Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Исполнение местных бюджетов: бухучет и отчетность

Наталия Сушко

30.08.2016 2036 0 2


Из данной консультации вы узнаете: как урегулирован законодательством вопрос ведения бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов и составления отчетности.


Правовой контекст сущности и особенностей исполнения местных бюджетов

Исполнение местных бюджетов обеспечивают Совет министров АР Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов или сельские головы (если соответствующие исполнительные органы не созданы согласно закону).

Общую организацию и управление исполнением местного бюджета, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета осуществляют местные финансовые органы.

Значение термина «местный финансовый орган» определено в ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК). Так, местный финансовый орган – это учреждение, которое в соответствии с законодательством Украины осуществляет функции по составлению, исполнению местных бюджетов, контролю за расходованием средств распорядителями бюджетных средств, а также другие функции, связанные с управлением средствами местного бюджета. Исполнение функций местного финансового органа, если такой орган не создан согласно закону, обеспечивается сельским, поселковым, городским (города районного значения) головой.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 43 БК, при исполнении местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств.

Казначейское обслуживание бюджетных средств, кроме расчетно-кассового обслуживания распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством, и контроля за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей по этим обязательствам, предусматривает также ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по исполнению бюджетов с соблюдением НП(С)БУГС и других нормативно-правовых актов Минфина.

Общие требования к процессу исполнения местных бюджетов определены в ст. 78 БК. Согласно ч. 2 данной статьи казначейское обслуживание местных бюджетов осуществляется органами Казначейства в соответствии со ст. 43 БК. Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов утвержден приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 78 БК, исключительно по решению Верховной Рады АР Крым, соответствующего местного совета при исполнении местных бюджетов обслуживание бюджетных средств в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений может осуществляться учреждениями банков госсектора.

Несмотря на то что обслуживание средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений может обслуживаться в учреждениях банков госсектора, бухгалтерский учет исполнения местных бюджетов и составления отчетности осуществляется органами Казначейства с учетом требований Порядка обслуживания средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков государственного сектора, утвержденного постановлением КМУ от 14.05.15 г. № 378.

То есть с момента перехода на казначейское обслуживание бюджетных средств функция ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении местных бюджетов обеспечивается территориальными органами Казначейства.

Учитывая, что функция ведения учета и составления отчетности об исполнении местных бюджетов не выполняется органами исполнительной власти АР Крым, местными советами, сельскими, поселковыми, городскими (города районного значения) советами, в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611, который был принят вместо Плана счетов, утвержденного приказом ГУ Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, не предусмотрены счета для обобщения информации об операциях бюджета (доходы, расходы, результат и т. п.).

Базовой информацией для составления местными финансовыми органами бюджетов и проведения анализа его исполнения является отчетность об исполнении бюджетов, которая составляется органами Казначейства.

Бухучет исполнения местных бюджетов органами Казначейства

Базовые требования по ведению учета определены ст. 56 и 57 БК и, в частности, регулируют порядок ведения бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов и закрытия счетов местных бюджетов по окончании бюджетного периода.

Казначейство ведет бухучет:

  • плановых показателей в соответствии с росписью бюджета по его составляющим в разрезе кодов бюджетной классификации;
  • поступлений, принадлежащих местным бюджетам (ч. 2 ст. 78 БК) в разрезе составных частей бюджета и бюджетной классификации;
  • бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении местных бюджетов (ст. 48 БК) (напомним, что обязательства распорядителей и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе подразделяются на бюджетные и бюджетные финансовые, а механизм осуществления регистрации и учета обязательств определен Порядком регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденным приказом Минфина от 02.03.12 г. № 309);
  • расходов местных бюджетов и прочих операций в соответствии с росписью местного бюджета (кредитование, финансирование, привлечение средств на покрытие временных кассовых разрывов, размещение временно свободных средств на депозит и т. п.).

Все поступления бюджета и расходы бюджета:

  • учитываются в валовых показателях независимо от того, предусматривается или не предусматривается в бюджетных назначениях взаимозачет этих показателей;
  • должны отражаться на счетах в хронологическом порядке в соответствии с установленной законодательством процедурой. Все бухгалтерские записи должны подтверждаться документально;
  • записываются в том бюджетном периоде, в котором они осуществлены.

Организационные взаимоотношения, функции и задачи структурных подразделений Госказначейства и его территориальных органов по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении местных бюджетов регулируются следующими нормативными документами:

  • Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности об исполнении государственного и местных бюджетов в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденное приказом Минфина от 21.10.13 г. № 885 (далее – Положение № 885);
  • Порядок организации работы, функции и задачи структурных подразделений органов Государственной казначейской службы Украины по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные приказом Госказначейства от 17.11.14 г. № 318.

Как предусмотрено п. 2.2 Положения № 885, бухгалтерский учет об исполнении местных бюджетов в органах Казначейства ведется с применением программного обеспечения, с помощью которого в автоматизированном режиме осуществляются накопление, обработка, систематизация и передача информации пользователям.

Для обеспечения отражения и накопления информации об исполнении местных бюджетов используется План счетов бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов, утвержденный приказом Госказначейства от 28.11.2000 г. № 119.

Порядок отражения в бухучете операций по исполнению местных бюджетов утвержден приказом Госказначейства от 14.12.07 г. № 233. Этот Порядок применяется исключительно органами Казначейства.

Отчетность органов Казначейства об исполнении местных бюджетов

В соответствии с ч. 1 ст. 56 БК отчетность об исполнении местных бюджетов подразделяется на финансовую и бюджетную. Общие принципы составления отчетности об исполнении местных бюджетов определены в ст. 80 БК. В частности, в ч. 1 ст. 80 БК сказано, что такая отчетность должна отвечать требованиям, установленным к отчетности об исполнении Госбюджета в ст. 58–61 БК.

Заметим, что финансовая и бюджетная отчетность об исполнении бюджетов составляется на основе данных бухучета и отдельных данных отчетов распорядителей и получателей бюджетных средств (п. 4.2 Положения № 885).

Вопрос организации работы по составлению Казначейством отчетности об исполнении бюджетов регламентируется Инструкцией по составлению органами Государственной казначейской службы финансовой и бюджетной отчетности об исполнении местных бюджетов, утвержденной приказом Госказначейства от 08.02.13 г. № 21.

Органы Казначейства составляют и представляют соответствующим местным финансовым органам отчетность об исполнении местных бюджетов по установленным Минфином формам. На сегодняшний день действуют формы отчетности об исполнении местных бюджетов, утвержденные приказом Минфина от 30.01.12 г. № 60 (далее – Приказ № 60).

В соответствии с п. 1 Приказа № 60 финансовая отчетность включает:

  • Отчет о финансовом состоянии (баланс) (форма № 1мб);
  • Отчет о финансовых результатах исполнения местных бюджетов (форма № 2мб);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 3мб).

Бюджетная отчетность включает (п. 2 Приказа № 60):

  • Отчет об исполнении местных бюджетов (форма № 2ммб);
  • Отчет об исполнении местных бюджетов (форма № 2кмб (мб));
  • Отчет о бюджетной задолженности (форма № 7мб);
  • Информацию об исполнении защищенных расходов местных бюджетов;
  • Отчет об использовании средств из резервного фонда;
  • Отчет о предоставлении и использовании местными бюджетами дотаций и субвенций, полученных из государственного бюджета;
  • Информацию о состоянии местных долгов;
  • Информацию о состоянии гарантированных соответственно Автономной Республикой Крым, территориальными громадами долгов;
  • Информацию о предоставленных местных гарантиях.

Сводные показатели отчетности об исполнении бюджетов одновременно подаются органами Казначейства соответственно органу исполнительной власти АР Крым по вопросам финансов, финансовым органам местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих местных советов на условиях, предусмотренных ч. 1 ст. 80 БК.

Выводы

Единственным органом, имеющим полномочия по ведению учета и составлению отчетности об исполнении местных бюджетов, является орган Казначейства.

Своевременное, полное и корректное отражение в учете операций органами Казначейства обеспечит формирование достоверной отчетности об исполнении местных бюджетов, важной для принятия управленческих решений органами местной власти.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

1344 грн. / год

Купить

Лучшие материалы