Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Зачем руководителю знания по бухучету

21.02.2018 881 0 2


Успех руководителя зависит от множества факторов. Одним из них является знание бухучета, что дает преимущества руководителю сразу в нескольких направлениях: составление бизнес-планов и контроль их выполнения; управление бизнес-процессами; контроль за сохранением имущества; построение рациональной политики ценообразования; определение и привлечение оптимальных источников финансирования и т. п. А чтобы помочь вам в этом, мы начинаем серию публикаций для руководителя, в которой поможем понять бухучет и использовать его информацию с пользой для бизнеса.


Зачем руководителю учиться

Дебет, кредит, обороты, сальдо, бюджет, учетная политика, баланс, финансовый план... Для многих менеджеров эти понятия являются чуть ли не китайской грамотой, а бухгалтерский учет и финансовое планирование – странным делом. Стоит ли говорить, что в действительности это далеко не так и для того, чтобы хотя бы в общих чертах овладеть основами финансовой грамотности, совсем не обязательно иметь сверхспособности.

Конечно, никто не берется утверждать, что финансы и бухгалтерский учет – это просто, как «дважды два», и кто угодно, не особенно напрягаясь, может мгновенно вникнуть во все нюансы. Чтобы стать специалистом по финансовому и бухгалтерскому делу, нужно не только несколько лет учиться по соответствующей специальности, но и иметь опыт практической работы. Особенно если учесть многочисленные тонкости и даже прямые несоответствия отечественного законодательства.

Но менеджер (руководитель) – это не бухгалтер и не финансовый директор, а представитель совсем другой профессии, поэтому в совершенстве владеть тонкостями бухгалтерского дела ему необязательно. А вот иметь общее представление об учете и финансах будет не лишним: такие знания пригодятся в повседневной работе.

По официальным результатам проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития исследований руководители малых и средних предприятий в секторе агробизнеса Украины имеют удовлетворительный уровень финансовой грамотности по вопросам, относящимся к базовым финансовым принципам, а именно – 64 % респондентов правильно ответили на все вопросы теста по финансовой грамотности.

В то же время у наиболее мелких (100–500 гектаров земельных угодий) и наиболее молодых (0–10 лет с основания) аграрных предприятий этот уровень самый низкий среди остальных субъектов хозяйствования (далее – СХ) и составляет в среднем около 50 % (согласно Отчету «Оценивания и усиления финансовой грамотности МСП в секторе агробизнеса Украины»).

В этой связи можно констатировать, что более крупные по размеру и основанные раньше предприятия имеют больше опыта в финансовых делах и в принятии соответствующих решений, а также во многих из них есть опытные внутренние финансовые специалисты (финансовые директора, бухгалтеры и финансовые консультанты), которые предоставляют финансовые консультации в процессе ежедневной деятельности. И это закономерно.

А вот руководителям мелких и молодых аграрных формирований, как свидетельствуют приведенные результаты исследований, следует задуматься над повышением своей финансовой грамотности.

Руководитель (менеджер) часто спрашивает: зачем мне знать бухгалтерский учет, ведь для этого есть бухгалтер; за что тогда я плачу ему деньги? И не столько этот вопрос, сколько ответ является на сегодня самой распространенной ошибкой, которая часто приводит к возникновению серьезных проблем.

Поэтому задачей этой статьи является обоснование важности для руководителей (менеджеров) любого СХ овладение основами бухгалтерского учета.

Что должен знать руководитель о бухучете

Основные задачи бухучета и как они коррелируют с системой управления

Первая задача – обеспечение сохранения имущества владельца. Инструментом для его реализации является своевременная инвентаризация, которая позволяет определить изменения, произошедшие в составе собственности, и проверить ее фактическое наличие на любой момент времени. Правильно организованная система бухучета позволяет обеспечить сохранение имущества владельца, создать преграду всевозможным видам хищений, порче и потере имущества.

Вторая задача – предоставление информации для управления. Именно система бухгалтерского учета фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализирующую) информацию о состоянии и движении имущества и источнике его образования, хозяйственных процессах, результатах хозяйственной деятельности предприятия.

Традиционно бухгалтерский учет ведется, прежде всего, в целях управления предприятием! Правила ведения учета, которые устанавливаются действующими нормативными документами, направлены на создание управленческой информации, а не на обеспечение расчетов с бюджетом по налогам.

Бухгалтеры – это люди, которые свято верят нормативным документам, строго соблюдая их распоряжения. Но единственным, кто проверяет сегодня, как нужно вести бухгалтерский учет, остаются контролирующие органы (ГФС, Гоструда и т. п.). И здесь возникает абсолютно парадоксальное явление: бухгалтер формирует огромный объем экономической информации, которая может быть использована в управленческих целях. А менеджер, которому очень нужна информация (в частности, для планирования, ценообразования, контроля загруженности производственных мощностей, наличия и движения производственных запасов и др.), которую имеет бухгалтерская служба в достаточном количестве, даже не догадывается, что она там есть, в каких разрезах, на какой она стадии готовности.

Бухгалтерский учет дает возможность правильно оптимизировать уплату налогов, рассчитать будущие поступления средств от дебиторов, зарезервировать расходы на расчеты с поставщиками, правильно определить фонд заработной платы, рентабельность, ожидаемый чистый доход и другие составляющие бизнес-плана, которые зависят уже от специфики работы предприятия.

Только по данным бухучета можно рассчитать оптимальный объем кредитных средств (если возникает в этом необходимость), предусмотреть вероятность их возврата и погашения осуществляемых при этом финансовых расходов таким образом, чтобы финансовая отчетность представляла позитивные показатели финансового состояния и результатов деятельности предприятия.

Не менее важным для руководителя является ценообразование, которое невозможно осуществить без знания бухгалтерского учета. Для того чтобы правильно составить прайс для покупателей товаров, работ (услуг), руководитель должен быть знаком со структурой себестоимости и знать, как она формируется, различать производственную и полную себестоимость, ведь именно последняя важна для правильного ценообразования и формирования безубыточной деятельности.

Очевидно, что проработать все аспекты на предприятии, которые влияют на получение чистого дохода, может руководитель, который владеет знаниями бухгалтерского учета.

К сожалению, во многих украинских компаниях и до сих пор многие руководители считают, что бухгалтерский учет нужен только для составления налоговой отчетности и никак не влияет на принятие управленческих решений. Но умелое использование данных качественного учета может помочь управленцам принимать ценовые решения, создавать эффективные системы мотивации персонала, рассчитывать окупаемость инвестиций, выбирать оптимальный вариант ассортимента продукции, своевременно прекращать убыточные проекты и, соответственно, сокращать расходы и увеличивать прибыли. Например, когда в одной из компаний мы просчитали условия, при которых выгоднее получить скидку или отсрочку платежа, довольный коммерческий директор воскликнул: «Вы же мне просто дали третью руку!»
И наоборот, пренебрежение анализом данных учета может привести к катастрофическим ошибкам. Например, в одной торговой компании возникли огромные убытки из-за того, что во время разработки маркетинговой программы лояльности, акций и скидок не были учтены полные данные о расходах компании. Оказалось, что в течение почти полугода компания торговала «в минус», не замечая этого. И кроме прямых финансовых убытков она подверглась ущербу репутационному: пришлось объяснять клиентам, почему вдруг посреди торгового сезона были существенно повышены цены.

Татьяна ГЕРАСИМОВА,
эксперт в сфере финансов бизнеса,
сертифицированный бизнес-тренер,
САР, СІМА

Третья задача – объективное исчисление результатов хозяйственной деятельности.

Самое главное требование к деятельности любого СХ – прибыльность (критерий): нет прибыли – нет предприятия. Информация о прибыльности как результат деятельности поступает через счета бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность. Поэтому учет дает информацию о соответствии основному критерию: прибыльности деятельности фирмы.

Зная, как изменяется объем и состав имущества предприятия, каковы его обязательства, растут они или, напротив, уменьшаются, хозяин будет всегда иметь представление о том, как работает его предприятие – с прибылью или в убыток, сможет оно вовремя погасить свои долги или нет, пора подумать о банкротстве или для этого нет никаких оснований.

Все это определяет бухучет как важнейший и необходимый инструмент управления предприятием.

Степень ответственности руководителя и санкции

Еще одна, очень важная причина, по которой руководитель должен знать бухучет, – его ответственность перед контролирующими органами.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Любой руководитель в рамках своей деятельности может быть привлечен:

1) к материальной;

2) административной;

3) уголовной ответственности.

Материальная ответственность регулируется КЗоТом. В частности, в соответствии со ст. 134 КЗоТ полную материальную ответственность несет руководитель предприятия, виновный в несвоевременной выплате зарплаты более одного месяца, что привело к выплате компенсаций за нарушение сроков ее выплаты, и при условии, что госбюджет и местные бюджеты, юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этим предприятием. Такая ответственность заключается в возмещении в полном объеме убытков, нанесенных предприятию.

Административная ответственность применяется за совершение административного правонарушения и регулируется нормами КУоАП, в частности:

  • ст. 1634, которая предусматривает ответственность за неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физлицу доходов, перечисление НДФЛ за счет средств предприятий, несообщение или несвоевременное сообщение ГФС сведений о доходах граждан – штраф в размере от 2 до 3 НМДГ (от 34 до 51 грн.) за первое нарушение; от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.) – за повторное в течение года нарушение;
  • ст. 1631, согласно которой отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий установленного законом порядка ведения налогового учета карается наложение штрафа в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.) – за первое нарушение; от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – за повторное в течение года нарушение;
  • ст. 1863 предусматривает ответственность за: непредставление в органы Госстата или представление недостоверных данных или с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета – наложение штрафа в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.); а при повторном нарушении – от 15 до 20 НМДГ (от 255 до 340 грн.).

Уголовная ответственность может применяться за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, служебную подделку и служебную небрежность. Санкции за это предусмотрены ст. 212 и 366 Уголовного кодекса, а именно: существенные штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет и даже ограничение свободы.

Как видим, наиболее штрафоопасный участок бухучета – расчеты по оплате труда, расчеты с бюджетом и фондами, а также соблюдение правил наличного обращения.

И здесь уместно будет вспомнить о результатах проведенного ГФС анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий. Среди зафиксированных нарушений, которые приводят к значительным штрафным санкциям как для предприятий, так и для должностных лиц, в частности, следующие: отсутствие первичных документов, которые бы подтверждали понесенные расходы; нарушение правил отчетности по израсходованной наличности; проведение наличных расчетов с нарушением и пр.

Поэтому руководитель, как лицо, отвечающее за организацию бухучета на предприятии, несет ответственность разных видов, которые предусматривают достаточно существенные санкции. И даже если бухучет ведется аутсорсинговой компанией, ответственность все-таки несет руководитель (собственник) предприятия. Ведь механизм переложения ответственности на исполнителя законодательством не предусмотрен.

Выводы

Знание бухучета для руководителя очень важно с точки зрения не только предусмотренной законом ответственности, но и контроля работы бухгалтерской службы и предприятия в целом.

Зная бухучет, руководитель, прежде чем поставить свою подпись, сможет потребовать расшифровку всех статей баланса и подтверждение их путем инвентаризации и, соответственно, проверить достоверность данных отчета. Кроме того, руководитель сможет проконтролировать работу бухгалтера, проверить правильность отражения информации в бухучете, а также проверить оборотно-сальдовую ведомость по каждому счету в случае возникновения сомнений.

Данные бухучета – это информационная база для системы управления. Поэтому бухучет должен стать предпосылкой безопасности бизнеса, а бухгалтер – надежным советчиком руководителя.

О том, почему первичные документы так важны для предприятия и на что руководитель должен обратить особое внимание, работая с ними, мы расскажем в следующих публикациях.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы