Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Новации в сфере финансового мониторинга – 2020

15.05.2020 1760 0 0

С 28.04.20 г. вступил в силу Закон от 06.12.19 г. № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361) с внесенными в него в соответствии с нормами Закона от 04.03.20 г. № 524-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О предотвращении коррупции» изменениями. Закон № 361 внес немало новаций в порядок проведения банковских операций, отношения субъектов первичного финансового мониторинга между собой и с их клиентами в случае осуществления финансовых транзакций, а также установил более жесткую ответственность за нарушения в этой сфере.

Закон № 361 определяет финансовый мониторинг как совокупность мероприятий, которые применяются субъектами финмониторинга в сфере предотвращения и противодействия. Согласно ст. 6 данного Закона система финмониторинга в Украине является двухуровневой и состоит из первичного и государственного уровней.

Субъектами первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ) являются:

  • банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховые) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  • платежные организации, участники или члены платежных систем;
  • товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
  • профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, которые осуществляют деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
  • операторы почтовой связи, другие учреждения, которые предоставляют услуги по переводу средств (почтовому переводу) и осуществлению валютных операций;
  • филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  • специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений):
    а) субъекты аудиторской деятельности;
    б) бухгалтеры, субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые предоставляют услуги по бухучету;
    в) СХ, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
    г) адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
    ґ) нотариусы;
    д) СХ, предоставляющие юридические услуги;
    е) лица, которые предоставляют услуги относительно создания, обеспечения деятельности или управления юрлицами;
    є) СХ, предоставляющие посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также СХ, предоставляющие за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
    ж) СХ, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
    з) СХ, предоставляющие услуги в сфере лотерей и/или азартных игр;
  • поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  • другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Субъектами государственного финансового мониторинга (далее – СГФМ) являются:

  • Национальный банк;
  • Министерство финансов;
  • Министерство юстиции;
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
  • Министерство цифровой трансформации;
  • Государственная служба финансового мониторинга.

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы