Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Госзакупки: стоимостный предел для проведения повышен; представление информации об основаниях для отказа упрощено

Законом от 15.09.15 г. № 679-VIII (далее – Закон № 679), вступившим в силу с 30.09.15 г., внесены изменения в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок, в том числе и в Закон от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197), в целях приведения их в соответствие с международными стандартами и принятия мер по преодолению коррупции. Что изменилось в Законе № 1197, рассмотрим подробно.

Изменение стоимостных пределов применения торгов

Изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, стоимостный предел для товаров (услуг) увеличен со 100 тыс. грн. (без НДС) до 200 тыс. грн. (с НДС), а работ – с 1 млн грн. (без НДС) до 1,5 млн грн. (с НДС) При этом увеличился порог для применения запроса ценовых предложений: с 300 тыс. грн. (с НДС) до 500 тыс. грн. (с НДС).

Изменены пределы стоимости закупок, при достижении которых объявление о закупке должно быть обнародовано заказчиком на английском языке:

  • уменьшены для товаров и услуг с 200 тыс. евро (товары) и 300 тыс. евро (услуги) до 133 тыс. евро для обеих позиций;
  • увеличены для работ с 500 тыс. евро до 5,15 млн евро.

Взаимодействие с органами Казначейства

Согласно обновленной редакции Закона № 1197 органы Казначейства до осуществления оплаты по договору о закупке проверяют только наличие оригинала договора о закупке, который заказчик должен предоставить Казначейству, годового плана закупок и отчета о результатах проведения процедуры закупки, подтверждающих проведение процедуры закупки, по результатам которой заключен договор о закупке. То есть органы Казначейства, с одной стороны, в настоящее время освобождены от обязанности проверять соответствие заключенного договора о закупке отчету о результатах проведения процедуры закупки и годовому плану закупок, правильность их оформления в соответствии с законодательством, а также наличие объявления о проведении процедуры закупки, сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов (ценового предложения, предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки), сведений о рамочном соглашении, по которому заключен договор о закупке, объявления о результатах процедуры закупки, которые были обнародованы на веб-портале.

Вместе с тем, с другой стороны, законодатель оставил в предыдущей редакции абзацы третий и четвертый ч. 3 ст. 7 Закона № 1197. Так, в силу указанных норм Закона № 1197 предусмотрено, что Казначейство принимает меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятым финансовым обязательствам по договору о закупке в случае отсутствия или несоответствия установленным законодательством требованиям необходимых документов, предусмотренных этим Законом. То есть Казначейство может отказать заказчику в регистрации договора о закупке, если, например, отчет о результатах проведения процедуры закупки составлен не в соответствии с установленными приказом Минэкономразвития от 15.09.14 г. № 1106 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» требованиями по оформлению этого документа. Как следствие, заказчик станет перед вопросом исправления допущенных ошибок в уже обнародованном документе. Ведь если раньше перед обнародованием отчета заказчик подавал его бумажный вариант в Казначейство и имел возможность откорректировать отчет до момента обнародования, то сейчас представление отчета в бумажном виде в Казначейство для заказчика не предусмотрено. Зато в силу новых изменений установлено, что проверка наличия отчета о результатах проведения процедуры закупки и годового плана закупок осуществляется Госказначейством путем просмотра документов, размещенных на веб-портале Уполномоченного органа.

Также заказчику не нужно годовой план, изменения в него отправлять в орган Казначейства по месту обслуживания в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения. Такое требование исключено из Закона № 1197.

Новации относительно открытости и прозрачности

В результате изменений, внесенных в Закон № 1197 (ч. 1 ст. 10), заказчики обязаны в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки обнародовать не только сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения, как ранее, но и протокол оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений).

К тому же теперь предусмотрено, что участник, предложение конкурсных торгов которого не было акцептовано и не признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки, может обратиться к заказчику с требованием о предоставлении информации о предложении, признанном наиболее экономически выгодным по результатам оценки, в том числе об указании его преимуществ по сравнению с предложением участника, отправившего обращение. Заказчик обязан предоставить ему письменный ответ не позднее чем через 5 дней со дня поступления такого обращения (ч. 2 ст. 31 Закона № 1197).

В случае если участник, предложение конкурсных торгов которого отклонено, считает недостаточной аргументацию, указанную в информации о предложении победителя, он может повторно обратиться к заказчику с требованием предоставить дополнительную информацию о причинах несоответствия его предложения условиям документации конкурсных торгов, в частности технической спецификации и/или его несоответствия квалификационным критериям. Заказчик обязан предоставить ответ такому участнику с информацией, которую он запрашивал, не позднее чем через 5 календарных дней со дня поступления обращения от участника (ч. 3 ст. 29 Закона № 1197). Заметим, что аналогичная информация без персонального уведомления участника как раньше, так и в настоящее время обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 29 Закона № 1197).

То есть у участника, который не был определен победителем, появилось два источника получения информации о причинах такого неопределения: в общем доступе – через обнародованные данные и персонально через ответы на его запросы от заказчика.

Новации в конкурсной и квалификационной документациях

Обновленной редакцией ст. 22 Закона № 1197 предусмотрено, что документация конкурсных торгов должна содержать описание и примеры формальных (несущественных) ошибок, допущение которых участниками не приведет к отклонению их предложений, то есть ошибок, которые связаны с оформлением предложения конкурсных торгов и не влияют на содержание предложения. При этом законодателем установлен исключительный перечень таких формальных (несущественных) ошибок: отсутствие нумерации страниц, подписей, печатей на отдельных документах, технические ошибки и описки. Указание в конкурсной документации описания и приведение примеров формальных (несущественных) ошибок – императивная норма. То есть заказчик обязан в любом случае указать упомянутое в конкурсной документации.

Однако Закон № 1197 не содержит определения терминов «техническая ошибка», «описка». Поэтому заказчик в настоящее время в каждой конкретной ситуации должен сам определяться, влияет или нет на содержание предложения участника та или иная ошибка, поскольку к тому же законодатель еще и не растолковывает конкретных признаков такого влияния. В данной ситуации главное для заказчиков – это определиться, на какие именно ошибки можно не обращать внимания при принятии решения о допуске или отклонении предложений участников, учитывая при этом необходимость соблюдения принципов конкуренции, максимальной экономии и эффективности, недискриминации участников и предотвращения коррупционных действий и злоупотреблений.

Ведь в случае, если заказчик одно конкурсное предложение не отклонит из-за формальных ошибок, а другое при наличии таких же несущественных ошибок отклонит, то контролер, вероятно, будет трактовать такой факт как дискриминационный необъективный подход к рассмотрению предложений участников. В то же время не следует забывать, что и правоохранительные органы в данном случае могут усматривать в таких действиях должностных лиц заказчика (членов конкурсного комитета) наличие признаков коррупционного деяния.

Подобные изменения внесены и в ч. 3 ст. 38 Закона № 1197. В частности, предусмотрено, что квалификационная документация может содержать описание и примеры формальных (несущественных) ошибок (по аналогичному, приведенному в ст. 22 перечню), допущение которых участниками не приведет к отклонению их предложений. То есть если норма относительно установления в документации конкурсных торгов положений о формальности нарушений является императивной, то аналогичная норма относительно квалификационной документации является диспозитивной и дает право заказчику либо приводить в квалификационной документации описание и примеры формальных ошибок, либо не приводить.

Обновлены основания и процедура отказа участникам в участии в торгах

Пожалуй, наиболее обсуждаемыми с момента вступления в силу изменений являются нововведения относительно требований и документального подтверждения информации, предусмотренной ст. 17 Закона № 1197. Так, ч. 1 ст. 17 дополнена новым основанием для отказа участнику в проведении процедуры закупки и обязательства заказчика отклонить его предложение в случае, если в Едином реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей отсутствует информация, предусмотренная ч. 2 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-VI «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица – резидента Украины, который является участником (участником предварительной квалификации).

Долгожданной для всех участников госзакупок является норма, которой дополнена ст. 17 Закона № 1197, а именно: заказчик в документации конкурсных торгов, запросе ценовых предложений указывает, что информация об отсутствии оснований, определенных в ч. 1 и 2 данной статьи, предоставляется в произвольной форме (ч. 3 ст. 17 Закона № 1197). Конкретный способ документального подтверждения согласно законодательству отсутствия оснований, предусмотренных п. 11, 2, 4, 5 и 7 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона № 1197, определяется заказчиком для предоставления таких документов лишь победителем процедуры закупки.

Отметим, что, учитывая нововведения, заказчик не требует от участника документов и информации, которые подтверждают отсутствие оснований, определенных п. 1* и 6** ч. 1 ст. 17 Закона № 1197, а также информацию, которая содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным. Но предусмотрено, что Уполномоченный орган (Минэкономразвития) ежегодно до 20 января обнародует информацию о перечне открытых единых государственных реестров, доступ к которым является свободным, на веб-портале Уполномоченного органа. Порядок выдачи единого документа, подтверждающего соответствие участника требованиям, определенным ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 1197, устанавливается Кабмином.

Изменения относительно проведения переговорной процедуры

Расширены рамки применения переговорной процедуры, а именно в позиции «в связи с возникновением особых экономических обстоятельств, связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций» исключена фраза «техногенного и природного характера».

Расширен перечень оснований для отмены переговорной процедуры закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 1197). Теперь он включает пять позиций:

  • если заказчиком допущены нарушения порядка обнародования информации о применении переговорной процедуры закупки, определенного данным Законом, и/или нарушения, которые повлияли на объективность определения победителя процедуры закупки (основание существовало до внесения изменений);
  • невозможность устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам государственных закупок;
  • отсутствие дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг;
  • сокращение расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг;
  • неподписание участником договора о закупке в срок, установленный заказчиком во время проведения переговоров с участником (участниками) переговорной процедуры закупки.

* «...Участник или участник предварительной квалификации предлагает, дает или соглашается дать прямо или опосредствованно любому должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение относительно найма на работу, ценная вещь, услуга и т. п.) в целях повлиять на принятие решения относительно определения победителя процедуры закупки или применения заказчиком определенной процедуры закупки <...>».
** «...Предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение), поданное участником процедуры закупки, который является связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика <...>».

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы