Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Внедряем МСФО

Что изменится в функционале главбуха предприятия


Кроме организации бухгалтерского и налогового учета главбухам часто вменяют в обязанности кадровую работу, функции секретаря-делопроизводителя (не говоря уже об обязанностях по планированию и проведению экономического анализа). В таких случаях нужно разработать рабочий план счетов и наладить эффективную систему документооборота (в рамках учетной политики).


Сергей Рогозный,
сертифицированный аудитор, юрист, менеджер по аудиту
Международной аудиторской компании BDO
www.bdo.ua


Главный бухгалтер — самое ответственное лицо любого предприятия. Именно на него возложена ответственность перед:

  • государством — за правильность и своевременность расчетов по налогам и сборам;
  • руководством предприятия — за обеспечение его своевременной и достоверной информацией о финансовом положении предприятия, наличии денежных средств, поступлениях от клиентов и обязательствах перед кредиторами. Ну а оптимизация налоговых расходов — едва ли не самая главная обязанность;
  • владельцем — за организацию системы внутреннего контроля за ресурсами и достоверность показателей финансовой отчетности;
  • коллективом бухгалтерии — за справедливое распределение обязанностей и оплату труда;
  • другими сотрудниками — за правильность расчета заработанных ими денежных средств;
  • контрагентами — за своевременность и правильность оформления финансово-хозяйственных документов и пр.

Имеем то, что имеем...

На работу бухгалтеров в значительной степени повлиял введенный в 2011 году Налоговый кодекс. А уже через год начался переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Хотя перейти на ведение учета с применением МСФО должны были всего лишь несколько тысяч предприятий из 1,3 млн зарегистрированных в Украине. При этом значительная их часть и до этого готовила отчетность для своих владельцев и международных партнеров путем трансформации бухгалтерской документации с учетом требований международных стандартов. Поэтому после введения МСФО бухгалтеры таких предприятий вздохнули с облегчением, ведь у них отпала необходимость готовить два комплекта отчетности по разным учетным политикам. Остальные считали, что процесс внедрения МСФО будет требовать от них новых знаний и навыков. По сути, новые стандарты являются всего лишь требованиями к отчетности, а не стандартами учета как, например, национальные П(С)БУ. Ведь в МСФО не регламентирован способ раскрытия деятельности компании. Вы не найдете в них привычных для наших бухгалтеров плана счетов, корреспонденции счетов, форм первичных документов и учетных регистров.

1 из 1

МСФО — это стандарты исключительно отчетности, то есть заключительного этапа бухгалтерской работы. Они не содержат никаких специальных требований по ведению учета, это означает, что компания может выбрать любой доступный способ получения международной отчетности. Единственное требование к способу получения отчетности — она не должна противоречить принципам подготовки и предоставления информации, принятым в МСФО.

Кстати, в 2000 году П(С)БУ (когда они только начали вводиться) имели много общего с МСФО. Более того, в ст. 1 Закона о бухучете отмечено, что П(С)БУ «не противоречат международным стандартам». Правда, далеко не все изменения, внесенные в МСФО, в дальнейшем были имплементированы в наши национальные стандарты. Зато всеобъемлющее влияние на организацию документооборота предприятий оказало налоговое законодательство, отдельные требования которого перешли в П(С)БУ.

В 2013 году после создания при Министерстве финансов Совета по МСФО вышли обновленные НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и П(С)БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность», а также были внесены соответствующие изменения в другие стандарты, благодаря чему был устранен целый ряд расхождений с требованиями МСФО.

Как результат, предприятия, ведущие полноценный учет по П(С)БУ, получили возможность практически безболезненно перейти на МСФО — самые авторитетные мировые бухгалтерские стандарты, которые применяются в более чм 120 странах мира и признаются на всех мировых фондовых биржах.

1 из 1


Три шага навстречу МСФО

С чего же начинается переход на международные стандарты?

Первым шагом в этом направлении является определение формата следующего отчета и ознакомление с ним коллектива бухгалтерии и других причастных к его составлению лиц. Каждый бухгалтер должен понять, с какой именно частью финансовой отчетности он будет работать.

Вы можете возразить, мол, все четыре формы отчетности в Украине утверждены Минфином и никакие изменения, мягко говоря, не приветствуются. Согласен, но только частично.

Во-первых, в соответствии с п. 4 обновленного НП(С)БУ 1 можно приводить только те статьи из основного и дополнительного перечня, которые характерны именно для вашего предприятия. А, во-вторых, в международной отчетности, где примечания имеют несравненно больший вес для пользователей отчетности по сравнению с нашей Формой 5, именно полнота раскрытия информации в примечаниях определяет профессионализм главного бухгалтера и аудитора предприятия.

1 из 1

В международной отчетности примечания обычно содержат следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Основа подготовки финансовой отчетности.
  3. Операционная среда и экономическая ситуация.
  4. Управление рисками.
  5. Существенные бухгалтерские оценки.
  6. Основные принципы учетной политики предприятия.
  7. Детализация основных статей отчетности.
  8. Операции со связанными сторонами.
  9. Фактические и потенциальные обязательства.
  10. События после даты финансовой отчетности.

Если отчетность составляется впервые, то дополнительно приводится переходный баланс на дату первого применения МСФО или таблица согласования чистых активов предприятия.

Вторым шагом будет утверждение учетной политики и доведение ее до сведения сотрудников бухгалтерии. Для решения этого вопроса предлагаем воспользоваться, во-первых, разделами из учетной политики обнародованной международной отчетности других предприятий (все публичные акционерные общества должны обнародовать собственную отчетность на своих корпоративных сайтах), а, во-вторых, Методрекомендациями № 635. Несмотря на то, что указанные Методрекомендации предназначены для предприятий, которые ведут учет по национальным стандартам, они пригодятся и «международникам».

И третьим шагом станет разработка рабочего плана счетов и налаживание эффективной системы документооборота (в рамках учетной политики).

1 из 1

Приложение 1

Фрагмент графика документооборота предприятия

№ п/п

Вид документа

Структурное подразделение (создание документа)

Должностные лица (подписание документа)

Основание

Срок создания документа

Обработка и учет

Срок передачи после выполнения

Хранение (срок хранения)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Акт приема-передачи ОС (внутреннее перемещение)

Комиссия, которая создана по приказу руководителя

1. Председатель комиссии.
2. Руководитель предприятия

Приказ руководства

В течение дня, с момента подписания руководством

В бухгалтерию

На следующий день после введения — в бухгалтерию

Архив бухгалтерии — 3 года

2

Доверенность на получение ТМЦ

Бухгалтерия

1. Руководитель подразделения.

2. Главный бухгалтер.

3. Материально ответственное лицо

Заявка на получение ТМЦ:

— производственным подразделением;
— административным отделом

По мере необходимости в течение дня

Ответственному лицу бухгалтерии

На следующий день после получения ТМЦ

Архив бухгалтерии — 3 года

...

...

...

10

Накладная на отпуск продукции

Бухгалтерия

1. Начальник цеха.
2. Главный бухгалтер

Договор. Приказ на отпуск продукции

При наличии продукции в течение дня

В бухгалтерию

Не позднее следующего дня после отгрузки

Архив бухгалтерии — 3 года

...

...

...

15

Акт выполненных ремонтных работ

Организация подрядчика

Руководитель структурного подразделения

Договор

Согласно условиям договора

В бухгалтерию

На следующий день после подписания акта

Архив бухгалтерии — 3 года

...

...

...

...

...


Организацию документооборота
на предприятии следует рассматривать как одну из основных составляющих учетной политики. Она представляет собой обращение документов между структурными подразделениями и исполнителями. Документооборот должен быть оперативным, направленным и по возможности исключать обратные операции, которые мешают целенаправленному движению документов.

При составлении графика следует руководствоваться п. 5 и 6 Положения № 88. В нем сказано, что для «упорядочения движения и своевременного получения для записей в бухгалтерском учете первичных документов приказом руководителя предприятия, учреждения устанавливается график документооборота, в котором указываются дата создания или получения от других предприятий и учреждений документов, принятия их к учету, передачи в обработку и в архив». График документооборота должен обеспечить оптимальное количество подразделений и исполнителей и может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, закрепленных за каждым отдельным подразделением предприятия с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Как видим, в документообороте нет ничего нового, главное, чтобы он был рациональным и выполнялся ответственными лицами. В конечном итоге прошедшие обработку первичные документы и учетные регистры подлежат обязательной передаче в архив. Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах или металлических шкафах, обеспечивающих их надлежащее хранение и отвечающих требованиям п. 6 указанного Положения.

Рабочий план счетов важный элемент учетной политики. Он должен обеспечить такую систематизацию и накопление хозяйственной информации, чтобы у бухгалтера не возникало трудностей с составлением основных финансовых отчетов в соответствии с МСФО (в этом и заключаются основные отличия), и предоставить достаточную детализацию статей отчетности для анализа и составления примечаний к отчетности. При этом рабочий план счетов должен быть достаточно гибким на случай изменения структуры или бизнеса компании.

1 из 1


Приложение 2

Рабочий план счетов торгового предприятия, которое перешло на применение МСФО

Синтетические счета

Субсчет

Код

Название

Код

Название

Класс 1. Необоротные активы

10

Основные средства

100

Инвестиционная недвижимость

101

Земельные участки

103

Здания и сооружения

104

Машины и оборудование

105

Транспортные средства

106

Инструменты, приборы и инвентарь

109

Прочие основные средства

11

Прочие необоротные материальные активы

112

Малоценные необоротные материальные активы

119

Износ малоценных необоротных материальных активов

12

Нематериальные активы

121

Права пользования имуществом

122

Права на коммерческие обозначения

123

Прочие нематериальные активы

129

Амортизация и обесценивание НМА

13

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы