). Такая специальная отчетность предусмотрена Порядком составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденным приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44)

Таблица 1. Взаимосвязь специальной отчетности бюджетных учреждений и Неприбыльного отчета

Бюджетный отчет

Строка части І Неприбыльного отчета

название

форма

Приложение к Порядку № 44

графа

строка

Звіт про надходження та використання коштів загального фонду

№ 2д, № 2м

1

7 «Надійшло коштів за звітний період (рік)»

010 «Видатки та надання кредитів — усього»

1.1 «фактично одержане фінансування бюджетної установи (організації) за загальним фондом»

8 «Касові за звітний період (рік)»

2.1 «сума видатків (витрат) бюджетної установи (організації) за загальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів»

Звіт про надходження і використання коштів, отриманих як плата за послуги

№ 4-1д, № 4-1м

2

9 «Надійшло коштів за звітний період (рік)»

010 «Надходження коштів — усього»

1.3 «доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом»

10 «Касові за звітний період (рік), усього»

070 «Видатки — усього»

2.2 «сума видатків (витрат) бюджетної установи (організації) за спеціальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів»

Звіт про надходження і використання коштів, отриманих за іншими джерелами власних надходжень

№ 4-2д, № 4-2м

3

8 «Надійшло коштів за звітний період (рік)»

010 «Надходження коштів — усього»

1.3 «доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом»

9 «Касові за звітний період (рік), усього»

070 «Видатки та надання кредитів — усього»

2.2 «сума видатків (витрат) бюджетної установи (організації) за спеціальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів»

Звіт про надходження і використання інших надходжень спеціального фонду

№ 4-3д, № 4-3м

4

9 «Надійшло коштів за звітний період (рік)»

010 «Видатки та надання кредитів — усього»

1.3 «доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом»

10 «Касові за звітний період (рік), усього»

2.2 «сума видатків (витрат) бюджетної установи (організації) за спеціальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів»

Звіт про надходження і використання коштів, отриманих на виконання програм соціально-економічного та культурного розвитку регіонів

№ 4-4д

5

7 «Надійшло коштів за звітний період (рік)»

010 «Надходження коштів — усього»

1.1 «фактично одержане фінансування бюджетної установи (організації) за загальним фондом»

8 «Касові за звітний період (рік)»

040 «Видатки — усього»

2.1 «сума видатків (витрат) бюджетної установи (організації) за загальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів»

Звіт про надходження і використання інших надходжень спеціального фонду (позики міжнародних фінансових організацій)

№ 4-3д.1, № 4-3м.1

6

11 «Надійшло коштів за звітний період (рік), грн»

010 «Видатки та надання кредитів — усього»

1.3 «доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом»

14 «Касові за звітний період (рік), грн»

2.2 «сума видатків (витрат) бюджетної установи (організації) за спеціальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів»

Для бюджетных учреждений в Неприбыльном отчете предусмотрена еще одна строка – 1.2 «залишки коштів бюджетної установи (організації) на спеціальних рахунках, що перейшли з попереднього року», название которой говорит само за себя. Здесь нужно отразить общие суммы остатков средств на специальных регистрационных счетах на начало отчетного года.

Часть II Неприбыльного отчета предусмотрена для расчета налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий. Заполняется она лишь теми неприбыльными организациями, которые нарушили требования, определенные в п. 133.4 НК.

Финотчетность как приложение к Неприбыльному отчету

Отдельное приложение ФЗ к Неприбыльному отчету формы финотчетности. Субъекты бухучета в государственном секторе при составлении такой отчетности применяют нормы НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденного приказом Минфина от 28.12.09 г. № 1541. В п. 1 разд. IV этого стандарта определено, что финотчетность в государственном секторе состоит из: Баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о собственном капитале, Отчета о движении денежных средств и Примечаний к годовой финансовой отчетности (формы №№ 1-дс–5-дс). Заметим, что форма Примечаний к годовой финансовой отчетности (ф. № 5-дс) утверждена приказом Минфина от 29.11.17 г. № 977.

О том, что все перечисленные выше формы прилагаются к Неприбыльному отчету бюджетного учреждения, обращает внимание ГФС в разъяснении, размещенном в ОИР, категория 102.23.02.

Подтверждением представления финотчетности вместе с Неприбыльным отчетом служит отметка «в ячейке «ФЗ» таблицы «Наявність додатків» и в таблице «Наявність поданих до Звіту про використання доходів (прибутків) неприбуткової організації додатків – форм фінансової звітності». Бюджетное учреждение проставляет отметку в тех графах таблицы, которые соответствуют названиям форм финотчетности, представленной вместе с Неприбыльным отчетом.

Ответственность по Неприбыльному отчету

И в завершение выясним, чем угрожает бюджетному учреждению непредставление Неприбыльного отчета в орган ГФС или заполнение его с ошибками. Ответ в табл. 2.

Таблица 2. Ответственность по Неприбыльному отчету

Вид нарушения

Ответственность

Норма

Категория ОИР

Непредставление/несвоевременное представление

Финансовая ответственность: штраф в размере 170 грн. за каждое непредставление или несвоевременное представление (за повторное нарушение в течение года штраф в размере 1 020 грн.)

П. 120.1 НК

102.25

Представление без финотчетности*

Нарушение порядка заполнения

Административная ответственность: штраф от 85 до 170 грн.

Ч. 1 ст.1631 КоАП

* Поскольку в таком случае Неприбыльный отчет не признают налоговой декларацией

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

1344 грн. / год

Купить

Лучшие материалы