Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Обжалование публичных закупок


Из этой статьи вы узнаете: о правилах обжалования публичных закупок, в частности типичные вопросы обжалования.

Что можно применить на практике: рекомендации, как действовать заказчику, если участник обжалует закупку, в частности, как правильно определить сроки для заключения договора о закупке по обжалованной процедуре.


Орган обжалования

Как и относительно «бумажных» закупок, органом обжалования электронных торгов является Антимонопольный комитет (далее – АМК).

Следует заметить, что АМК до сих пор еще рассматривает жалобы по «бумажным» закупкам, поскольку еще не все заказчики завершили такие закупки.

Обратите внимание, что жалобы относительно «бумажных» торгов участники должны подавать, а АМК – рассматривать в соответствии с положениями Закона от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок».

Если же заказчика (или участника) интересует практика обжалования «бумажных» закупок, то он может ознакомиться с решениями органа обжалования, обнародованными на официальном сайте АМК в рубрике «Деятельность в сфере государственных закупок» подрубрики «Информация о решении относительно обжалования процедур государственных закупок».

Подача жалобы

Жалобы относительно электронных закупок участники подают согласно требованиям ст. 18 Закона от 25.12.15 г. № 922 VIIІ «О публичных закупках» (далее – Закон № 922). В свою очередь, АМК рассматривает такие жалобы тоже в соответствии со ст. 18 Закона № 922.

Одним из главных отличий в подаче жалобы относительно публичных закупок является то, что ее подают в АМК в форме электронного документа через электронную систему закупок ProZorro.

После того как участник разместит жалобу в системе ProZorro, она автоматически вносится в реестр жалоб. При этом система формирует регистрационную карточку жалобы. В этот же день жалоба автоматически обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок (Минэкономразвития).

Следует заметить, что как и во время «бумажного» обжалования, так и в настоящий момент участник должен приложить к жалобе документы/материалы, подтверждающие нарушение заказчиком процедуры закупки или неправомерность его решений, действий или бездействия.

Обратите внимание, что так же, как жалоба, должны быть поданы через систему ProZorro подтверждающие нарушение документы, а также документ относительно осуществления участником оплаты за подачу жалобы.

При этом плата за подачу жалобы установлена в таком же размере, как и за обжалование «бумажных» торгов – 5 тыс. грн. за обжалование закупки товаров/услуг, 15 тыс. грн. – работ (постановление КМУ от 23.03.16 г. № 291).

Обращаем внимание, что на сегодня в публичных закупках, если АМК принял жалобу к рассмотрению, в зависимости от стадии закупки (до аукциона или после) система ProZorro автоматически приостанавливает начало электронного аукциона, а также не обнародует договор о закупке и отчет о результатах проведения процедуры закупки. При обжаловании же «бумажных» торгов процедура закупки приостанавливается только в случае принятия АМК решения о приостановке.

Относительно срока рассмотрения АМК жалобы заметим, что в публичных закупках он сократился и составляет 15 рабочих дней с даты начала ее рассмотрения (даты обнародования регистрационной карточки жалобы в системе). Срок рассмот­ рения жалобы относительно «бумажных» торгов составлял 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в АМК.

Важным отличием в механизме обжалования публичных закупок является также то, что рассмотрение и принятие решения органом обжалования осуществляется не только на основании и в рамках полученной по жалобе информации, но и на основе информации и документов, размещенных в системе ProZorro.

АМК в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения жалобы размещает такое решение в системе ProZorro, которая, в свою очередь, отправит его как жалобщику, так и заказчику.

Как и в «бумажных» торгах, так и в электронных закупках, решение органа обжалования вступает в силу со дня его принятия и является обязательным для выполнения заказчиком и лицами, которых касается (ч. 12 ст. 18 Закона № 922). В случае же несогласия с этим решением как заказчик, так и участник могут его обжаловать в суде. Срок такого обжалования – 30 календарных дней со дня обнародования решения в системе ProZorro.

Стоит обратить внимание заказчиков, что договор о закупке, заключенный в период обжалования, будет ничтожным (ч. 1 ст. 37 Закона № 922). При этом, как и раньше, так и в настоящий момент, жалобы относительно заключенных договоров о закупке рассматриваются судами.

Практические моменты обжалования

Законом № 922 не предусмотрено размещение решений АМК на его официальном сайте, а именно в рубрике «Главная», подрубрике «Деятельность в сфере публичных закупок».

Здесь можно найти: информацию о требованиях к жалобам; перечень счетов для уплаты за подачу жалобы; сводные сведения о том, не привлекался ли участник к ответственности за совершение антиконкурентных действий и т. п. Но вы не найдете здесь решений по результатам рассмотрения АМК жалоб на публичные закупки.

Таким образом, если заказчика или участника интересует нынешняя практика обжалования, то необходимо открывать сайт www.prozorro.gov.uа. Поэтому дальше проанализируем, что в настоящее время чаще всего обжалуют участники и принимает ли все жалобы к рассмотрению и удовлетворяет АМК.

Принятие к рассмотрению жалобы: особенности

Обратите внимание, что АМК принимает к рассмотрению не все жалобы.

Так, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, она должна соответствовать требованиям, установленным в ч. 1 ст. 18 Закона № 922 и подана в сроки, предусмотренные ч. 2 данной статьи, а также жалобщик должен приложить к жалобе подтверждение оплаты ее рассмотрения.

На практике АМК отказывает в рассмотрении жалобы чаще всего из-за того, что участник прилагает одно и то же платежное поручение к разным жалобам. Чаще всего такое случается, если закупка происходит по лотам. Так, «прикрепляя» в системе ProZorro жалобу к первому лоту, участник прилагает к ней платежное поручение. Затем это же платежное поручение он прилагает и к жалобе, которую «прикрепляет» ко второму, третьему лотам. При этом АМК берет в работу первую жалобу, к которой приложено платежное поручение, а другие оставляет без рассмотрения, поскольку это платежное поручение уже было приложено к первой жалобе.

Например: решением АМК от 12.09.16 г. № 630 оставлена без рассмотрения жалоба ООО «КТБ «ЕВРОБИЗНЕССТАНДАРТ» от 07.09.15 г. № UA-2016-08-03-000170-a.b5 на закупку топлива для реактивных двигателей (ожидаемая стоимость 126 млн грн. с НДС, закупка № UA-2016-08-03-000170-a) Государственным агентством резерва Украины.

Особенности возобновления проведения торгов

После того как АМК примет решение по результатам рассмотрения жалобы о ее удовлетворении или об отказе в ее удовлетворении, или же решение о прекращении рассмотрения жалобы или оставлении ее без рассмотрения, система ProZorro автоматически, но не ранее чем через 2 календарных дня со дня размещения такого решения, определит дату и время проведения электронного аукциона. При этом система ProZorro должна сообщить об аукционе всем лицам, подавшим тендерные предложения.

Необходимо обратить внимание, что на практике были случаи, когда торги уже должны были быть разблокированы системой, однако не были разблокированы. Это делало невозможным, в частности, обнародование договора о закупке в предусмотренный законом срок. Поэтому в таком случае советуем заказчикам обращаться за помощью к службе поддержки площадки, через которую проводится закупка, или же, чтобы не пропустит срок для обнародования договора, заключить позже договор (но следите, чтобы не пропустить срок для его заключения).

Обращаем внимание, что в течение одного рабочего дня после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы АМК в системе ProZorro предоставляет информацию о резолютивной части решения, а в течение трех рабочих дней со дня его принятия размещает полный текст решения. Решение по результатам рассмотрения жалобы сразу после размещения в системе ProZorro обнародуется на веб-портале www.prozorro.gov.uа и отправляется субъекту обжалования и заказчику. Вступает в силу оно со дня его принятия.

Заключение договора после обжалования

Достаточно часто заказчики задаются вопросом, как правильно исчислить сроки для заключения договора о закупке по обжалованной процедуре. Ведь на момент рассмотрения органом обжалования жалобы отсчет таких сроков приостанавливается. Поэтому после принятия соответствующего решения относительно торгов заказчику необходимо осуществить новый расчет сроков с учетом такой приостановки (см. пример дальше).

Что касается открытых торгов, то в соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона № 922 заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем торгов в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 20 (календарных) дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложением участника-победителя. В целях обеспечения права на обжалование решений заказчика договор о закупке не может быть заключен раньше, чем через 10 (календарных) дней с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщения о намерении заключить договор о закупке.

Пример
Заказчик определил победителя 02.09.16 г. В этот же день он принял решение о намерении заключить договор о закупке. Сообщение о таком намерении заказчик обнародовал 05.09.16 г., руководствуясь положениями Гражданского кодекса (далее – ГК) относительно расчета сроков. Участник подал жалобу 12.9.16 г. Решение по результату рассмотрения жалобы принято 22.09.16 г. Рассчитаем сроки для заключения договора о закупке по обжалованной процедуре.

1. Сначала определим десятидневный срок, в который заказчик не имеет права заключать договор.

Так, согласно ч. 1 ст. 32 Закона № 922 решение о намерении заключить договор о закупке принимается заказчиком в день определения победителя. В течение одного дня после принятия такого решения заказчик обнародует на веб-портале Уполномоченного органа сообщение о намерении заключить договор и отправляет его победителю.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГК течение срока начинается со дня, следующего после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.

При этом в ч. 5 ст. 254 ГК указано: если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, определенный в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый за ним рабочий день.

В нашей ситуации первый и последний день для обнародования в системе сообщения о намерении заключить договор о закупке приходится на субботу, которая в учреждении является выходным днем. Следовательно, в этой ситуации днем окончания срока обнародования сообщения о намерении заключить договор о закупке будет первый рабочий день – 05.09.16 г.

Таким образом, поскольку сообщение о намерении заключить договор о закупке обнародовано на www.prozorro.gov.uа 05.09.16 г., то 10-й календарный день приходится на 15.09.16 г. То есть до 15.09.16 г. включительно заказчик не имеет права заключать договор о закупке.

Согласно ч. 6 ст. 18 Закона № 922 датой начала рассмотрения жалобы является дата обнародования регистрационной карточки жалобы в системе ProZorro. После размещения жалобы субъектом обжалования в системе жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карточка. Жалоба вместе с регистрационной карточкой в день размещения субъектом обжалования автоматически обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа. Следовательно, датой начала рассмотрения жалобы является 12.09.16 г.

Как предусмотрено ч. 8 ст. 18 Закона № 922, рассмотрение жалобы приостанавливает течение сроков, установленных ч. 2 ст. 32 данного Закона. Течение этих сроков продолжается со дня, следующего за днем принятия решения органом обжалования по результатам рассмотрения жалобы, решения о прекращении рассмотрения жалобы или решения об оставлении жалобы без рассмотрения.

Таким образом, с 12.09.16 г. приостанавливается отсчет срока, который равняется 10 календарным дням. Поэтому из 10 календарных дней истекло только 6.

Решение по результату рассмотрения жалобы принято 22.09.16 г. Следовательно, отсчет срока продолжается с 23.09.16 г.

Поскольку из 10 календарных дней до дня приостановки течения этого срока истекло только 6 дней, то еще необходимо отсчитать четыре дня начиная с 23.09.16 г.

Таким образом, до 26.09.16 г. включительно заказчик не имеет права заключать договор о закупке. Если до 27.09.16 г. торги не будут обжалованы опять, то с 27.09.16 г. заказчик может заключать договор.

2. Теперь определим 20-дневный срок, не позднее которого заказчик может заключить договор.

Так, заказчик заключает договор о закупке с победителем торгов не позднее чем через 20 (календарных) дней со дня принятия решения о намерении его заключить.

Заказчик принял такое решение 02.09.16 г. Следовательно, последним днем для заключения договора является 22.09.16 г.

Но с 12.09.16 г. (день подачи жалобы) приостанавливается расчет указанного 20-дневного срока. Поэтому из 20 календарных дней истекло только 9.

Решение по результату рассмотрения жалобы принято 22.09.16 г., поэтому отсчет срока продолжается с 23.09.16 г.

Поскольку из 20 календарных дней до дня приостановки течения этого срока прошло только 9 дней, то еще должны отсчитать 11 дней, начиная счет с 23.09.16 г. Следовательно, конечным сроком заключения договора будет 03.10.16 г.

Таким образом, в нашей ситуации после обжалования закупки, с учетом обновленных сроков, заказчик может заключать договор о закупке не раньше 27.09.16 г. и не позднее 03.10.16 г.

В заключение не лишним будет напомнить, что согласно норме абзаца четвертого ч. 1 ст. 37 Закона № 922 договор о закупке является ничтожным (недействительным) в случае его заключения с нарушением сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 32 и абзацем восьмым ч. 3 ст. 35 данного Закона, кроме случаев приостановки течения сроков в связи с рассмотрением жалобы органом обжалования в соответствии со ст. 18 данного Закона.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы