Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Вадим Ивченко: «Дотации надо разделить по направлению производства»

Будут ли поддерживать парламентеры предложения членов правительства относительно отмены налоговых льгот для аграриев? Как будет решаться вопрос о возмещении НДС по экспорту зерновых и технических культур? Об этих и других актуальных проблемах рассказывает народный депутат Вадим Ивченко – заместитель председателя парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений.

1 из 1

Ивченко Вадим Евгениевич – депутат Верховной Рады Украины VIII созыва, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Родился 29 января 1980 года на Далеком Востоке (город Уссурийск, Российская Федерация). В 2002 году закончил Киевский гуманитарный институт (специалист по международным отношениям), в 2011-м – Национальную академию государственного управления при Президенте Украины (магистр государственного управления). Учился в Киево-Могилянской бизнес-школе (kmbs).
В 2012-2014 годах Вадим Евгениевич был членом рабочей группы по аграрным рынкам при Министерстве аграрной политики и правительственного комитета по вопросам регионального развития. Имеет награды от Председателя Верховной Рады, премьер-министра и министра аграрной политики. Женат, отец двоих детей. Свободно владеет английским языком.


– Вадим Евгениевич, сейчас, накануне сбора урожая зерновых и технических культур (товарных позиций 1001-1008, кроме 1006 и 1008 10 00 00 и 1205 и 1206 УКТВЭД. – Ред.), представителей агробизнеса интересует вопрос, как будут облагаться НДС операции по их экспорту. Сегодня они освобождены от налогообложения. Насколько это экономически обосновано?

– В нынешних условиях ответ – неоднозначный. В прошлом году, как известно, Верховная Рада поддержала предложение КМУ относительно отмены процедуры возврата НДС во время экспорта зерновых 01.01.15 г. Однако сегодня идет острая дискуссия по этому поводу. Лично я считаю, что при экспорте зерна сельхозпроизводители должны получать возмещение НДС так же, как и любые другие субъекты хозяйствования, работающие в других областях экономики. Ведь это влияет на формирование ценовой политики в стране. В случае возмещения она была бы на 20 % выше.

– Какие есть законодательные инициативы в этой сфере?

– Разрабатывая законопроекты, мы ставили следующие цели: восстановление платежеспособности аграриев; сбалансирование интересов товаропроизводителей и государственного бюджета; предупреждение негативных социально-экономических последствий и создание предпосылок для развития агропромышленного комплекса. А это возможно достичь, предоставив сельхозпроизводителям право на получение бюджетного возмещения в случае экспорта зерновых и технических культур. Поэтому предлагалось для них экспорт облагать налогом по нулевой ставке НДС с предоставлением права на бюджетное возмещение в полном объеме. А для первого посредника, то есть для экспортера, который приобрел такие культуры у производителя, – в объеме 50 %. Все другие экспортеры освобождались от налогообложения. Однако эта идея не нашла поддержки. Сегодня уже подготовлен ко второму чтению законопроект от 02.04.15 г. № 2527: по этому документу право на нулевую ставку и соответственно на бюджетное возмещение будут иметь сельхозпроизводители и посредники, которые непосредственно приобрели такие культуры у производителя, являющегося плательщиком НДС на общих основаниях. Законопроект уже прошел первое чтение и является основным документом. Надеемся на скорейшее его принятие.

– Почему так часто меняются законодательные нормы по этому вопросу: за последний год редакция п. 15 разд. 2 Переходных положений Налогового кодекса менялась четыре раза?

– К сожалению, в Украине фактически действует запрет на возмещение НДС при экспорте зерновых и ехнических культур. Частично это объясняется тем, что производители зерна имеют льготы по уплате НДС: мол, в случае возмещения НДС происходит субсидирование экспортеров за счет госбюджета. Однако этот запрет является необоснованным, поскольку такое субсидирование может возникать лишь в одном случае – в случае возмещения НДС посреднику, который приобрел зерновые и технические культуры у сельхозпроизводителя – субъекта спецрежима НДС согласно ст. 209 Налогового кодекса. Ведь посредник будет заявлять к возмещению суммы НДС, уплаченные им сельхозпроизводителям, которые, в свою очередь, оставляют их на своем спецсчете, а не будут платить его в госбюджет.

А вот сельхозпроизводитель при выращивании зерна платит НДС в полном объеме своим поставщикам при приобретении семян, удобрений, горюче-смазочных материалов и прочих ТМЦ. Именно эту сумму НДС он и будет заявлять к возмещению, как это, кстати, осуществляют экспортеры-производители другой продукции. При этом он фактически не пользуется льготным режимом, ведь при прямом экспорте на его спецсчет никакие средства не поступают. Законопроект № 2527 решает эту проблему.

1 из 1

По данным Украинской зерновой ассоциации и Американской торговой палаты, в период с октября по декабрь 2014 года экспорт зерна со статусом сельхозпроизводителя осуществили почти 500 компаний (около 0,8 % от общего объема сельхозпроизводителей в Украине). То есть государственная поддержка отечественного производителя при таком режиме возврата НДС фактически сводилась к поддержке отдельных компаний. Эта ситуация изменилась после того, как Верховная Рада приняла Закон от 28.12.14 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (вследствие чего было отменено положение касательно режима применения и администрирования НДС относительно операций по экспорту зерновых и технических культур).В случае принятия очередных налоговых изменений путем принятия законопроекта от 14.05.15 г. № 2527 (относительно создания справедливых условий для реализации сельскохозяйственной продукции) будет восстановлено возмещение НДС только для непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако, по мнению экспертов (в частности Украинской Зерновой Ассоциации), такая новелла не вписывается в рамки Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. В частности, Украина должна соблюдать требования Директивы Совета ЕС № 2006/112/ЄС, которая не предусматривает ограничение права определенных категорий субъектов хозяйствования.


– Сегодня по отношению к сельхозпроизводителям-экспортерам происходит налоговая дискриминация. Как Вы относитесь к этой проблеме?

– Ясно, что невозмещение НДС при экспорте зерна для всех субъектов, независимо от того, пользуются они льготами или нет, является налоговой дискриминацией. Между прочим хочу отметить, что отсутствие возмещения НДС производителям зерна и технических культур при экспорте – это, в сущности, является пошлиной на экспорт. А такая пошлина (на экспорт зерна) нарушает ст. 31 Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом: стороны не должны вводить или сохранять в силе какие-либо пошлины, налоги или какие-либо другие меры эквивалентного действия, которые налагаются на вывоз товаров или вводятся в связи с вывозом товаров на другую территорию. Невозмещение НДС при экспорте зерна является «мерой эквивалентного действия», поэтому это свидетельствует об игнорировании Украиной требований указанного Соглашения.

Кроме Соглашения об Ассоциации с ЕС, наверное, не следует забывать и о Соглашении, подписанном представителями коалиции в стенах Верховной Рады. Ведь в этом документе (п. 2.1 разд. XI Соглашения) четко написано, что до 01.01.18 г. должно быть сохранено возмещение НДС при экспорте сельскохозяйственной продукции и система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренная Налоговым кодексом.

– Сейчас этот вопрос очень беспокоит сельхозпроизводителей. Как известно, в мае 2015 года в СМИ была распространена информация о том, что Международный валютный фонд выступил со своим требованием отменить льготы для аграриев по уплате НДС и перевести их на обычный режим уплаты этого налога. Каковы перспективы относительно сохранения или отмены спецрежимного НДС?

– Минфин активно лоббирует вопрос относительно отмены спецрежима налогообложения в аграрной области. Я однозначно против такого подхода. Это отрицательно повлияет на всех аграриев, и особенно на тех, кто занимается производством животноводческой продукции, и на малых сельхозпредприятий – фермеров. Например, на сегодняшний день благодаря спецрежиму фермеры получают около 1 000 грн. на каждый гектар земли. А с подачи Минфина, по разным оценкам, они обеднеют вдвое. Поэтому я считаю, что спецрежим по НДС нужно оставить для сохранения животноводства и мелкого фермерства. В этих сферах сложилась непростая ситуация. Кроме того, нужно переходить от сырьевой экономики к производству продукции с добавленной стоимостью. И именно в этом вопросе нам поможет животноводство.

– По оценкам Института аграрной экономики, почти две трети сумм НДС, полученных по спецрежиму налогообложения, приходятся на те виды сельхозпродукции, которые фактически не нуждаются в бюджетной поддержке – рентабельность их производства и так достаточно высокая. Вы согласны с тем, что спецрежим НДС нуждается в усовершенствовании?

– Да, конечно. Как я уже говорил, спецрежим – это государственный инструмент для развития отдельной области сельхозпроизводства, организационно-правовых форм, сложившихся на селе, и т. п. Поэтому его необходимо сохранить для животноводства. В поддержке нуждаются мелкие сельхозпредприятия. У нас сейчас одни и те же условия налогообложения и для них, и для мощных агрохолдингов. И эта проблема также нас волнует. Но сейчас тяжело определить критерий, по которому нужно предоставлять плательщикам преференции по налогообложению.

– А разве таким критерием не может быть количество гектаров в том или ином хозяйстве? Скажем, чем оно мельче, тем больше получит дотаций…

– Вряд ли такой критерий будет оправданным. Представьте ситуацию: руководство среднего сельхозпредприятия узнало о том, что мелким субъектам хозяйствования (которые имеют меньше земли), предусмотрено больше дотаций. Каковы дальнейшие действия? «Середняк» разделится на несколько «мелких». Тоже же самое будет происходить с крупными хозяйствами – будут размельчаться на несколько средних. Кстати, агрохолдинги и без того разделены на «мелких». Итак, они снова «уменьшатся», чтобы получать больше дотаций. То есть это путь – в никуда.

– Что же, по Вашему мнению, нужно делать?

– Дотации надо разделить по направлению производства. Если речь идет о растениеводстве и растительных культурах, то должна быть общая система налогообложения и возмещения НДС при экспорте, а для тех, кто не экспортирует, – сохранить спецрежим. Если же мы говорим о животноводах и птицеводах, то для них спецрежим по НДС нужно сохранить.

1 из 1

В Верховной Раде зарегистрирован правительственный законопроект от 30.06.15 г. № 2173а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налога на добавленную стоимость». По этому документу с 1 января 2016 года отменяется специальный режим обложения НДС в сфере рыболовства, сельского и лесного хозяйства. При этом с отменой освобождения от обложения НДС операций по экспорту зерна и технических культур Кабмин фактически возвращается к практике возмещения НДС при экспорте этих культур. Таким образом, аграриев снова «будут кормить» очередными обещаниями относительно возмещения НДС за счет госбюджета.


– Хотелось бы узнать, как эти проблемы решаются в других странах?

– Во многих странах, например в ЕС, государство заботится о своих сельхозпроизводителях. Так, например, в Германии фермеры получают немалые дотации – по 200 евро на гектар своей земли и еще 100 евро – на развитие социальной сферы. Однако они платят высокую арендную плату за землю – от 350 до 450 евро за каждый гектар, а у нас – только 45 (в пересчете по гривневому эквиваленту). Таким образом, в Германии арендную плату покрывают за счет дотаций, а в Украине – за счет спецрежима обложения НДС. Как показывают расчеты, средства, которые аккумулируются благодаря нашему спецрежиму, превышают размер арендной платы за землю. То есть у наших аграриев-экспортеров условия лучшие, чем у немецких.

Также хочу отметить, что спецрежим – это способ государственной поддержки сельхозпроизводителя, своего рода дотация, которая ныне составляет почти 21 млрд долларов. Если же проанализировать размеры финансирования программ агропромышленного комплекса и то, что используется на развитие агропереработки и возмещение кредитных процентов, то общая сумма помощи будет достигать около 25 млрд долларов. Это и есть та сумма, которую наше государство выделяет для аграрной сферы.

– Как Вы видите дальнейшее развитие сельского хозяйства?

– Мы уже готовим ко второму чтению законопроект от 23.12.14 г. № 1599, предусматривающий стимулирование создания и деятельности семейных фермерских хозяйств. Он призван улучшить ситуацию малых сельхозпроизводителей, крестьян, которые ведут личное хозяйство. Путем создания семейных фермерских хозяйств они смогут получить преимущества, в частности, в налогообложении, которыми пользуются имеющие статус сельхозпроизводителя.

Относительно крупных агроформирований, то они, конечно, производят наибольшую долю сельскохозяйственной продукции, которая идет на экспорт. Но, по прогнозам Мировой организации торговли, через несколько лет цена на зерно упадет. И хотя новые времена наносят немало хлопот и ущерба, вместе с тем они открывают новые возможности. Наверное, уже пора задуматься над повышением эффективности производства и переходом на производство и экспорт не сырья, а продукции с добавленной стоимостью. И чем быстрее это произойдет, тем легче в будущем мы переживем снижение цены на наше экспортное «золото».

– И напоследок хотелось бы уточнить еще один момент. В нынешнем году вместо фиксированного сельскохозяйственного налога создана отдельная (четвертая) группа единого налога. Будут ли соответствующие изменения по этому налогу?

– Изменения в Налоговый кодекс сейчас нарабатываются в Минфине. Мы, депутаты, также должны предоставить свои предложения относительно правительственных проектов, которые будут нам представлены. Но это произойдет не ранее, чем осенью этого года. То есть после того, как пройдут парламентские слушания на тему: «Специальный режим налогообложения предприятий агропромышленной области: современное состояние и перспективы»…

Беседу вел Валентин Ковальский,
редактор рубрики «Интервью»

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы