Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Реформирование госслужбы продолжается

11.12.2018 569 0 1


Процесс усовершенствования чего-нибудь, по сути, не ограничен во времени. Это касается и мероприятий по реформированию госслужбы. Рассмотрим, что нового происходит в этой отрасли после принятия некоторых правительственных решений.


Изменения относительно структуры аппарата министерств

Постановлением КМУ от 25.10.18 г. № 946 «О завершении реформирования структуры аппарата некоторых министерств» (далее – Постановление № 946, вступило в силу 16.11.18 г.) предусмотрено осуществить ряд мероприятий относительно таких участников пилотного проекта реформирования, как Минагро, Минэнерго, Мининфраструктуры, Минкультуры, МОН, Минздрава, Минрегионразвития и Минсоцполитики.

Напомним, что первыми «ласточками» этой реформы (которая продолжается и сейчас) стали Минфин и Минюст (постановление КМУ от 18.08.17 г. № 644).

Другие министерства по желанию могут присоединиться к этому процессу согласно решению Кабмина.

В структуру аппаратов указанных министерств вводятся дополнительные структурные подразделения, на которые возлагается, в частности, работа:

  • по обеспечению формирования государственной политики в одной или нескольких сферах компетенции соответствующего министерства;
  • стратегического планирования деятельности министерства.

Поэтому эти министерства должны четко разграничить возложенные на них функции по формированию государственной политики, оказать избыточные и несвойственные функции (например, относительно предоставления админуслуг, госнадзора или контроля, управления объектами государственной собственности) и, конечно же, устранить дублирование функций между структурными подразделениями.

Также надо будет создать директораты во всех сферах госполитики соответствующего министерства.

Не позже чем до 16.01.19 г. результаты этой работы вместе с проектами изменений в акты законодательства будут подаваться министерствами в Координационный совет по вопросам реформирования госуправления.

И это еще не все. В течение трех месяцев, то есть до 16.02.19 г., будут объявляться и проводиться конкурсы на должности специалистов по вопросам реформ, чтобы завершить кадровое формирование директоратов министерств.

Формирование директоратов

Если структура Минфина и Минюста формировалась согласно постановлению КМУ от 12.03.05 г. № 179 «Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций» (далее – Постановление № 179), то министерства, указанные в Постановлении № 946, этот документ не будут применять.

Итак, на сегодня министерство, в котором будет реформироваться его структура согласно Постановлению № 946, будет состоять из самостоятельных структурных подразделений, которые будут выполнять основные задачи министерства, и секретариата (его работники будут осуществлять организационное, правовое, материально-техническое, прочее обеспечение деятельности госоргана).

Заметим: кроме изменения критериев относительно численности работников директоратов (в сравнении с установленными Постановлением № 179) предусмотрено, что в состав директоратов будут входить главные управления, которые будут выполнять отдельные задачи по направлениям деятельности директората. Существенной новацией является то, что в состав главного управления можно вводить должности работников, которые выполняют функции по обслуживанию.

Есть такая щелочка: если функции по предоставлению админуслуг госнадзору или контролю, управлению объектами госсобственности невозможно (конечно, что по объективным причинам) передать другим субъектам власти (включая госорганы и органы местного самоуправления) или же их объем и содержание не обусловливают целесообразность образования нового центрального органа исполнительной власти, то в структуре министерства остаются соответствующие структурные подразделения по исполнению этих функций.

Выделена норма относительно необходимости образования самостоятельных структурных подразделений, как того требует Закон от 21.01.94 г. № 3855-ХІІ «О государственной тайне» и Закон от 21.10.93 г. № 3543-ХІІ «О мобилизационной подготовке и мобилизации».

Отметим, что структурные подразделения, которые будут осуществлять ведение бухучета и отчетности, а также проведение внутреннего аудита, согласно п. 5 Требований к формированию структуры аппарата министерства, утвержденных Постановлением № 946, должны быть составляющей секретариата министерства.

Из-за таких изменений приложение 3 к постановлению КМУ от 05.04.14 г. № 85 (далее - Постановление № 85), которым утверждена временная предельная численность работников аппарата отдельных госорганов, будет действовать только до конца текущего года (было – до 01.07.19 г.). Это означает, что такая численность может увеличиться.

Не обошлось и без изменений в условиях оплаты труда, определенных постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» (далее – Постановление № 15). Отныне согласно схеме должностных окладов, утвержденной этим документом, должностной оклад руководителя главного управления в составе директората (6-я группа оплаты труда) составляет 11 400 грн.

Обращаем внимание: такая должность может быть введена только в состав госоргана, юрисдикция которого распространяется на всю Украину, то есть местные и территориальные госорганы вводить ее не могут.

Относительно выплаты премий должностным лицам, которые относятся к должностям специалистов по вопросам реформ категории «А», то она может выплачиваться в размере не более 30 % за месяц или 90 % – за квартал. Вместе с тем определено, что размер этой выплаты зависит от своевременного и качественного выполнения задач, определенных стратегическими и программными документами Кабмина, поручениями премьер-министра и т. п.

Добавим: о таких изменениях мы вспомнили из-за того, что они будут касаться, в частности, деятельности местных госорганов, то есть территориальных органов министерств, областных, городских, районных госадминистраций. Неизбежным будет и упорядочение численности работников этих местных госорганов, а также условий оплаты труда по решению госсекретарей соответствующих госорганов.

Ниже покажем, какие именно новации следует ожидать в скором времени.

Поощрение некоторых категорий госслужащих

Итак, еще одним правительственным решением, а именно постановлением КМУ от 24.10.18 г. № 945 (далее – Постановление № 945), внесены изменения в акты Кабмина, которыми определяется численность специалистов по вопросам реформ, предоставления им преференций по оплате труда, пользования офисной техникой и оборудованием, а также относительно оценивания результатов деятельности госслужащих.

Напомним: для усовершенствования системы государственного управления распоряжением КМУ от 24.06.16 г. № 474-р (далее – Распоряжение № 474) внедрено понятие «реформаторские кадры», а именно в госорганах введены должности специалистов по вопросам реформ. Установлено, что они несут ответственность за проведение основных национальных реформ и имеют право на специальные условия оплаты труда. Распоряжением КМУ от 11.11.16 г. № 905-р уточнено, что это должности госслужбы категорий «А», «Б» и «В».

В отличие от других госслужащих, в составляющие их заработка, кроме должностного оклада, соответствующих надбавок и выплат, премии, предусмотренных Законом от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе», входят стимулирующие выплаты, установленные именно для должностей специалистов по вопросам реформ.

Такие выплаты осуществляются с учетом Порядка распределения и использования бюджетных средств в поддержку реализации комплексной реформы государственного управления, утвержденного постановлением КМУ от 18.08.17 г. № 647 (далее – Порядок № 647). Эти средства, предусмотренные по бюджетной программе 0421060 «Поддержка реализации комплексной реформы государственного управления», госорганам передаются на программы, связанные с функционированием именно тех госорганов, которые привлечены к реализации этой реформы.

Однако раньше, до принятия Постановления № 945, не предполагалось направление упомянутых средств на выплату специалистам по вопросам реформ, в частности:

  • надбавки за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне;
  • ежемесячных или квартальных премий, премий по результатам ежегодного оценивания. Такие и другие выплаты, кстати, могут осуществляться тем специалистам, должности которых введены сверх предельной численности работников, определенных приложением 1 к Постановлению № 85 (напомним: в приложении утверждена предельная численность работников аппарата и территориальных органов центральных органов исполнительной власти).

Еще добавим, что Постановление № 945 дополнено новой нормой, согласно которой приобретенные в прошлом году в пределах реализации реформы секретариатом КМУ техника, мебель, оборудование, оборудование (в частности, ноутбук, внешний диск, флипчарт, принтер, планшет, лицензионное программное обеспечение и т. п.) передаются госорганам, привлеченным к реализации реформ, для обустройства рабочих мест специалистов по вопросам реформ.

Обратим также внимание: в Порядке № 647 (как и в обновленном Постановлении № 15) предусмотрено ограничение размера ежемесячной и квартальной премий специалистам по вопросам реформ категории «А». Не забываем: получение «реформаторами» специальных выплат (надбавок и премий) за счет расходов, предусмотренных в смете госоргана на оплату труда, не является возможным: эти выплаты могут осуществляться за средства переданных госорганам бюджетных назначений по программе 0421060.

Важным представляется следующее. После внесения изменений в Типовой порядок проведения оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.17 г. № 640 (далее – Типовой порядок № 640), основанием для издания руководителем госслужбы приказа о премировании госслужащих всех категорий в случае получения ими отличных оценок по результатам оценивания должны быть выводы относительно результатов такого оценивания.

Относительно должностных лиц категории «А», то отныне они обязательно составляют индивидуальные программы повышения уровня профессиональной компетентности по форме, приведенной в приложении 9 к Типовому порядку № 640. Речь идет, в частности, о тематических постоянно действующих семинарах, специализированных краткосрочных учебных курсах, тренингах, стажировках и т. п.

В завершение добавим, что предельная численность работников, утвержденная Постановлением № 85, по состоянию на 01.01.19 г. сокращаться не будет. То есть правительственное поручение, ранее данное Минфину и Нацгосслужбе, относительно внесения изменений в Постановление № 85 с целью сокращения этих работников с учетом требований Распоряжения № 474, выполнять не нужно.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы