• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Встречная сверка: удар по бизнесу

На сегодняшний день запрет на проверки в слегка видоизмененном варианте по-прежнему действует. А всевозможные контролирующие инстанции продолжают его систематически нарушать. Причем некоторые вовсе переходят грань своих полномочий, подключают фантазию и пытаются вломиться в те двери, в которые не должны были по идее даже стучаться.  От метафоры к жизни - речь пойдет о КРУшниках.

Что за проверяющие?

Современная система органов власти в Украине достаточно запутана. И как это ни печально, но большинство наших сограждан не в курсе существования инстанций, с которыми они лично не пересекаются.  Одной из таких является Госфининспекция (далее – ГФИ).

Государственная финансовая инспекция Украины –  орган, который осуществляет независимый госфинконтроль от имени исполнительной ветви власти. Деятельность её касается не всех, а лишь сектора экономики именуемого публичным: органов исполнительной власти, бюджетных учреждений, госпредприятий, а также предприятий, финансируемых из госбюджета. Именно к ним органы ГФИ могут наведаться в любой момент с целью проверки прозрачности расходования бюджетных средств. К другим же, то есть к частному сектору, могут прийти с проверкой лишь по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя для обеспечения расследования уголовного дела. А также со встречной сверкой, о чем речь пойдет дальше.

В народе служащих Госфининспекции называют КРУшниками. Связано это с историческим названием структуры, которая почти сто лет именовалась Контрольно-Ревизионным Управлением. Нынешнее название орган получил лишь в 2010 году. Отсюда и аббревиатура, успешно используемая в простонародье до сих пор, ведь от изменения названия суть не изменилась.

По закону и на практике

Основным актом, который регулирует деятельность ГФИ, является Закон "Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля Украины" (далее – Закон). Этот документ определяет основы деятельности органа. А также регулирует моменты его отношений с частным сектором экономики.

К неподконтрольным предприятиям КРУшники могут прийти лишь со встречной сверкой. И только в случае, если у таких были хозотношения с "бюджетными" предприятиями. Абзац 17 статьи 11 Закона четко определяет, что встречные сверки, которые проводятся органами ГФИ, не являются контрольными мерами. Отсюда следует нераспространение на встречные сверки ряда нормативно-правовых актов, в частности Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, её территориальными органами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20 апреля 2006 года №550 (далее – Порядка).

Проведение сверок не регулируется каким-либо отдельным актом. Поэтому при их проведении как КРУшники, так и представители неподконтрольных предприятий используют нормы Закона и Порядка по аналогии. Однако такие действия со стороны проверяющих являются не совсем законными.

Согласно ч.2 ст.19 Конституции Украины органы госвласти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. То есть им можно делать только то, что напрямую разрешено законом. Следовательно, если нигде не указано, что КРУшники могут использовать Порядок при проведении встречных сверок, значит это им запрещено.

Проверяемой же стороне разрешено делать все, что прямо не запрещено законом. Поэтому она может при необходимости применять нормы Порядка к встречным сверкам. Зависит все от ситуации: если нам выгодно, чтоб наши отношения с проверяющими регулировались Порядком, то мы ссылаемся на свое право использовать его по аналогии. Если же нет, то мы утверждаем, что ГФИ не может трактовать нормативные акты по аналогии, поскольку это им прямо не разрешено.

К примеру, иногда КРУшники, придя со сверкой на предприятие, требуют предоставить им рабочее место и оргтехнику (компьютер, ксерокс и т.п.). Причем речь идет именно о требовании, а не о просьбе, поскольку не стоит забывать о человеческих отношениях. Давят при этом на то, что такая обязанность проверяемой стороны закреплена в Порядке. Но ведь документ этот рассчитан на регулирование проведения ревизий, а не встречных сверок. Так что ссылаясь на вышеуказанную причину, мы им можем смело отказать.

Сверка – не проверка

Согласно п.12 ст.10 Закона органы ГФИ имеют право проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях встречные сверки с цельюдокументального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете предприятия, учреждения и организации, которая контролируется.

Расшифруем. КРУшники проводят на госпредприятии (к примеру, Укрнафта, Укренерго, Енергоатом) проверку (ревизию). Обнаруживают, что у проверяемого объекта были с вами договорные отношения. И решают для выяснения их реальности обратиться к вам со встречной сверкой. По факту им нужна первичная документация по вашим хозяйственным отношениям: договора, акты, платежки. Получив их, они смогут сопоставить поданную госпредприятием и вами информацию и выяснить, не врет ли им подконтрольный "бюджетник". То есть они сравнивают документы предприятия А (подконтрольного) с документами предприятия Б (неподконтрольного).

На деле же служащие ГФИ, скорее всего, придут к Вам с требованием предоставить им гораздо больший перечень документов. К примеру, отчетность о том, куда дальше были потрачены деньги, заработанные во время предоставления услуг госпредприятию, сколько людей у вас оформлено, какая у вас материально-техническая база, платите ли вы налоги за своих работников и т.д. Пределу изобретательности КРУшников нет.

Вы же в свою очередь никак не обязаны такие документы им предоставлять. Ведь они никак не подтверждают вид, объем и качество операций и расчетов. И на контролируемом предприятии этих документов нет. Так что сверять их не с чем. А значит это уже не сверка, а проверка, которую они у вас проводить не имеют права.

КАК ОТВЕТИТЬ, ЧТОБ НЕ ОСТАТЬСЯ В ДУРАКАХ?

Когда Вам пришло направление, а точнее пришел служащий Госфининспекции и принес его Вам с требованием дать ему документы, то не стоит сразу же беспрекословно соглашаться. В такой ситуации следует себя максимально обезопасить. Для этого эффективными являются следующие действия (неоднократно использовались нами на практике и дают свои результаты):

Проверьте законность

Если Вам сообщили, что на предприятие прибыл проверяющий, не стоит допускать его к руководству. Контактировать с такими инстанциями лучше юристу, имеющему опыт общения с проверяющими органами (налоговики, таможня).

Проведите КРУшника в отдельное место для разговора, ознакомьтесь с направлением, попросите его документы. Проверьте соответствует ли информация в направлении действительности (даты, ФИО проверяющего, название предприятия, адрес).

Далее Вы должны расписаться о том, что допускаете проверяющего к сверке. Для этого в направлении есть графа "должность руководителя". Но если общается с КРУшником юрист, то расписываться в этом месте он фактически не имеет право. Разумным будет зачеркнуть слово "руководителя" и написать "представитель". Если же служащий на это не соглашается, то подписывайтесь в любом другом месте документа с обозначением своих реквизитов.

К слову, если попадется упертый представитель ГФИ, то на этом этапе сверка может на некоторое время задержаться. Нам приходилось и с юрдепартаментом Финиспекции г.Киева общаться по этому поводу (однако найти разумных доводов, почему мы не можем там подписаться как представители, они не нашли) и с милицией – якобы мы препятствуем таким образом сверке. Однако если все правильно объяснить, то позицию свою вы успешно отстоите.

Письменный запрос

Советуем Вам просить у КРУшника составить письменный запрос на те документы, который он требует предоставить. В дальнейшем он будет документом, на который вы сможете дать официальный ответ (особенно, если это будет отказ) и ссылаться в случае возникновения конфликта.

В запросе нужно указать: кто требует документы, в рамках чего, какие именно, дату, подпись. На этом же запросе попросите проверяющего потом написать "документы получены" (плюс дата, время, подпись). Постарайтесь мирно обсудить все детали, ведь все же цивилизованные люди. Попадаются, конечно, и толстолобые, но зачастую все моменты урегулировать в диалоге возможно.

Ответ на запрос

На написанный проверяющим запрос обязательно пишите ответ. Он может иметь, к примеру, такую вот форму. Обязательно ссылайтесь на нормы Закона, которые подтверждают правомерность Вашего отказа и незаконность требований проверяющего.

Ответ на запрос

Если не соглашаемся предоставлять затребуемые документы – пишем почему.

При том нужно указать, почему такие-то документы мы готовы предоставить, а вот такие-то нет. Если же просят вполне вменяемый список первички, то в ответе перечисляем документы, которые даем. И не забываем про дату, время, подпись. А также то, что проверяющий должен расписаться под ответом о том, что он указанные Вами документы таки получил.

Документы "на вынос"

Очень часто предприятия не предают особого внимания требованию "предоставить оригиналы" или "дать документы на проверку на вынос". И проверяющие органы этим активно пользуются. Вполне может дойти до подделывания или потери ваших документов. Поэтому советуем беречь оригиналы от чужих рук и глаз.

Предупредите КРУшника, что с документацией он будет ознакамливаться на месте. Поскольку документы являются частью хоздеятельности предприятия, и на вынос вы их имеете право не давать. Тем более оригиналы. Исключением может быть только доверенность (представителя), а также документы, которые есть в общем доступе (выписка, вытяг) – ведь при необходимости вы сможете их восстановить.

Отксерьте все необходимое, сшейте и выделите место, ручку, бумагу проверяющему для работы. Если потребуют предоставить оригиналы, это не есть проблемой, но тоже только сшитыми, под роспись о получении и на месте. Обязательство давать КРУшникам оригиналы документов на вынос нигде не закреплено. Так что отказ удовлетворить подобное требование будет вполне законен.

Справка или акт

По итогам сверки в пределах срока ее проведения Вам должны выписать Справку о результатах сверки. Прямо в справке рекомендуем писать свои возражения, если вы не согласны с результатами сверки. А так оно, скорее всего и будет.

Распространенная практика – сделать вывод, что вы не смогли подтвердить реальность операций. Особенно, если до этого вы отказались предоставить на сверку ряд документов. Так что внизу справки прямо под подписями изложите свои возражения. Если мало места – используйте оборот. Это обережет вас от возможных дальнейших манипуляций с результатами сверки. К примеру, такая справка может быть передана в налоговую, а на ее основании – назначена проверка и проведены донасчеты. Потом необоснованность таких санкций будет трудно доказать, даже в суде, если не будет ваших возражений в справке.

В итоге, придерживаясь таких несложных рекомендаций, вы обеспечиваете сохранность первичной документации предприятия, ограничиваете возможность манипуляций с ней, а следственно уменьшаете риски давления на бизнес со стороны КРУшников. Притом постарайтесь решать все вопросы в мирном порядке. Ведь проверяющих тоже можно понять: государство дало им задание "принести деньги в касу". А им уже в силу своей должности приходится подключать фантазию и выкручиваться – кому-то ведь надо госбюджет пополнять.

P.S. Пока готовилась статья стало известно, что Кабмин 28 октября принял решение о преобразовании ГФИ в Государственную аудиторскую службу. Так что вполне возможно, что в ближайшем будущем КРУшники перестанут приходить на предприятия со сверками. Или просто будет проверять уже другая служба, с другими полномочиями. Будет видно…

Джерело: http://chp.com.ua/all-news/item/38143...

Комментарии к материалу