• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Во избежание разногласий

Как топ-менеджеру, бухгалтеру и юристу найти общий язык


Чтобы обеспечить жизнедеятельность предприятия, топ-менеджер должен быть посредником между юристами и бухгалтерами, которые часто по-разному смотрят на одну и ту же ситуацию оперируют массой непонятных друг для друга терминов. Иногда даже кажется, что они говорят на каком-то иностранном языке. В результате все работают, но никто никого не понимает, нет слаженности в работе, возникают и финансовые, и психологические проблемы. Поговорим о том, что должен делать руководитель предприятия, чтобы бухгалтер и юрист не просто работали, а обеспечивали предприятию финансовую и юридическую безопасность.


Александр Ефимов,
адвокат, аудитор, к. ю. н.,
управляющий партнер АО
«Адвокатская фирма «Ефимов и партнеры»

Юрист может шокировать бухгалтера своим вопросом о том, какое имущество учтено в уставном капитале ООО. В свою очередь, бухгалтер может поставить юриста в неловкое положение, спросив y него, когда истекает срок исковой давности по судебному решению. А топ-менеджеру нужно не только понимать их обоих, чтобы принимать правильные управленческие решения, но и наладить взаимодействие между различными службами предприятия.

В уставном капитале имущество находиться не может, поскольку уставный капитал относится к пассиву, а имущество — к активу баланса предприятия. Однако бухгалтер, не углубляясь в юридические тонкости, может рассчитать, к примеру, трехгодичный срок исковой давности (с момента вступления в силу решения суда).

В понимании юриста прибыль — это деньги, оставшиеся после необходимых расходов и уплаты налогов. А вот для бухгалтера деньги — это источник покрытия расходов, а именно запрет уменьшать базу налогообложения на сумму таких расходов.

Где находится прибыль?

Неопытный руководитель, заглянув в финансовый отчет предприятия и увидев там какие-то цифры, может спросить бухгалтера, какая же прибыль предприятия. «Заработали целый миллион, но на самом деле денег не хватает даже на зарплату» — отвечает бухгалтер. И руководитель не понимает ситуацию еще больше.

Опытный же топ-менеджер знает, что в строке «чистая прибыль» отчета о финансовых результатах указана не сумма денег на текущем счету предприятия, а сумма заработанных и, возможно, уже потраченных денежных средств. То есть прибыль все-таки есть, но на складе, в виде товарно-материальных ценностей. Также речь может идти о проданной, но еще не оплаченной продукции, то есть прибыль в данном случае спрятана в дебиторской задолженности.

С юристами еще сложнее. Например, согласно ст. 165 ХК субъекты хозяйствования могут приобретать акции и другие ценные бумаги за счет средств, поступивших в их распоряжение после уплаты налогов и процентов по банковскому кредиту, если иное не установлено законом. Отвечая на вопрос о правомерности приобретения акций, несведущий в бухучете юрист обычно смотрит на статью пассива баланса «Текущие обязательства по расчетам с бюджетом». В ней отражается задолженность предприятия по всем видам платежей, включая налоги, которые уплачиваются за работников предприятия. Увидев там какую-то цифру, юрист может решить, что купить акции такой приобретатель не может, поскольку у него есть задолженность по налогам. Следовательно, нельзя определить, какая сумма средств поступит в распоряжение предприятия, чтобы на них купить акции. При этом упускается тот факт, что баланс составляется в целях предоставления пользователям полной и непредвзятой информации о финансовом состоянии предприятия именно на отчетную дату (а не на тот день, когда покупаются акции, и уж тем более не на тот день, когда в баланс заглянет юрист или топ-менеджер).

А если углубиться в учет, то можно понять, что баланс с нулем в статье пассива «Текущие обязательства по расчетам с бюджетом» возможен только тогда, когда предприятие вообще не работает и не имеет работников. Вот как раз в такой ситуации топ-менеджер и должен помочь юристу разобраться в бухгалтерском учете компании.


1 из 1

Лариса Антощук,
директор Палаты налоговых консультантов Украины:

— Процесс в компании нужно налаживать так, чтобы между собой общались все — и управляющий, и финдиректор, и главбух, и юрист. Причем общаться они должны постоянно, по текущей деятельности, а не только по поводу того, «как гасить пожар» (обсудить, как действовать после получения акта налоговой проверки, как снизить высокие таможенные платежи и т. п.). То, что они будут использовать профессиональную терминологию, — не проблема, в процессе общения они обязательно найдут общий язык.

Часто в компаниях бывает как раз полное отсутствие общения между руководителем и бухгалтером или бухгалтером и юристом. В таких условиях возникают не очень приятные ситуации. К примеру, руководитель сельхозкомпании, уплачивающей НДС по спецрежиму, решил реализовать только что сданный в эксплуатацию имущественный комплекс. Но когда был подписан договор, бухгалтер увидел, что все расходы на возведение комплекса задекларированы с учетом спецрежима по НДС, поэтому их нужно откорректировать. Если бы руководитель вовремя выслушал мнение бухгалтера, все могло бы быть не так болезненно для компании.

Другой пример: реорганизация компании осуществляется при помощи внешних юристов, аудиторов, а свои стоят в стороне. В таком случае также возможны болезненные отклики по процедуре. Активное общение внутри компании не только сглаживает проблемы с непониманием профессиональной терминологии работниками разных профессий, но и существенно помогает экономить на штрафах и привлечении внешних специалистов.


Откуда взять распределительный баланс?

Данный вопрос превратился в проблему после вступления в силу Закона о госрегистрации. Согласно ст. 32 этого документа при проведении госрегистрации юридического лица, которое создается путем выделения, среди прочих документов нужно представить экземпляр оригинала (ксерокопию или нотариально заверенную копию) распределительного баланса. Итак, топ-менеджер просит юриста и бухгалтера подготовить распределительный баланс. Однако бухгалтер, ссылаясь на отсутствие такой формы в нормативных актах, ничего не делает. Что делать топ-менеджеру? Стать переводчиком для юриста и бухгалтера, сделать так, чтобы они смогли понять друг друга.

Речь идет о представлении формы № 1 баланса, являющейся приложением 1 к НП(С)БУ 1, дополненной двумя колонками справа (см. рис. 1).

Баланс

на ____________ 20__ р.

Підприємство, що реорганізується

Новостворене підприємство

Актив

Код рядка

На початок звітного періоду

На кінець звітного періоду

На початок звітного періоду

На кінець звітного періоду

1

2

3

4

5

6

I. Необоротні активи

Нематеріальні активи:


Рис. 1.
Распределительный баланс предприятия

Согласно п. 98.3 НК реорганизация налогоплательщика путем выделения из его состава другого налогоплательщика не влечет за собой распределения денежных обязательств (кроме случаев, когда такая реорганизация может привести к ненадлежащему погашению денежных обязательств). Более того, реорганизация юридического лица, включая выделение, не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.7 НК). Особенности учета при реорганизации юридических лиц урегулированы п. 153.15 НК (они также не приводят к негативным налоговым последствиям).

Чье имущество на балансе?

Юрист понимает, что право собственности только косвенно связано с балансом предприятия. Бухгалтеры же часто считают, что нахождение имущества на балансе и собственность на него — это одно и то же. В итоге то, что бухгалтер понимает под балансом, юрист воспринимает только как документ, не являющийся правоустанавливающим (в лучшем случае — производным от правоустанавливающего).

Процитируем п. 9 письма от 31.01.2001 № 01-8/98 Высшего арбитражного суда Украины: «…баланс предприятия (организации) является формой бухгалтерского учета, определения состава и стоимости имущества и объема финансовых обязательств на конкретную дату. Баланс не определяет оснований нахождения имущества в собственности (владении) предприятия».

Если будет выяснено, что имущество, принадлежащее одному юридическому лицу, находится на балансе другого юридического лица и возникнет необходимость все исправить, юрист может посоветовать топ-менеджеру оформить продажу и покупку такого имущества. В результате имущество будет списано с баланса одного юрлица и зачислено на баланс другого.

Однако, с точки зрения бухгалтера, покупка имущества его настоящим собственником у лица, на балансе которого оно находилось, или же просто дарение такого имущества собственнику может иметь отрицательные налоговые последствия (НДС, налог на прибыль и т. д.).

В данной ситуации топ-менеджеру, юристу и бухгалтеру также нужно действовать согласованно. Если они найдут общий язык, то, скорее всего, будет принято «безналоговое» решение — применение виндикационного иска (иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения). То есть второе юрлицо восстановит справедливость, вернув себе то, что принадлежит ему по закону. Данная операция не будет иметь налоговых последствий, поскольку не происходит ни отчуждения имущества, ни перехода права собственности на него.


1 из 1

Елена Пилипенко,
главный бухгалтер ООО «Октопус девелопмент групп»:

— В современных условиях ведения бизнеса, когда законы меняются почти ежедневно, а приоритеты руководства остаются прежними, должностным лицам предприятия крайне важно разумно взаимодействовать между собой. Бухгалтеры и юристы должны быть максимально, насколько это возможно и необходимо, осведомлены о деятельности друг друга. Ведь часто возникают ситуации, когда мнения бухгалтера и юриста не совпадают. В результате договор заключается некорректно, что негативно сказывается на хозяйственной деятельности предприятия в целом. Предметом спора может быть, например, неодинаковое толкование терминов, несогласованность по срокам оплаты/поставки товаров (работ, услуг) и т. д. Желательно совместно обсуждать будущие важные соглашения, а также информировать коллег об изменениях в законодательстве. Конечно, должна быть взаимная заинтересованность в общем результате и понимание того, что для его получения с самого начала нужно учитывать все нюансы — как юридические, так и бухгалтерские.


Долги и налоговые последствия

Часто бывает так, что реальные долги не совпадают с формальными.

К примеру, бухгалтер может спросить у топ-менеджера: «Что делать с кредиторской задолженностью перед предприятием?» Услышав такой вопрос, топ-менеджер может растеряться хотя бы потому, что об этой задолженности он уже давно забыл, поскольку с кредитором они давно уже обо всем договорились. Но договорились-то они по-джентельменски, а в учете долг остался. Если срок исковой давности по такому долгу истечет, предприятию придется уплатить налог на прибыль.

В данной ситуации бухгалтеру нужна консультация юриста. Ведь согласно ст. 264 ГК течение исковой давности прерывается совершением лицом действия, свидетельствующего о признании своего долга или иного обязательства. А для этого можно предъявить «должнику», то есть себе же, претензию и получить ответ на нее. Важно, чтобы в таком ответе была признана задолженность. А еще лучше в ответ на претензию начать погашать свою задолженность. Например, если при 100-миллионной задолженности заплатить 100 грн, то исковая давность будет прервана. После этого срок исковой давности начинает исчисляться сначала, а у должника появится еще один трехлетний срок для совершения следующего юридического шага, направленного на прерывание исковой давности.

Правильное и внимательное оформление купли-продажи оптимизирует налоги

В ситуации фискального давления на налогоплательщиков договор как документ выполняет две функции: юридическую и налогово-учетную. С точки зрения топ-менеджера юрист должен позаботиться о том, чтобы правильно оформить отношения с контрагентами, а бухгалтер — исключить всевозможные налоговые риски, избегая спорных формулировок условий договора.

Если договор купли-продажи не предусматривает существенных условий, считается, что он не заключен (ст. 638 ГК). А если нет договора, то нет и налоговых последствий, то есть продавец не начисляет налоги, связанные с продажей товара (НДС, налог на прибыль, акцизный сбор и т. д.).

Например, согласно договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму. Существенными условиями такого договора являются предмет договора, его цена и срок исполнения обязательств по нему (ст. 180 ХК).

Обязательство продавца заключается в передаче товара покупателю. Если стороны договорились о такой передаче на складе продавца, то надо иметь в виду, что товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, если в срок, установленный договором, он готов к передаче покупателю в надлежащем месте и покупатель проинформирован об этом (ст. 664 ГК). Уведомив покупателя телеграммой о готовности товара к отгрузке, юрист правильно выполнит свою миссию. Но тогда товар будет считаться проданным (реализованным) и возникнут налоговые обязательства. Чтобы этого не произошло, в договоре нужно указать, что право собственности переходит к покупателю в момент фактической отгрузки.

Такая мелочь может легко устранить нежелательные налоговые последствия. Однако решить данный вопрос можно только при взаимодействии топ-менеджера, бухгалтера и юриста.

Накладная — еще не договор?

Получив первичные бухгалтерские документы о совершении операции купли-продажи, бухгалтер должен сопоставить их с договором. И если окажется, что товара по накладной больше, чем по договору, то бухгалтеру нужно не просто оприходовать излишки, а обратиться к юристу за консультацией, как правильно урегулировать такую ситуацию.

Согласно ГК, если продавец передал покупателю больше товара, чем установлено договором купли-продажи, то покупатель обязан сообщить об этом продавцу. Если в разумный срок после получения такого сообщения продавец не распорядится товаром, покупатель имеет право принять весь товар (если иное не установлено договором). И если покупатель в результате такого поведения продавца принял больше товара, он обязан оплатить дополнительно принятый товар по цене, установленной для товара, принятого в соответствии с договором (если другая цена не установлена по договоренности сторон). То есть оприходовать излишки по той же цене, что и основное количество товара можно, но только совершив определенные юридические шаги. Иначе можно получить проблему в виде непризнания налоговыми органами права на налоговые расходы (в части оприходования не урегулированного договором количества товара).

Топ-менеджеру в данном случае нужно позаботиться о том, чтобы информация об отклонении количества поставленного товара поступала от всех сотрудников, имеющих отношение к его приемке.

1 из 1

Бухгалтерские и юридические вопросы тесно взаимосвязаны между собой. Но бухгалтеру и юристу трудно общаться друг с другом в силу того, что они условно разделены на разные подразделения и часто оперируют непонятными друг для друга терминами. Топ-менеджер должен изучить язык как бухгалтера, так и юриста, стать посредником между ними и наладить деятельность предприятия таким образом, чтобы все подразделения действовали согласованно.

Бухгалтер может только тогда полноценно и правильно выполнить свою функцию, если он не будет игнорировать юридические вопросы, которые возникают в ходе деятельности компании. В то же время нельзя допускать, чтобы юрист ограничивался только тем, что его задача — просто подготовить проект договора, а учет и налогообложение операций по такому договору — дело бухгалтерии. Не отреагировав на предъявленный иск о взыскании задолженности, бухгалтер не уменьшит налоговый доход (согласно ст. 159 НК). А юрист, подготовивший проект договора займа, скажем на 1 млн грн, с удивлением узнает, что топ-менеджер не в восторге от того, что на сумму займа через 365 дней увеличится объект обложения налогом на прибыль и предприятие потеряет 180 000 грн.

Чтобы выступать в роли эффективного менеджера и принимать грамотные решения, руководителю следует обратить внимание на следующие моменты.

  1. Необходимо понимать юридические, налоговые и учетные аспекты хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Не стоит принимать управленческие решения, касающиеся совершения тех или иных хозяйственных операций, предварительно не согласовав их с бухгалтером и юристом.
  3. Топ-менеджер может согласовывать свои действия с подчиненными путем:

  • визирования договоров юристом и бухгалтером;
  • анализа проектов юристом и бухгалтером с докладом результатов такого анализа;
  • проведения совместных совещаний.

Кроме того, топ-менеджер может проконсультироваться у внешних юристов, налоговых консультантов, аудиторов и сравнить их анализ с анализом внутренней юридической и бухгалтерской служб.


Нормативная база

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV.

Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 № 755-IV.

НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 № 73.


Дата подготовки
14.08.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Во избежание разногласий