• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Банковские секреты

Чем ликвиднее имущество, тем дешевле кредит


Условия получения банковских кредитов можно улучшить путем тесного сотрудничества по расчетно-кассовому обслуживанию и открытия зарплатных проектов. Клиенты должны концентрировать внимание не только на стоимости кредита, но и на возможностях получить необходимый сервис по другим направлениям. Попробуем упростить понимание и видение процесса получения кредитных средств с точки зрения юридических лиц



Сергей Левицкий,
эксперт по вопросам бухучета
и банковской деятельности


Тема корпоративного банковского кредитования довольно сложная и объемная. Поэтому ее невозможно изложить, как говорится, на все случаи жизни — в виде шаблона с универсальными рекомендациями юрлицам, которые намерены обратиться в банк за кредитом.

Порядок кредитных взаимоотношений банков и клиентов (юрлиц) регламентирует постановление НБУ от 25.01.2012 № 23 (далее — Постановление № 23), которое вступило в силу 01.01.2013. Это достаточно объемный и специфический документ, который тяжело воспринимают даже специалисты (бухгалтеры и финансовые директора). Кроме того, в целях кредитования банки пользуются Хозяйственным кодексом, законами о банках и банковской деятельности, о залоге, об ипотеке и т. д.

С точки зрения клиентов банка, начало процесса получения кредита часто выглядит примерно так. Директору компании (которому срочно нужны средства «на вчера») консультанты банка озвучивают процедуру и условия, а также предоставляют листок с перечнем необходимых документов (практически стандартный для всех банков). Кстати, обобщенный вариант этого перечня вы можете найти в приложении 2 к Постановлению № 23.

А дальше — самое интересное. На следующий день курьер или бухгалтер приносит в банк страниц 10–15 финотчетности и с чувством выполненного долга спрашивает о деньгах. После этого начинается болезненный для клиентов процесс сбора дополнительных документов. Появляется подозрение, что банк морочит голову, чтобы выпить крови и не дать кредит. Чтобы избежать такого ощущения, нужно иметь дело с профессионалами. Как со стороны банка (для четкой формулировки и определения проблемных моментов), так и со стороны своих сотрудников (для качественной подготовки документов для банка).

1 из 1


Блоки для клиента

Обычно банки заявляют, что решение о предоставлении кредита они примут в течение трех рабочих дней с момента получения полного пакета документов. Если пакет документов неполный, то о сроках принятия решения говорить рано. Это первый ключевой момент для осознания дальнейших действий.

При этом банк анализирует заемщиков по двум аспектам:

  1. финансовому — бухгалтерская отчетность, финансовая документация, справки предприятия и обслуживающих банков, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки показателей отчетности и т. д.;
  2. юридическому — учредительные и регистрационные документы, документы о полномочиях руководителей на совершение соответствующих действий, документация относительно права собственности на предлагаемое в залог имущество, протоколы собраний, приказы и т. п.

1 из 1


После получения указанной документации банк проверяет клиента одновременно по пяти направлениям:

1) бизнес;

2) риски;

3) залог;

4) безопасность;

5) юридические вопросы.


За каждое направление отвечает конкретное управление банка, которое предоставляет свои выводы для принятия решения о финансировании. Общее решение принимается коллегиально на заседании уполномоченного кредитного комитета банка. При подготовке заключений соответствующих управлений клиенту могут поступать дополнительные запросы для уточнения информации. В таких случаях нужно не возмущаться, а оперативно реагировать и предоставлять соответствующую информацию (обычно в перечне документов это указывается отдельной ссылкой).

За деловое или финансовое направление работы банка отвечает управление, которое непосредственно контактирует с клиентом (и является его близким другом). Другие управления общаются через бизнес-направление банка в лице соответствующего менеджера или начальника отделения. Представители банка не только собирают документацию, но и выезжают непосредственно на место ведения хозяйственной деятельности клиента, определяют не только объективные, но и субъективные показатели деятельности будущего заемщика.

Собственно, на первом этапе банк решает, что выгоднее — запустить новый проект или отказать клиенту на этапе его обращения, не теряя зря время и не загружая ненужной работой остальные службы банка. Если проект имеет положительную перспективу с точки зрения бизнеса, соответствующие документы собирают и передают другим управлением банка, которые в течение 1–3 дней предоставляют свои выводы. Прямое общение клиента с другими службами банка не практикуется, но вполне возможно, если для этого есть веские основания.

Клиенту нужно четко осознавать цель кредитования и источники погашения кредита. Для этого в банках практикуют ТЭО — технико-экономическое обоснование кредита, которое иногда ставит бухгалтеров и финдиректоров компаний в «ступор». По сути, речь идет о таблице с кратким описанием предстоящих расходов и поступлений, основанных на обобщении всех факторов нынешней и будущей деятельности организации (как минимум на срок получения кредитных средств).

Эта таблица разбита по месяцам. В верхней ее части указываются запланированные поступления по видам деятельности, а в нижней — постоянные и переменные расходы. К постоянным относятся почасовая заработная плата, аренда, содержание основных средств, охрана, связь и т. д. К переменным — расходы, которые непосредственно влияют на объем реализации, — сырье, материалы, транспортные расходы и расходы на сбыт.

Учитывается также состояние уплаты клиентом налогов и погашения существующих кредитов. Разница между доходами и расходами отражается помесячно (и как переходное сальдо переносится на следующий период). Благодаря этой таблице банк получает четкое представление о своем клиенте на перспективу.

1 из 1


Риски кредита

После получения от клиента всех необходимых документов юридическое управление банка проверяет права собственности на предлагаемое в залог имущество, определяет полномочия должностных лиц, проверяет соответствующие реестры, сверяет данные с нормами законодательства и т. п.

В свою очередь, управление безопасности проверяет подлинность предоставленных финансовых и юридических документов, оценивает деловую репутацию, кредитную историю и другие данные, которых нет в официальной документации.

К таким подводным камням стоит подготовиться заранее, чтобы отказ в предоставлении кредита не стал неприятным сюрпризом.

1 из 1


Управление залоговых операций банка оценивает и проверяет имущество, предлагаемое в залог. Для этого выясняются следующие вопросы:

  • кто является оценщиком имущества;
  • какой коэффициент покрытия стоимости залогового имущества над суммой кредита принимает банк;
  • применяются ли дисконт к оценочной стоимости имущества и процентная стоимость страхования залогового имущества.

Структура и стоимость залогового имущества также являются довольно существенными факторами для определения стоимости кредита. Ведь формирование вышеупомянутых резервов напрямую зависит от залога. Стоимость и вид залога в соответствии с коэффициентами снижают сумму чистого кредитного риска и влияют на размер формируемого резерва.

Управление рисков банка проводит финансовый анализ бухгалтерской документации заемщика на предмет выявления в ней ошибок и рассчитывает показатель риска его кредита. Согласно категории качества кредита самый высокий показатель риска по кредиту составляет 0,01, самый низкий — 1.

Категория качества кредита зависит от двух факторов:

1) класса должника. Существует девять классов в зависимости от величины интегрального показателя по видам экономической деятельности;

2) состояния обслуживания долга. Предусмотрено пять степеней состояния обслуживания долга от «высокого» до «неудовлетворительного» в зависимости от количества календарных дней просрочки кредита. На момент выдачи кредита считается, что состояние его обслуживания высокое, однако в дальнейшем оно может меняться. Анализ заемщика по выплате долга банк осуществляет ежеквартально.

Таблица. Определение состояния обслуживания долга юрлица

Количество дней просрочки

Состояние обслуживания долга

От 0 до 7

Высокое

От 8 до 30

Хорошее

От 31 до 90

Удовлетворительное

От 91 до 180

Слабое

Более 180

Неудовлетворительное


От результатов такого анализа зависит не только возможность получения кредита, но и его стоимость. Чем хуже финансовое положение клиента, тем больше финансовый риск невозврата кредита и тем большие резервы будет формировать для этого банк (по сути это замороженные банком средства на счетах НБУ).

Дать рекомендации относительно того, в каком банке кредит обойдется дороже, а в каком — дешевле, практически невозможно. Без расчета показателей финансового положения должника окончательную стоимость кредита никто не назовет. Ведь на этом этапе может быть сделано только индикативное предложение.

1 из 1

Кого из должников банки предпочитают — вопрос философский. Разумеется, чем выше класс заемщика, тем лучше. Главное, чтобы можно было спрогнозировать стабильность погашения им кредита. Например, для аграрной компании это предвидеть сложнее, чем для машиностроительного завода или строительной фирмы.

В банках предусмотрен ряд ограничений по выдаче кредитов. В частности, вряд ли они будут кредитовать компании для пополнения уставного капитала или торговли оружием.

Также нужно учитывать базовую ставку, которая формируется в соответствии со стоимостью привлеченных ресурсов и отражается для внутреннего банковского пользования согласно решениям соответствующих комитетов банка. Для корпоративных кредитов — это довольно условная и ориентировочная величина, которая не дает никаких гарантий указанной стоимости до окончательного решения кредитного комитета по итогам предоставленных заключений соответствующих служб.

Кредитный портфель коммерческого банка группируется в зависимости от качества погашения задолженности и финансового положения заемщика.

1 из 1
1 из 1
1 из 1


Прежде чем брать кредит в банке, оцените свои возможности по его погашению. Для этого нужно всего лишь воспользоваться соответствующими формулами и таблицами, приведенными в приложении 3 к Постановлению № 23. Правда, если вы ни разу этого не делали, придется набраться терпения, чтобы сначала разобраться в нюансах такого расчета. Только после этого можно отправляться в банк на переговоры.

В банках действует такое правило: чем ликвиднее имущество клиента и чем выше коэффициент покрытия стоимости суммы обеспечения над суммой кредита, тем меньше резерв банка и тем дешевле будет кредит. Существуют кредиты, не предусматривающие залог имущества, однако стоят они всегда дороже.

Юридическим лицам, которые планируют воспользоваться средствами банка, нужно осознать, что кроме всего прочего на стоимость кредита влияет их дальнейшее сотрудничество с банком-кредитором. Стоимость кредитных ресурсов может быть существенно снижена путем тесного сотрудничества по расчетно-кассовому обслуживанию, открытия зарплатных проектов и т. д. Все это должно стать главным предметом переговоров во время встречи с представителями банка.

Важно также выяснить все расходы, связанные с выдачей и обслуживанием кредита. В том числе так называемые небанковские расходы (страхование, нотариальные услуги, услуги по регистрации имущества в реестрах), а также размер и состав (из каких сумм состоит) ежемесячного взноса для погашения кредита.

Кроме того, желательно взять в банке для предварительного анализа экземпляры базовых договоров кредитования, поручительства и залога. Если в дальнейшем эти договоры будут изменены (в зависимости от индивидуальных условий), их можно будет согласовать на этапе подготовки к подписанию.

Выбор банка для кредитования должен основываться не только на стоимости кредита, но и на возможности кредитора предоставить необходимый сервис по другим направлениям. Ведь после получения кредита клиент обязан проводить через банк-кредитор определенный объем денежных потоков, обусловленный кредитным договором.


Дата подготовки
15.04.2014

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Банковские секреты