• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Учет самостоятельно изготовленных основных средств

05.06.2019 311 0 1

Ситуация: бюджетное учреждение в целях улучшения условий проживания студентов собственными силами изготовляет мебель для общежития. Для этого за средства спецфонда оно приобретает некоторые необходимые материалы (гвозди, клей и т. п.) и получает доску сосновую от обособленного структурного подразделения по операциям по внутриведомственной передаче. Как такое изготовление отразить на счетах бухучета?


Общие положения

Основные средства (далее – ОС) – это материальные активы, которые содержатся для использования их в производстве/деятельности или при поставке товаров, выполнении работ и предоставлении услуг для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта госсектора или сдачи в аренду другим лицам и используются, как ожидается, больше одного года (абзац пятнадцатый п. 4 разд. І НП(С)БУГС 121).

Объект ОС признается активом, если (п. 2 разд. 2 НП(С)БУГС 121):

  • существует вероятность получения субъектом госсектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или он имеет потенциал полезности для общества;
  • стоимость объекта ОС может быть определена.

Себестоимость производства (создания) объекта ОС состоит из расходов, понесенных субъектом госсектора на его изготовление (создание), с учетом (п. 6 разд. 2 НП(С)БУГС 121):

  • сумм, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;
  • ввозной пошлины;
  • косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются субъек­ту госсектора);
  • расходов по страхованию рисков доставки ОС;
  • расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
  • других расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Обратите внимание! Финансовые расходы не включаются в первоначальную стоимость ОС, приобретенных (созданных) полностью или частично за счет заимствований (за исключением финансовых расходов, которые включаются в себестоимость квалификационных активов в соответствии с НП(С)БУГС).

Порядок учета

Рассмотрим на условном примере, как показать в учете операцию по изготовлению мебели собственными силами.

Пример

За средства спецфонда учреждение приобрело расходные материалы для изготовления мебели на общую сумму 3 500 грн. По операциям внутриведомственной передачи была получена доска сосновая общей стоимостью 10 000 грн. Зарплата персонала, который был задействован для изготовления мебели, составляет 25 000 грн., начисления на зарплату – 5 500 грн., расходы на оплату коммунальных услуг – 1 200 грн.

Работниками учреждения были изготовлены: шкафы для одежды – 6 шт. стоимостью 6 700 грн. за единицу, двухуровневые полки для книг – 10 шт. стоимостью 500 грн. за единицу.

Учет этих операций ведется следующим образом:

(грн.)


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

1

Оприходованы расходные материалы, полученные от поставщика

1513

6211

3 500

2

Перечислена плата за расходные материалы

6211

2313

3 500

3

Оприходованы доски, полученные по внутриведомственной передаче

1513

6611

10 000

4

Переданы запасы в переработку:

– расходные материалы


8113


1513


3 500

– доски, полученные по внутриведомственной передаче

6611

10 000

5

Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов, понесенных на изготовление ОС

1311

8113

3 087

6611

8 900

6

Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов (расходных материалов и досок), понесенных на изготовление прочих необоротных материальных активов (далее – ПНМА)

1312

8113

413

6611

1 100

7

Отнесены на расходы суммы:

– начисленной и выплаченной зарплаты работникам, которые были задействованы в изготовлении ОС и ПНМА


8111


6511


25 000

– ЕСВ, начисленного на зарплату работников

8112

6313

5 500

8

Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов на начисление и выплату зарплаты работникам, которые изготовляли:

– ОС


1311


8111


22 250

– ПНМА

1312

2 750

9

Отнесена к капитальным инвестициям сумма расходов на начисление ЕСВ на зарплату работников, которые изготовляли:

– ОС


1311


8112


4 895

– ПНМА

1312

605

10

Начислена и включена в расходы производства сумма оплаченных коммунальных услуг

8113

6211

1 200

11

Отнесена к капитальным инвестициям сумма оплаченных коммунальных услуг

1311

8113

1 068

1312

132

12

Оприходована готовая продукция и введена мебель в эксплуатацию:

– шкафы для одежды


1016


1311


40 200

– двухуровневые полки для книг

1113

1312

5 000

13

Изъята из дохода отчетного периода и отнесена на целевое финансирование сумма текущих расходов, включенных в первоначальную стоимости ОС и ПНМА

7111

5411

35 200

14

Уменьшена сумма обязательств по внутренним расчетам

6611

5411

10 000

15

Увеличена сумма внесенного капитала

5411

5111

45 200

16

Начислена амортизация в размере 50 % на момент ввода в эксплуатацию двухуровневых полок для книг

8114

1412

2 500

17

В конце отчетного периода закрыт счет расходов

5511

8114

2 500

Все расходы, понесенные в процессе изготовления ОС и ПНМА, аккумулируются и учитываются на счете 13 «Капитальные инвестиции», который предназначен для учета расходов на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, долгосрочных биологических активов.

По дебету счета 13 отражается увеличение расходов субъекта госсектора на приобретение или создание необоротных активов, в частности суммы, уплаченные за приобретение, выполнение строительно-монтажных работ, регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, суммы ввозной пошлины, суммы косвенных налогов (если они не возмещаются субъек­ту госсектора), расходы по страхованию рисков доставки, расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку и т. п., расходы на улучшение объекта ОС (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) и суммы расходов, связанных с усовершенствованием нематериальных активов и повышением их возможностей и продлением срока использования.

По кредиту счета 13 отражается уменьшение расходов на приобретение или создание необоротных активов (ввод в эксплуатацию приобретенных или созданных необоротных активов и т. п.).

До момента ввода в эксплуатацию ОС и ПНМА расходы на их создание учитываются на счете 13. Во время ввода в эксплуатацию ОС и ПНМА составляется Акт ввода в эксплуатацию основных средств по форме, утвержденной приказом Минфина от 13.09.16 г. № 818 (далее – Приказ № 818). Данный акт применяется для оформления хозяйственных операций по зачислению объектов незавершенных капитальных инвестиций в состав приобретенных, созданных (изготовленных) ОС, а также для ввода в эксплуатацию бесплатно полученных ОС.

Для справки: в акт вносится следующая информация об ОС: название объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, первоначальная и ликвидационная стоимость, срок полезного использования, год выпуска (строительства), номер паспорта, краткая характеристика объекта и т. п.

Кроме того, бухгалтерской службой обязательно открывается Инвентарная карточка учета объек­та основных средств по форме, утвержденной Приказом № 818. Инвентарная карточка является регистром аналитического учета ОС. Она заполняется в одном экземпляре на основании акта ввода в эксплуатацию ОС, акта приемки-передачи ОС, технической и другой сопроводительной документации, а также других первичных документов.

В карточке приводятся: название объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, год выпуска (строительства), паспорт (модель, тип, марка), местонахождение объекта при оприходовании, первоначальная, ликвидационная стоимость и амортизируемая стоимость, срок полезного использования, краткая характеристика объекта, изменения в стоимости объекта, сумма начисленной амортизации и т. п.

Также для учета однородных объектов ОС, которые имеют одно и то же назначение, одинаковую техническую характеристику и стоимость, можно открыть Инвентарную карточку группового учета основных средств по форме, утвержденной Приказом № 818.

Выводы

Независимо от способа приобретения ОС (за плату или создан самостоятельно) следует контролировать все расходы, понесенные на доведение объекта до состояния, в котором он признается активом и может выполнять определенные функции. Нужно помнить, что первоначальная стоимость объекта ОС может формироваться за счет как капитальных, так и текущих расходов (расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС и т. п.). В случае изготовления ОС собственными силами мы аккумулируем всю информацию об осуществленных расходах, которая является основанием для формирования первоначальной стоимости вновь созданного объекта ОС.

таблица.doc

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

936 грн. / год

Купить

Лучшие материалы