Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Изучаем новые правила оформления и налогообложения командировочных

24.03.2023 554 0 0

С 1 апреля 2023 года вступает в силу Закон от 12.01.2023 № 2888-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о платежных услугах» (далее – Закон № 2888). Этим документом изложен в новой редакции п. 170.9 Налогового кодекса (далее – НК), который определяет порядок налогообложения суммы излишне израсходованных средств, полученных накомандировку или под отчет и не возвращенных в установленный срок. В консультации рассмотрим, какие законодательные новации ввели законотворцы в порядок оформления, подтверждения и налогообложения командировочных расходов, а также выясним, какие из привычных правил работы с подотчетными лицами останутся без изменений.


Обзор новаций

1. Введен порядок подтверждения количества дней пребыванияв командировке

Отдельной нормой пп. 170.9.1 НК предусмотрено, что фактическое количество дней пребывания в командировке определяется согласно приказу о командировке при наличии одного или нескольких документальных доказательств пребывания лица в командировке, а именно (абзац третий пп. «а»):

  • отметок пограничных служб о пересечении границы;
  • проездных документов;
  • счетов на проживание;
  • любых других документов, подтверждающих фактическое пребывание лица в командировке.

Следовательно, с 1 апреля работодатели обязаны подтверждать факт нахождения лица в служебной командировке не только приказом о командировке, но и по крайней мере еще одним дополнительным документом.

В то же время для бюджетных учреждений такая новация не создаст неудобств. Ведь, определяя даты начала и окончания периода служебной командировки, бюджетники руководствуются правилами, установленными п. 7 разд. І Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.1998 № 59 (далее – Инструкция № 59). Приведем эти правила в табл. 1.

Таблица 1

Определение периода командировки

Условие подтверждения
пребывания в командировке

1

2

День убытия в командировку – день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства (далее – ТС) из места постоянной работы командированного работника

Дата на транспортном билете (убытие ТС из места постоянной работы командированного работника) должна совпадать с датой убытия работника в командировку согласно приказу о командировке

День прибытия из командировки – день прибытия ТС в место постоянной работы командированного работника

Дата на транспортном билете (прибытие ТС в место постоянной работы командированного работника) должно совпадать с датой прибытия работника из командировки согласно приказу о командировке

Как видим, в бюджетных учреждениях период служебной командировки, определенный в приказе о командировке, должен четко соответствовать датам, указанным на транспортных билетах, на основании которых командированные лица отправлялись на соответствующем ТС из места постоянной работы в место командировки и обратно. Эти транспортные билеты подойдут как дополнительные документы, подтверждающие количество дней пребывания таких лиц в командировке, в частности и для целей пп. 170.9.1 НК.

В то же время в случае командировки лица за границу на служебном автомобиле, кроме приказа о командировке, в котором, в частности, будут указываться вид транспорта и маршрут поездки, документальным доказательством пребывания лица в командировке станут отметки пограничных служб о пересечении границы (п. 1 разд. ІІІ Инструкции № 59). Этих документов будет достаточно, чтобы подтвердить продолжительность загранкомандировки.

Напомним, общий срок служебной командировки определяется руководителем бюджетного учреждения, но не может превышать в пределах Украины 30 календарных дней, за границу – 60 календарных дней. Исключения: случаи, указанные в абзацах втором – шестнадцатом п. 6 постановления КМУ от 02.02.2011 № 98 «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» (далее – Постановление № 98).

2. Сокращен переченьдокументов, подтверждающихрасходы на проезд

Обновленной редакцией нормы абзаца четвертого пп. 170.9.1 НК предусмотрено, что расходы на проезд не подлежат налогообложению только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость таких расходов. К этим документам относятся транспортные билеты (в т. ч. электронные) или транспортные счета и багажные квитанции.

В то же время из перечня обязательных подтверждающих документов исключены посадочный талон (если его обязательность предусмотрена правилами перевозки на соответствующем виде транспорта) и расчетные документы о приобретении транспортных билетов по всем видам транспорта, в том числе на чартерные рейсы.

Обратите внимание! Для бюджетных учреждений такая законодательная новация фактически не будет иметь практического применения. Ведь профильная для бюджетников Инструкция № 59 в текущей редакции определяет, что подтверждающими документами, удостоверяющими стоимость понесенных в связи с командировкой расходов, являются расчетные документы, установленные НК и Законом от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», а также документы, определенные Инструкцией № 59 (п. 14 разд. І данной Инструкции).

При этом расходы на проезд возмещаются только при наличии документов в оригинале, удостоверяющих стоимость этих расходов, а именно: транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов, при наличии посадочного талона (если его обязательность предусмотрена правилами перевозки на соответствующем виде транспорта) и расчетных документов об их приобретении по всем видам транспорта, в том числе на чартерные рейсы (абзац первый п. 12 разд. ІІ, абзац четырнадцатый п. 7 разд. ІІІ Инструкции № 59).

Таким образом, положения Инструкции № 59 пока дублируют требования к документам, подтверждающим расходы на проезд, которые были приведены в редакции НК до вступления в силу Закона № 2888. Поэтому до внесения Минфином соответствующих изменений в Инструкцию № 59 бюджетникам придется придерживаться ее положений в текущей редакции, которые более жесткие, чем нормы НК.

Имейте в виду! Инструкция № 59 предусматривает, что в случае потери, уничтожения или испорчения оригинала отрывной части посадочного талона пассажира командированному работнику с разрешения руководителя (или лица, с которым была согласована командировка) могут быть возмещены расходы на приобретение электронного авиабилета при условии предоставления оригинала справки авиаперевозчика, которой засвидетельствованы состояние заказа и статус электронного билета, приобретенного для отдельного пассажира, факт использования этого билета полностью по определенному маршруту (п. 12 разд. ІІ, п. 11 разд. ІІІ Инструкции № 59).

Поэтому, если руководитель учреждения примет решение о возмещении работнику стоимости электронного билета без наличия посадочного талона, учреждению пригодится обновленная норма пп. 170.9.1 НК, которая позволит не облагать налогом сумму расходов на проезд, компенсированных командированному лицу.

3. Предусмотрены новые подтверждающиедокументы для расходов, понесенных с применением платежной карточки

Обновленный пп. 170.9.2 НК гласит: если, в частности, во время командировки лицо для проведения расчетов применило платежный инструмент, включая корпоративный (бизнесовый) или личный платежный инструмент, или его реквизиты, стоимость расходов удостоверяется документом (выпиской и/или сведениями со счета) в электронной или бумажной форме, который содержит определенную законом информацию о выполненных платежных операциях по счету, к которому эмитирован такой платежный инструмент.

Следовательно, теперь командированному лицу, чтобы подтвердить расходы, понесенные по расчетам платежной карточкой, достаточно будет иметь банковскую выписку по счету, к которому выдана эта карточка.

Следует знать! В состав подтверждающих документов, которые удостоверяют стоимость командировочных расходов в соответствии с абзацем четвертым пп. 170.9.1 НК, дополнительно включены:

  • документы (выписки и/или сведения со счета), содержащие определенную законом информацию о выполненных платежных операциях по счету, к которому эмитированы платежные инструменты;
  • документы, которые подтверждают выполнение операции с использованием платежных инструментов;
  • другие документы, удостоверяющие стоимость расходов (абзацы пятый – десятый) пп. «а» пп. 170.9.1 НК).

В случае предоставления таких подтверждающих документов командированные и подотчетные лица смогут избежать налогообложения излишне израсходованных сумм. Это отметили и налоговики в п. 2 разд. V Информационного письма № 2/2023.

4. Изменены сроки, в которые подотчетное лицо должно документально подтвердить расходы

Новой редакцией пп. 170.9.3 НК для командированных и подотчетных лиц значительно увеличены сроки относительно:

  • подтверждения сумм фактических командировочных расходов в случае осуществления безналичных расчетов с использованием платежных инструментов, в частности корпоративных/личных платежных инструментов (или их реквизитов);
  • возврата неиспользованных средств/электронных денег.

Для наглядности приведем эти сроки в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Событие

Срок выполнения

1

2

3

1

Представление документов, подтверждающих сумму расходов, понесенных при проведении безналичных расчетов в командировке, списание средств по которым осуществляется предоставителем платежных услуг додаты окончания командировки

До окончания месяца, следующего за месяцем, в котором завершена командировка

2

Возврат излишне использованных в командировке средств

3

Представление документов, подтверждающих сумму расходов, понесенных при проведении безналичных расчетов в командировке, списание средств по которым осуществляется предоставителем платежных услуг последаты завершения командировки

До окончания месяца, следующего за месяцем, в котором завершена командировка, + один календарный месяц

Для сравнения: в редакции пп. 170.9.3 НК, действовавшей до 01.04.2023, предусматривалось, что если максимальный срок представления подтверждающих документов для безналичных расчетов не превышает 10 банковских дней, при наличии уважительных причин работодатель может его продлить до 20 банковских дней (до выяснения вопроса в случае выявления расхождений между соответствующими отчетными документами).

В то же время, если командированный работник получил наличные деньги с применением платежных карт, он должен был вернуть сумму излишне израсходованных средств до окончания третьего банковского дня после завершения командировки (банковского дня, следующего за днем прибытия к месту постоянной работы).

К сведению: аналогичные положения до сих пор содержит п. 11 разд. II и п. 17 разд. III Инструкции № 59. Поэтому до внесения Минфином соответствующих изменений бюджетным учреждениям целесообразно соблюдать сроки, установленные Инструкцией № 59. А на сроки, определенные НК, следует ориентироваться как на предельные сроки в целях избежания налогообложения.

Обратите внимание! В новой редакции пп. 170.9.3 НК речь идет только:

Остановимся на этом подробнее.

5. Не предусмотрены срокипредставленияподтверждающих документовпо расчетам наличными

Обновленный п. 170.9.3 НК не устанавливает сроки подачи после 1 апреля документов, подтверждающих расходы, понесенные в командировке наличными.

Поэтому единственный выход из этой ситуации – руководствоваться действующей редакцией Инструкции № 59, которая обязывает командированного работника отчитаться:

  • о расходах, расчеты по которым производились наличными, – до окончания пятого банковского дня, следующего за днем, в котором работник завершает командировку (абзац первый п. 11 разд. II, абзац первый п. 17 разд. ІІІ);
  • о наличных, полученных с применением платежных карт, – до окончания третьего банковского дня после завершения командировки (банковского дня, следующего за днем прибытия к месту постоянной работы) (абзац второй п. 11 разд. ІІ, абзац второй п. 17 разд. ІІІ).

Следовательно, сегодня бюджетным учреждениям целесообразно соблюдать привычные сроки подтверждения расходов, по которым командированные лица рассчитывались наличными.

6. Установленыновыеправила оформления и представленияОтчета

Новый пп. 170.9.4 НК предусматривает представление командированным или подотчетным лицом Отчета по новым правилам. Сравним их с правилами, установленными для действующей формы Отчета (см. табл. 3).

Таблица 3

Основные
показатели

До 01.04.2023

После 01.04.2023

1

2

3

Название Отчета

Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет

Отчет об использовании средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет

Форма Отчета

Утверждена приказом Минфина от 28.09.2015 № 841, в редакции приказа Минфина от 10.03.2016 № 350 (далее – Приказ № 841)

Устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику

Способ подачи

В бумажной форме

1. В бумажном виде.

2. В электронном виде (с соблюдением требований Закона от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и Закона от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах»

Поскольку Минфин еще не утвердил новую форму Отчета об использовании средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет, бюджетным учреждениям следует применять форму Отчета, утвержденную Приказом № 841.

Обратите внимание! После 01.04.2023 подавать отчет нужно будет только в отдельных случаях, а именно:

  • при наличии налогооблагаемого дохода, определенного в соответствии с пп. 170.9.1 НК, в целях расчета суммы налога;
  • использовании налогоплательщиком наличных сверх суммы суточных расходов (включая полученные с применением платежных инструментов).

Срок представления Отчета совпадает со сроками подачи подтверждающих документов – до окончания месяца, следующего за месяцем завершения командировки (пп. 170.9.3 НК).

В то же время, если подотчетное лицо применяло корпоративные или личные платежные инструменты (их реквизиты) для проведения расчетов в безналичной форме и/или для получения наличных в пределах суточных, при отсутствии налогооблагаемого дохода с 1 апреля 2023 года Отчет не составляется и не подается.

Напомним, что до 01.04.2023 в случае служебной командировки Отчет нужно было подавать во всех случаях, в предельные сроки в зависимости от наличных или безналичных расчетов – до окончания третьего или пятого, а в отдельных случаях 10-го или 20-го банковского дня, следующего за днем, в котором налогоплательщик завершает командировку.

Такие правила до сих пор прописаны в Инструкции № 59 и Приказе № 841. Поэтому Минфин должен внести необходимые изменения в эти нормативные документы, чтобы их содержание соответствовало обновленным нормам НК.

До внесения таких изменений бюджетным учреждениям целесообразно представлять Отчет по форме, утвержденной Приказом № 841, во всех случаях получения работниками средств на служебную командировку. Ведь наличие Отчета упростит взаимодействие с командированным (подотчетным) лицом, задокументирует получение поданных им подтверждающих документов об израсходованных средствах, а также подтвердит понесенные работником расходы. Ведь только после утверждения таких расходов и расчета суммы надлежащих командированному лицу суточных (в частности, если их сумма утверждена в валюте, а аванс предоставлен в гривне) учреждение сможет определить, возник ли у командированного лица налогооблагаемый доход и нужно ли составлять Отчет с целью подтверждения наличия таких налогооблагаемых доходов на основании обновленного п. 170.9 НК.

7. Введена возможностьиспользованияэлектронныхденег для подотчетных сумм

С 1 апреля в НК появится понятие электронных денег. Так что после вступления в силу Закона № 2888 электронные деньги станут легализованы в Украине в целях их использования не только при проведении расчетов за товары/услуги между субъектами хозяйствования, но и для уплаты налогов (кроме их зачисления на единый счет и для уплаты ЕСВ), коммунальных услуг, а также с целью их использования в подотчете (п. 35.2, 170.9 НК; ч. 7 ст. 9 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»).

В то же время использование электронных денег станет фактически возможным только после завершения военного положения. Ведь с 24.02.2022 НБУ временно приостановил операции по выпуску и распространению электронных денег, пополнению электронных кошельков электронными деньгами (п. 16 постановления Правления НБУ от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения»).

Напомним, под понятием «электронные деньги» понимают единицы стоимости, хранящиеся в электронном виде и выпущенные эмитентом электронных денег для выполнения платежных операций (в т. ч. с использованием наперед оплаченных платежных карточек многоцелевого использования), которые принимаются как средство платежа иными лицами, нежели их эмитент, и являются денежным обязательством такого эмитента (п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона от 30.06.2021 № 1591-ІХ «О платежных услугах», далее – Закон № 1591).

Эмитировать электронные деньги, кроме банков, НБУ, учреждений электронных денег и операторов почтовой святи, могут органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые предоставляют финансовую платежную услугу по выпуску электронных денег и выполнению платежных операций с ними (пп. 8 п. 2 разд. І Положения о выпуске электронных денег и осуществлении платежных операций с ними, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.09.2022 № 210). При этом статус электронных кошельков приравнивается к статусу банковских счетов.

Что касается обновленного п. 170.9 НК, то законодатель разрешил после 01.04.2023 применять электронные деньги с целью их предоставления подотчетным лицам на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков в установленных пределах, осуществленных таким плательщиком и/или другими лицами с рекламными целями. В случае документального подтверждения такие расходы не будут облагаться налогом.

Внимание! Поскольку НК не предусматривает использование электронных денег в служебных командировках, бюджетные учреждения такая законодательная новация не затронет.

Какиеправила не изменились

Хотя обновленный п. 170.9 НК вводит немало кардинальных изменений относительно оформления, подтверждения и налогообложения командировочных расходов, им определены также правила, которых изменения не коснулись (см. табл. 4).

Таблица 4

№ п/п

Правило

Содержание

1

2

3

1

Основное условие для необложения расходов командированного лица

Наличие документов, подтверждающих связь командировки с хозяйственной деятельностью работодателя/командирующей стороны, в частности (но не исключительно):

– приглашений принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью работодателя/командирующей стороны;

– заключенного договора или контракта;

– других документов, устанавливающих или удостоверяющих желание установить гражданско-правовые отношения;

– документов, удостоверяющих участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, проводимых по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью работодателя/командирующей стороны

2

Состав необлагаемых расходов командированного лица при наличии подтверждающих документов, которые удостоверяют стоимость таких расходов

Это расходы:

– на проезд (в т. ч. перевозка багажа, бронирование транспортных билетов) как до места командировки и обратно, так и по месту командировки (в т. ч. на арендованном транспорте);

– стоимость проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и утюжка одежды, обуви или белья);

– наем других жилых помещений;

– оплату телефонных разговоров;

– оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование;

– другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов;

– страхование жизни или здоровья командированного лица или его гражданской ответственности (в случае использования ТС), если согласно законам страны командировки или стран, по территории которых осуществляется транзитное движение в страну командировки, обязательно производятся такие расходы

3

Документы, подтверждающие расходы командированного лица на проезд, размещение, проживание и страхование

Это такие документы:

– транспортные билеты или транспортные счета и багажные квитанции (в т. ч. электронные билеты);

– документы, полученные от лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, страховые полисы.

При этом предельная сумма на наем жилого помещения для командировки по Украине не может превышать 900 грн в сутки (приложение 1 к Постановлению № 98)

4

Сумма суточных расходов, которая не облагается налогом без какого-либо документального подтверждения, кроме документальных доказательств пребывания лица в командировке:

по Украине – приказ о командировке и соответствующие первичные документы;

за границу– приказ о командировке, отметки пограничных служб о пересечении границы, проездные документы, счета на проживание и/или любые другие документы, подтверждающие фактическое нахождение лица в командировке

Для командировок в пределах Украины – не более 0,1 минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки (в 2023 году – 670 грн в день).

Для командировок за границу – не выше 80 евро за каждый календарный день такой командировки по официальному обменному курсу гривни к евро, установленному НБУ, в расчете за каждый такой день (пп. 170.9.1 НК)).

В то же время в бюджетных учреждениях сумма суточных не может превышать (приложение 1 к Постановлению № 98):

– для командировок в пределах Украины – 300 грн за каждый календарный день такой командировки;

– для командировок за границу – от 40 до 80 долл. США в зависимости от страны командировки

5

Состав бесспорных налогооблагаемых расходов командированного лица даже при наличии документального подтверждения

Такие расходы содержат (пп. «а» пп. 170.9.1 НК):

– стоимость алкогольных напитков и табачных изделий;

– суммы чаевых, за исключением случаев, когда чаевые включаются в счет согласно законам страны пребывания;

– плату за зрелищные мероприятия

6

Наличие перевода подтверждающих документов

По запросу представителя контролирующего органа работодатель/командирующая сторона обеспечивает за свой счет перевод подтверждающих документов, изданных на иностранном языке

7

Определение налогооблагаемого дохода в командировке

Сумма, превышающая документально подтвержденную и/или разрешенную сумму командировочных расходов (в частности, и суточных), которая своевременно не возвращена командированным лицом в установленный НК срок, или в случае непредставления или несвоевременного представления подтверждающих документов

8

Порядок налогообложения дохода

Сумма НДФЛ (ставка 18 %) и ВС (ставка 1,5 %), начисленная на сумму такого превышения, удерживается работодателем за счет любого налогооблагаемого дохода лица за соответствующий месяц (после его налогообложения), а в случае недостаточности суммы дохода – за счет налогооблагаемых доходов следующих отчетных месяцев до полной уплаты суммы такого налога.

К базе обложения НДФЛ применяется натуральный коэффициент в размере 1,21951 (п. 164.5 НК).

К базе обложения ВС такой коэффициент не применяется.

Если лицо прекращает трудовые или гражданско-правовые отношения с работодателем, НДФЛ и ВС удерживаются из последней выплаты налогооблагаемого дохода при проведении окончательного расчета.

В случае недостаточности такого дохода непогашенная часть налога включается в налоговое обязательство плательщика по результатам отчетного (налогового) года.

Если полное удержание такой суммы налога невозможно вследствие смерти лица или признания его судом безвестно отсутствующим или объявления его судом умершим, такая сумма удерживается при начислении дохода за последний для такого лица налоговый период, а в непогашенной части признается безнадежной к уплате.

Ксведению: на суммы командировочных расходов (суточных, стоимости проезда, расходов на наем жилого помещения) ЕСВ не начисляется (п. 6 разд. І Перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением КМУ от 22.12.2010 № 1170)

Таблица 1. Порядок подтверждения количества дней пребывания в командировке.doc
Скачать
Таблица 2. Сроки подтверждения расходов.doc
Скачать
Таблица 3. Правила оформления и представления Отчета.doc
Скачать
Таблица 4. Правила оформления, подтверждения и налогообложения командировочных расходов.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы